ПРИКАЗ
от 25 декабря 2008 года N 146н
Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля
____________________________________________________________________
Утратил силу с 18 июня 2017 года на основании
приказа Минфина России от 4 апреля 2017 года N 56н
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424), Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3258), и в целях осуществления нормативного и методического обеспечения деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля.
2. Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (С.Ю.Павленко) применять Положение, указанное в пункте 1 настоящего приказа, при осуществлении в соответствии со статьей 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации контроля за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Заместитель Председателя
Правительства Российской
Федерации - Министр финансов
Российской Федерации
А.Кудрин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
19 февраля 2009 года,
регистрационный N 13404
ПОЛОЖЕНИЕ
о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля
1. Настоящее Положение устанавливает требования к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля (далее - контрольная деятельность).
2. Настоящее Положение распространяется на деятельность федеральных органов исполнительной власти (далее - субъект финансового контроля) при организации и осуществлении ими финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
3. Настоящее Положение не распространяется на финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
4. Настоящее Положение может применяться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований при организации и осуществлении финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
5. Контрольная деятельность осуществляется субъектом финансового контроля в порядке, установленном в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
6. С целью организации и осуществления контрольной деятельности должны быть обеспечены:
а) распределение обязанностей между работниками, занятыми контрольной деятельностью (далее - работники финансового контроля);
б) планирование контрольной деятельности;
в) создание системы стимулов и условий для профессионального развития и повышения квалификации работников финансового контроля;
г) контроль качества контрольной деятельности;
д) отчетность о контрольной деятельности.
7. Субъект финансового контроля устанавливает критерии оценки результативности контрольной деятельности в целом, а также работы каждого работника финансового контроля.
8. При осуществлении контрольной деятельности работники финансового контроля руководствуются следующими принципами:
а) независимость;
б) профессиональная компетентность;
в) должная тщательность.
9. Независимость работников финансового контроля состоит в том, что при проведении контрольного мероприятия они независимы от объекта финансового контроля, в том числе:
а) не имеют родства с должностными лицами объекта финансового контроля;
б) не являлись в проверяемый период должностными лицами объекта финансового контроля.
Работники финансового контроля должны принимать меры по предотвращению конфликта интересов при проведении контрольных мероприятий.
10. Профессиональная компетентность работников финансового контроля состоит в том, что при осуществлении контрольной деятельности они обладают необходимыми профессиональными знаниями и навыками и постоянно поддерживают их на должном уровне.
11. Должная тщательность работников финансового контроля состоит в своевременном и точном исполнении обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, установленным порядком осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности, программой контрольного мероприятия.
12. При осуществлении контрольной деятельности работники финансового контроля должны проявлять профессиональный скептицизм.
Проявление профессионального скептицизма означает, что весомость полученных доказательств критически оценивается, доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства объекта финансового контроля либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений, внимательно изучаются. Профессиональный скептицизм необходим, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема процедур контроля, а также при оценке их результатов.
13. Контрольная деятельность подлежит планированию.
14. Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения субъектом финансового контроля плана контрольной деятельности на календарный год.
15. План контрольной деятельности представляет собой перечень контрольных мероприятий (ревизий, проверок), которые планируется осуществить в следующем календарном году.
В плане контрольной деятельности по каждому контрольному мероприятию устанавливаются объект финансового контроля, проверяемый период, суммы финансирования в проверяемом периоде, форма контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, ответственные исполнители.
16. При планировании контрольной деятельности учитываются:
законность, своевременность и периодичность проведения контрольных мероприятий;
степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
реальность сроков проведения контрольных мероприятий;
равномерность нагрузки на работников финансового контроля;
экономическая целесообразность проведения контрольных мероприятий, определяемая соотношением затрат на проведение каждого контрольного мероприятия и суммы средств федерального бюджета, в отношении которых планируется проведение данного мероприятия;
наличие резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий и другие факторы.
17. Субъект финансового контроля организует контроль за исполнением плана контрольной деятельности.
18. Внеплановые контрольные мероприятия назначаются в установленном порядке осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности.
19. Качество контрольной деятельности подлежит систематическому контролю.
20. Предметом контроля качества контрольной деятельности является соблюдение при осуществлении контрольной деятельности бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, настоящего Положения и установленного порядка осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности.
21. Контроль качества контрольной деятельности осуществляется субъектом финансового контроля, который определяет формы, методы, периодичность и сроки такого контроля (порядок контроля качества).
Порядок контроля качества контрольной деятельности должен обеспечивать оперативность и результативность такого контроля.
При определении порядка контроля качества контрольной деятельности учитываются следующие факторы:
объем и сложность контрольной деятельности в целом и каждого контрольного мероприятия;
профессиональная компетентность работников финансового контроля.
22. В ходе контроля качества контрольной деятельности в обязательном порядке проверяются организация такой деятельности, ее планирование и результативность, а также отчетность о ней.
23. Субъект финансового контроля обеспечивает систематическое обобщение результатов контроля качества контрольной деятельности и информирование о них работников финансового контроля.
24. Субъектом финансового контроля обеспечивается систематическая отчетность работников финансового контроля о результатах контрольной деятельности.
25. Отчетность о результатах контрольной деятельности составляется на основе обобщения и анализа результатов контрольных мероприятий.
26. Отчетность о результатах контрольной деятельности составляется и представляется в установленном порядке осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности.
27. Проведение каждого контрольного мероприятия подлежит подготовке субъектом финансового контроля.
Целью подготовки контрольного мероприятия является обеспечение его качества, результативности и своевременности.
28. При подготовке контрольного мероприятия:
а) осуществляется сбор информации об объекте контроля, необходимой для организации контрольного мероприятия;
б) определяется объем контрольного мероприятия;
в) рассматривается в предварительном порядке общий подход к проведению контрольного мероприятия;
г) определяются сроки и этапы проведения контрольного мероприятия, в том числе последовательность проверки направлений деятельности объекта финансового контроля;
д) определяются требования к работникам финансового контроля, необходимые для проведения контрольного мероприятия, формируется группа работников, проводящих контрольное мероприятие (далее - ревизионная группа), и распределяются обязанности между членами ревизионной группы;
е) составляется программа контрольного мероприятия;
ж) информируется объект финансового контроля о целе, объеме и сроках проведения контрольного мероприятия.
29. При подготовке контрольного мероприятия субъектом финансового контроля учитывается:
а) деятельность объекта финансового контроля, в том числе:
общие экономические факторы и условия деятельности объекта финансового контроля;
особенности деятельности объекта финансового контроля;
наличие территориально обособленных подразделений объекта финансового контроля;
б) система бюджетного (бухгалтерского) учета и система внутреннего контроля объекта финансового контроля, в том числе:
учетная политика, принятая объектом финансового контроля;
наличие и тип компьютерной системы ведения бюджетного (бухгалтерского) учета;
изменения в порядке отражения в бюджетной отчетности деятельности объектов финансового контроля в связи с применением новых нормативных правовых актов в области бюджетного (бухгалтерского) учета;
наличие подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля) у объекта финансового контроля и его возможное влияние на объем контрольного мероприятия;