УТВЕРЖДЕНА
ОАО "РЖД"
17 сентября 2008 года N 15098

     

Концепция
эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" до 2015 года*

________________

* Приложения 2, 4, 5, 6 не приводятся.

Общие положения


Концепция эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" до 2015 года (далее - Концепция) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегическая программа до 2010 года и основные направления развития ОАО "РЖД" на период до 2015 года, Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, других программных документов, прогнозах социально-экономического развития страны и ее регионов на среднесрочную и более отдаленную перспективу, результатах научных исследований и направлена на реализацию комплекса мероприятий по развитию железнодорожных вокзалов, которые обеспечат безусловное повышение качества и увеличение объема сервисных услуг, комфорт и безопасность пребывания пассажиров на железнодорожных вокзалах, максимальную эффективность использования имущества железнодорожных вокзалов, а также недискриминационный доступ к вокзальной инфраструктуре перевозчиков.

Концепция, объединяя традиционные и новые взгляды на оценку и перспективы развития железнодорожных вокзалов, учитывая усиливающуюся конкуренцию между различными видами транспорта, современное состояние вокзального хозяйства, мировые тенденции в подходах к его управлению и развитию, содержит предложения Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД" по системному и комплексному развитию железнодорожных вокзалов, определяет цели и задачи такого развития, а также систему мероприятий, механизмов их реализации и последовательности действий (этапов), обеспечивающих достижение поставленных целей и задач.

1. Термины и определения


С учетом имеющейся терминологической неопределенности в сфере ключевых для железнодорожного вокзального хозяйства понятий, для целей Концепции используются следующие термины и их определения*.

________________

* Формирование терминов и их определений осуществлено исключительно для целей удобства восприятия и понимания настоящей Концепции. Определение терминов выполнено на основании положений действующего законодательства, которые рассматриваются в дальнейших разделах Концепции, а также исходя из целей и задач развития и эффективного использования железнодорожных вокзалов.


Железнодорожный вокзал - элемент железнодорожной инфраструктуры, комплексный объект недвижимости - часть вокзального комплекса и железнодорожной станции (пассажирского остановочного пункта), здание или комплекс зданий и сооружений, расположенных на земельных участках, являющихся федеральной собственностью, состоящих из помещений, предназначенных для обслуживания потребителей и пользователей, размещения служебного персонала и управления движением поездов.

Вокзальный комплекс - совокупность железнодорожного вокзала и прилегающей к нему территории, объектов, зданий и сооружений, физически, технологически или иным образом связанных с железнодорожным вокзалом и подчиненных единому правовому режиму функционирования и развития.

Многофункциональный транспортно-пересадочный узел - составная часть транспортной сети, объединяющая разные виды транспорта и/или разные транспортные системы для объединения и распределения потоков пассажиров, ключевым элементом которого является железнодорожный вокзал.

Потребители (клиенты) - пассажиры железнодорожного транспорта; посетители железнодорожного вокзала (в том числе провожающие и встречающие пассажиров).

Пользователи - юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые используют площади железнодорожных вокзалов для осуществления предпринимательской деятельности, а также перевозчики, в т.ч. независимые транспортные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере пассажирских железнодорожных перевозок.

Вокзальная деятельность - деятельность по обслуживанию потребителей и пользователей железнодорожных вокзалов, а также по управлению железнодорожными вокзалами, в т.ч. по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию и эксплуатации железнодорожных вокзалов.

Функциональная надежность - стабильность, устойчивость и непрерывность всех процессов функционирования железнодорожных вокзалов, в т.ч. связанных с обеспечением транспортной деятельности и обслуживанием пользователей и потребителей.

Комплексная безопасность - личная, профессиональная транспортная экологическая, антитеррористическая безопасность потребителей, пользователей и служащих железнодорожных вокзалов.

Эффективность управления железнодорожными вокзалами - достижение положительного социально-экономического эффекта в результате осуществления деятельности по управлению железнодорожными вокзалами.

Услуги железнодорожных вокзалов - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей пользователей и потребителей.

2. Основные характеристики текущего состояния железнодорожных вокзалов

2.1. Обзор существующей системы управления железнодорожными вокзалами и характеристика использования имущества железнодорожных вокзалов


В ходе реализации реформы на железнодорожном транспорте Советом директоров ОАО "РЖД" 3 марта 2006 года было принято решение о создании филиала в составе ОАО "РЖД" для обеспечения работы железнодорожных вокзалов - Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" (далее - ДЖВ). С 1 апреля 2007 года ДЖВ начала свою работу, объединив 16 региональных дирекций железнодорожных вокзалов.

В настоящее время фактическая численность ДЖВ составляет 13176 чел., или 94,8% от штатной численности.

Укомплектованность Дирекции персоналом характеризуются следующими данными:

- руководители - 97% (штат - 881 чел., факт - 855 чел.);

- специалисты - 98% (штат - 1240 чел., факт - 1218 чел.);

- служащие - 102% (штат - 3869 чел., факт - 3939 чел.);

- рабочие кадры - 90% (штат - 7953 чел., факт - 7115 чел.).

Кадровый состав Дирекции достаточно молодой, работники пенсионного возраста составляют лишь 9%.

Количество руководителей в возрасте до 30 лет - 68 чел. (8%), а достигших пенсионного возраста - 50 чел. (6%).

Вместе с тем высшее образование имеют лишь 16% работников Дирекции (2,1 тыс.чел.), из них 676 руководителей (80% от общей численности руководителей), 641 специалист (53%), 533 служащих (14%).

В целом по Дирекции остаются вакантными 20 должностей руководителей, в т.ч. номенклатуры ОАО "РЖД" - 9 должностей, номенклатуры ДЖВ - 11 должностей.

В ведение ДЖВ переданы 323 железнодорожных вокзала, или 6% от общего количества вокзалов российской сети железных дорог, которые обслуживают 83% пассажиров по отправлению в дальнем следовании. Площадь указанных железнодорожных вокзалов составляет около 60% всех вокзальных площадей.

Из 323 железнодорожных вокзалов 47 относятся к внеклассным, 31 - к первому, 106 - ко второму и 133 - к третьему классам. Здания и сооружения в составе объектов недвижимого имущества железнодорожных вокзалов ДЖВ насчитывают 2295 объектов (887 зданий и 1408 сооружений).

Общая площадь железнодорожных вокзалов, находящихся в ведении ДЖВ, составляет 1211602 м.

Остаточная стоимость основных средств железнодорожных вокзалов по состоянию на 1 июля 2008 года составляет 52134 млн.руб.

Использование имущества железнодорожных вокзалов в настоящее время осуществляется по следующим направлениям:

- обслуживание потребителей и пользователей железнодорожных вокзалов (70%);

- размещение железнодорожных и сторонних организаций на безвозмездной основе (15%);

- сдача в аренду (9%).

Следует отметить, что использование имущества железнодорожных вокзалов осуществляется неэффективно. Так, например, не в полной мере реализован потенциал железнодорожных вокзалов по предоставлению пустующих помещений в аренду*, а сами процессы управления сдачей в аренду помещений до конца не упорядочены. До настоящего времени в практику управления имуществом железнодорожных вокзалов не внедрены единые принципы обязательного применения рыночной ставки арендной платы** и ее регулярного пересмотра на основании результатов независимой оценки ее размера в соответствующем регионе. Не определены принципы конкурсного отбора арендаторов, учитывающие, в т.ч. предварительную оценку качества представляемых арендаторами услуг и их влияния на имидж железнодорожного вокзала. При этом не проведена полная инвентаризация имущества железнодорожных вокзалов, в т.ч. для целей его коммерческого использования, включая сдачу в аренду.

________________

* Неиспользуемое имущество железнодорожных вокзалов, в т.ч. потенциально пригодное для сдачи в аренду, составляет около 6%.

** Проведенные исследования показывают, что, несмотря на коммерчески привлекательное расположение большинства железнодорожных вокзалов в центре городов, средняя используемая ставка арендной платы за 1 м(2) коммерческой площади железнодорожных вокзалов в год в несколько раз ниже применяемого среднего рыночного размера арендной платы для торговых площадей в местах нахождения железнодорожных вокзалов.


Кроме того, не обеспечивается активное вовлечение имущества железнодорожных вокзалов в хозяйственный оборот, в т.ч. в инвестиционную деятельность, что во многом обусловлено незавершенностью процессов пообъектной государственной регистрации прав на входящие в производственно-технологические комплексы железнодорожных вокзалов объекты недвижимого имущества.

Таким образом, существующая система управления железнодорожными вокзалами и практика использования имущества не в полной мере реализует имеющийся экономический потенциал железнодорожных вокзалов, что отрицательно сказывается на развитии железнодорожных вокзалов и финансовых результатах деятельности вокзального хозяйства в целом.

2.2. Основные экономические характеристики деятельности железнодорожных вокзалов


Доходы от деятельности железнодорожного вокзального хозяйства за период с апреля по декабрь 2007 года составили 1445,9 млн.руб., что превысило показатели 2006 года на 29,3%.

В 2007 году большая часть доходов была получена от сдачи площадей в аренду и хранения багажа (соответственно 35,3 и 15,2%).

Эксплуатационные расходы железнодорожного вокзального хозяйства в 2007 году составили 4448,92 млн.руб., что превысило запланированные на 4,3%. Расходы по прочей деятельности в 2007 году составили 1053,7 млн.руб.

Характеристика вокзальной системы Дирекции приведена в приложении 2 к Концепции.



2.3. Основные эксплуатационные характеристики железнодорожных вокзалов


Здания основной части железнодорожных вокзалов, находящихся в ведении ДЖВ, построены по типовым проектам, относятся к первой группе капитальности (нормативный срок службы не истек) и представлены традиционными конструктивными решениями и строительными материалами.

