Недействующий

О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона "О регулировании бухгалтерского
учета и финансовой отчетности"
, вносимый в Государственную Думу
депутатом Государственной Думы А.В.Бурениным



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.

В связи с отсутствием в законопроекте вопросов, требующих заключения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, направляется официальный отзыв.

Законопроект направлен на реформирование действующей системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, основной идеей которого является смещение акцентов с установления методологических основ на установление новой системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, передача ряда функций по регулированию соответствующих отношений негосударственному органу, установление системы контроля качества финансовой отчетности и гарантий защиты интересов пользователей финансовой отчетности.

По существу законопроекта необходимо отметить следующее.

Предмет законопроекта (пункт 1 статьи 1) ограничен вопросами регулирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности и не включает общих требований к организации и ведению бухгалтерского учета организациями. Так, в законопроекте отсутствуют нормы, регулирующие объекты бухгалтерского учета, учетную политику организаций, требования к первичным учетным документам, проведение инвентаризации активов и обязательств, сроки хранения документов бухгалтерского учета. Следовательно, признание действующего Федерального закона "О бухгалтерском учете" утратившим силу в связи с принятием законопроекта, как предлагается разработчиком, приведет к тому, что широкий круг вопросов организации и ведения бухгалтерского учета останется неурегулированным на законодательном уровне.

Следствием этого, в свою очередь, станет отсутствие в законодательстве Российской Федерации гарантий для пользователей бухгалтерской отчетности в получении надежной и объективной информации о деятельности организаций.

За пределами предмета регулирования законопроекта остались вопросы ведения учета доходов и расходов гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Недостаточно проработаны положения об установлении правового статуса и функций негосударственного органа регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В пункте 7 статьи 4 законопроекта устанавливается, что Правительство Российской Федерации определяет негосударственный орган регулирования в соответствии с положениями статьи 5 законопроекта. Вместе с тем в статье 5 законопроекта не предусмотрен порядок определения негосударственного органа регулирования, недостаточны критерии признания какой-либо организации таким органом.

Законопроектом устанавливается, что положения по бухгалтерскому учету и стандарты финансовой отчетности, разработанные негосударственным органом регулирования, одобряются уполномоченным государственным органом. Однако процедура одобрения (отклонения, изменения) указанных актов не определена и неясен их статус. В положениях законопроекта не определен правовой статус "официальных разъяснений по применению стандартов финансовой отчетности", выпускаемых негосударственным органом регулирования. Не нашли своего отражения в законопроекте положения о месте Международных стандартов финансовой отчетности в системе национального законодательства и их юридической силе.

При рассмотрении пункта 3 статьи 4 законопроекта следует учесть, что статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определено, что Банк России устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации, а не особые правила применения бухгалтерского законодательства кредитными организациями, как это указано в законопроекте.

Понятийный аппарат законопроекта нуждается в существенной доработке. Так, в проекте используются оценочные понятия ("исходя из лучшей международной практики", "в той степени, в которой это отвечает интересам российских пользователей финансовой отчетности"), допускающие неоднозначное толкование, что приведет к неопределенности в правоприменительной практике. Определение финансовой отчетности неконкретно, не раскрыто какие виды отчетности можно к ней отнести.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации А.Жуков

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка