Первый этап реализации Концепции охватывает 2008-2012 годы и преследует следующие цели:
- приведение зданий, помещений, инженерных и технологических сетей железнодорожных вокзалов, находящихся в Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах с населением свыше 0,2 млн.чел., в технически исправное состояние с учетом устранения накопившегося морального и физического износа;
- повышение эффективности управления имущественным комплексом железнодорожных вокзалов и достижение стабильно высоких показателей рентабельности вокзальной деятельности;
- создание условий для подготовки и реализации инвестиционно-строительных проектов комплексного развития территории в зоне влияния железнодорожного вокзала, а также трансформация (или строительство) железнодорожных вокзалов в многофункциональные пассажирские ТПУ.
В ходе первого этапа реализуются следующие мероприятия:
1. Формирование актуальной базы данных об организационно-правовых и экономических, технических, характеристиках железнодорожных вокзалов, включая:
- проведение комплексной технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, входящего в состав железнодорожных вокзалов;
- завершение процессов постановки на государственный кадастровый учет земельных участков под объектами недвижимости, входящими в состав железнодорожных вокзалов;
- завершение процессов пообъектной государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества железнодорожных вокзалов, входящие в состав производственно-технологических комплексов, а также на земельные участки;
- сбор систематизированной информации об организационно-правовых, экономических, технических характеристиках железнодорожных вокзалов и консолидация их в ДЖВ;
- разработку и внедрение информационной системы "Электронный паспорт железнодорожного вокзала", включающей в себя реестры информации об общих, технических, эксплуатационных, функциональных, инвестиционных, градостроительных характеристиках железнодорожных вокзалов, а также об основных показателях его хозяйственной деятельности.
2. Выполнение в полном объеме восстановительного ремонта и обеспечение эксплуатационной надежности железнодорожных вокзалов, находящихся в Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах с населением свыше 0,2 млн.чел., включая:
- первоочередную ликвидацию аварийных и предаварийных ситуаций;
- плановое восстановление технической надежности инфраструктуры железнодорожных вокзалов (и их элементов) за счет реализации программ реконструкции и модернизации и снижения уровня отложенного ремонта железнодорожных вокзалов;
- создание специальной группы стратегического планирования для подготовки и контроля реализации планов восстановления железнодорожных вокзалов в рамках ДЖВ, оценки экономической целесообразности выполнения восстановительного ремонта по сравнению с заменой или модернизацией конкретных конструктивных элементов и инженерного оборудования;
- организацию стабильного и достаточного финансирования ремонтных и восстановительных работ, объективно соответствующего имеющимся потребностям.
3. Повышение уровня комплексной безопасности потребителей, включая:
- разработку программы по ключевым направлениям обеспечения безопасности на железнодорожных вокзалах, в том числе от террористических и техногенных угроз, а также угроз личной безопасности потребителей;
- создание систем автономного жизнеобеспечения (бесперебойного технологического функционирования) на железнодорожных вокзалах;
- обязательное размещение на железнодорожных вокзалах правоохранительных органов (милиция), медицинских пунктов;
- внедрение комплексных автоматизированных систем безопасности, в т.ч. пожаротушения, видеонаблюдения;
- введение системы регулярного мониторинга уровня комплексной безопасности по каждому из железнодорожных вокзалов, находящихся в ведении ДЖВ, и в целом по системе железнодорожных вокзалов;
- внедрение механизмов воздействия на административно-управленческий персонал железнодорожных вокзалов в зависимости от результатов оценки и мониторинга уровня комплексной безопасности.
4. Повышение доступности, качества и объема услуг на железнодорожных вокзалах, включая:
- разработку маркетинговой стратегии, в т.ч. определение целевых потребителей услуг, разработку требований и рекомендаций к комплексу, качеству и формату предоставления услуг, разработку комплекса мер по продвижению услуг;
- обустройство железнодорожных вокзалов для обслуживания потребителей с ограниченными физическими возможностями;
- разработку и внедрение стандартов качества услуг и обслуживания потребителей и пользователей, а также среды их пребывания, обеспечивающих, помимо предусмотренных действующим законодательством (билетное обслуживание, прием и выдача багажа, камеры хранения ручной клади, залы ожидания, справочные бюро, комнаты отдыха пассажиров, комнаты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров), дополнительный набор услуг, предусмотренный разделом 4.4 Концепции;
- внедрение систем информационного обеспечения железнодорожных вокзалов с применением современных информационных технологий и оборудования;