За последние 20 лет построено 47 новых железнодорожных вокзалов, при этом 18% вокзалов, находящихся в ведении ДЖВ, были построены более 100 лет назад. Средний возраст железнодорожных вокзалов составляет 57 лет.

Периодическое освидетельствование технического состояния конструкций и инженерного оборудования в масштабах ДЖВ не выполнялось, поэтому данные о конкретных количественных характеристиках технического состояния каждого железнодорожного вокзала отсутствуют.

Вместе с тем обследование инженерных коммуникаций 40 крупнейших железнодорожных вокзалов, проведенное в соответствии с распоряжением ОАО"РЖД" от 03.11.2006 институтом ОАО "Росжелдорпроект" в IV квартале 2006 года и в I квартале 2007 года, показало в целом высокую степень физического износа коммуникаций и несущих конструкций, доходящего в отдельных случаях до 50-60% (в терминах государственного технического учета износ 60% соответствует категории состояния "ветхое").

В целях выявления потребности в инвестициях для подготовки среднесрочной инвестиционной программы ДЖВ на 2008-2010 годы был проведен оперативный анализ технического состояния железнодорожных вокзалов, который выявил следующее:

1) 48,9% железнодорожных вокзалов (158 из 323) не оснащено оборудованием резервного электропитания;

2) наблюдается крайне низкий уровень обеспеченности железнодорожных вокзалов специальными машинами и оборудованием. Так, например, из имеющихся в наличии в ДЖВ 180 ед. уборочной техники 126 прослужили около 18 лет при среднем сроке службы 10 лет; 22% внутреннего оборудования железнодорожных вокзалов (эскалаторы и лифты) выработали нормативный срок эксплуатации; 38,5% пассажирских платформ требуют капитального ремонта (справка о состоянии пассажирских платформ ДЖВ на 01.01.2008);

3) из 323 железнодорожных вокзалов ДЖВ оборудовано охранно-пожарной сигнализацией (АУПС) только 190 (60%). На 126 (39%) железнодорожных вокзалах необходимо установить систему охранно-пожарной сигнализации вновь, на 28 - требуется провести капитальный ремонт оборудования, на 39 - необходимо провести модернизацию и замену оборудования;

4) системой пожаротушения (АУПТ) оборудованы помещения только на 43 (13%) железнодорожных вокзалах;

5) санитарное состояние части железнодорожных вокзалов не соответствует современным требованиям по минимальному санитарно-гигиеническому уровню.

Таким образом, рассмотрение основных эксплуатационных характеристик железнодорожных вокзалов позволяет сделать следующие выводы:

- в целом по сети железнодорожных вокзалов отсутствует централизованная система управления эксплуатацией, в т.ч. долгосрочное и среднесрочное планирование, отсутствуют единые системы обеспечения безопасности и пожаротушения;

- ремонт осуществляется в отношении небольшой части подвергнувшихся разрушению в результате аварий элементов;

- текущее эксплуатационное состояние отдельных конструктивных элементов железнодорожных вокзалов является критическим;

- объем накопленных ремонтных и аварийных работ (отложенный ремонт) и моральный износ в ряде случаев делают их выполнение экономически нецелесообразным по сравнению с полной заменой конструктивных элементов и инженерного оборудования;

- требует существенного совершенствования система отбора организаций, выполняющих комплекс работ по санитарному содержанию железнодорожных вокзалов, прежде всего в направлениях повышения ответственности подрядных организаций в договорах на оказание услуг и выполнение работ и предъявления более высоких квалификационных требований при их конкурсном отборе;

- объем накопленного износа основных фондов требует привлечения дополнительных источников финансирования для восстановления зданий железнодорожных вокзалов, сооружений и технологических сетей до проектного технико-эксплуатационного состояния.

2.4. Основные характеристики качества услуг, комфорта и безопасности на железнодорожных вокзалах


Массовые опросы пассажиров у железнодорожных касс и в электропоездах пригородного назначения на Ярославском, Курском, Савеловском, Киевском, Ленинградском, Павелецком, Белорусском, Казанском, Рижском вокзалах города Москвы позволили выделить следующие типологизированные группы проблем в области качества услуг, комфорта и безопасности на железнодорожных вокзалах:

- "тарифные", требующие изменений существующих цен (система оплаты услуг камер хранения, носильщиков, комнат отдыха и т.д.);

- "организационные", требующие реализации ряда управленческих мер и работы с персоналом (проведение тренингов, ужесточение контроля, переход на индивидуальное, клиентоориентированное обслуживание и т.д.);

- "маркетинговые", требующие для решения коммуникационно-маркетинговых мер (введение единых стандартов предоставления услуг, установка востребованного пассажирами несложного оборудования, повышение информированности пассажиров, исключение "дебрендирующих", искажающих имидж ОАО "РЖД" услуг и т.д.);

- "капитальные", требующие для решения крупных инвестиций в отрасль (реконструкция и капитальный ремонт железнодорожных вокзалов, отдельных инженерных систем и сооружений и т.д.).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»