Недействующий

Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (с изменениями на 12 мая 2018 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р)

X. Механизмы реализации Транспортной стратегии


К основным механизмам реализации Транспортной стратегии относятся:

повышение эффективности управления реализацией Транспортной стратегии;

развитие механизмов привлечения инвестиций.

Повышение эффективности управления реализацией Транспортной стратегии включает:

создание системы мониторинга и управления реализацией государственных, федеральных и ведомственных программ в сфере транспорта и Транспортной стратегии;

внесение дополнений в систему статистического учета, необходимых для ведения транспортно-экономического баланса;

развитие организационных механизмов реализации стратегии - подготовка отраслевых и региональных программ, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, региональных постановлений, регламентов.

Основными прямыми механизмами реализации Транспортной стратегии являются государственные, федеральные, ведомственные и региональные программы. Такие программы необходимо разрабатывать в соответствии со стратегическими приоритетами, целями, направлениями транспортной политики и задачами Транспортной стратегии.

На первом этапе Транспортной стратегии (до 2020 года) должна быть реализована государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы".

Важным инструментом управления реализацией Транспортной стратегии является согласование региональных и муниципальных стратегий и программ развития транспорта, а также транспортных разделов региональных программ социально-экономического развития с Транспортной стратегией.

Эти стратегии и программы предусматривает обновить в соответствии с Транспортной стратегией в новой редакции. Результатом должен стать согласованный стратегический план развития транспортной системы, предусматривающий реализацию мероприятий различных программ в рамках Транспортной стратегии с учетом разделения интересов и ответственности между органами государственной власти различных уровней, государственными и частными инвесторами, а также транспортными организациями. Важное значение при этом имеет увязка реализации мероприятий со схемами территориального планирования регионов, областей и городов.

К числу важнейших комплексных задач Транспортной стратегии, требующих консолидации усилий федерации, регионов и муниципалитетов, относится повышение мобильности населения за счет развития пригородного, скоростного и высокоскоростного движения, развития региональных авиаперевозок, создания эффективных интегрированных систем транспорта общего пользования. Интеграция проектов и программ в этой области обеспечит расширение радиуса агломерационной доступности городов и сокращение времени их взаимной транспортной доступности. Это увеличит территориальную связность страны, повысит доступность трудовых ресурсов к местам приложения труда, расширит и ускорит деловые связи в экономике, обеспечит совершенствование структуры расселения.

Гармоничное развитие путей сообщения и транспортной инфраструктуры федерального, регионального и местного уровней требует распространения механизмов долгосрочного программно-целевого планирования на региональный и местный уровни управления. Система мониторинга целевых индикаторов развития транспортного комплекса и показателей его транспортно-эксплуатационного состояния должна быть внедрена на всех уровнях управления. Необходимо создать вертикально-интегрированную систему планирования, учета, контроля и управления системой проектов и программ, обеспечивающих реализацию Транспортной стратегии, предоставляющую возможность верхнему уровню управления контролировать интегральные показатели реализации программ с детализацией конкретных объектов.

Система мониторинга и управления реализацией программ и Транспортной стратегии должна предусматривать формирование значений целевых индикаторов по каждому контрольному периоду программ и Транспортной стратегии, а также показателей реализации задач и мероприятий не реже одного раза в год, а по наиболее важным проектам - в реальном времени.

На этой основе система мониторинга и управления должна отслеживать динамику достижения целей Транспортной стратегии, формировать аналитические оценки эффективности ее реализации и выявлять проблемные участки.

При формировании аналитических оценок предусматривается анализ влияния изменений ресурсного обеспечения реализации Транспортной стратегии назначения целевых индикаторов, а также на макроэкономические показатели по этапам реализации Транспортной стратегии или трехлетним периодам бюджетного балансирования. В целях обобщения результатов мониторинга предусматривается подготовка обзоров (докладов) о реализации мероприятий Транспортной стратегии по видам транспорта и транспортной деятельности с интервалом в среднем раз в три года. По результатам мониторинга в системе управления реализацией Транспортной стратегии должны формировать оценки необходимых инвестиций в транспортный комплекс для следующего этапа бюджетного планирования.

Создание системы мониторинга и управления реализацией программ различного уровня и Транспортной стратегии должно осуществляться в рамках создания единой системы государственного статистического учета и стратегического планирования в сфере транспорта, основой которой должны стать транспортно-экономический баланс и транспортное моделирование.

Система статистического учета должна включать в себя наблюдение за параметрами, важными для оценки достижения целевых индикаторов Транспортной стратегии, а также за параметрами, необходимыми для построения транспортно-экономического баланса, прогнозирования изменения грузовой базы и транспортных потоков. Создание такой системы позволит организовать эффективную обратную связь в системе управления и построить комплексную систему транспортного планирования. На основе транспортно-экономического баланса и прогноза социально-экономического развития регионов будет осуществляться прогнозирование потребностей секторов экономики и населения в услугах транспорта и планирование сбалансированного развития всех элементов транспортной инфраструктуры.

Развитие системы управления, контроля и надзора на транспорте предполагает помимо реализации функций соответствующей службы решение новых задач Транспортной стратегии. К их числу относятся задачи контроля за качеством транспортных услуг, качеством выполнения мероприятий Транспортной стратегии, эффективностью функционирования транспортной системы Российской Федерации и освоения бюджетных ассигнований, работой систем платных услуг, соблюдением требований экологической безопасности транспортной системы Российской Федерации, предупреждением и пресечением противоправных действий.

Важное значение имеет механизм усиления государственного контроля и надзора в сфере перевозок (с учетом разграничения полномочий различных контрольных и надзорных органов по обеспечению соблюдения всеми субъектами рынка услуг требований нормативных правовых актов).

Система мониторинга и управления реализацией Транспортной стратегии наряду со статистической информацией должна использовать результаты обследований в отдельных сферах функционирования транспортного комплекса, в том числе для расчета значений целевых индикаторов. Прежде всего, это относится к целевым индикаторам, описывающим основные потребительские характеристики качества транспортных услуг. Методы выборочного обследования и аудита должны применяться для оценки значений таких индикаторов, как коммерческая скорость товародвижения на видах транспорта, доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок, время транспортной доступности (время поездок маятниковой миграции населения) в городских агломерациях, уровень удовлетворенности населения мерами, принимаемыми органами исполнительной власти в целях обеспечения транспортной безопасности.

В крупных городских агломерациях должны быть созданы центры территориально-транспортного планирования, одной из основных задач которых должна стать задача создания системы регулярных транспортных обследований для сбора надежных и представительных данных по ключевым показателям, необходимым для стратегического транспортного планирования, по следующим направлениям:

транспортная подвижность населения с распределением на поездки общественным транспортом и поездки на легковых автомобилях;

средние затраты времени на городскую поездку (по типам поездок, периодам суток, дням недели, сезонам года), среднесетевые скорости автомобильных поездок (по периодам суток, дням недели, сезонам года), направления поездок;

уровень автомобилизации домохозяйств в разрезе характерных социальных групп и территориальных фрагментов городской агломерации;

суммарный пробег автомобилей на улично-дорожной сети города как главный макропоказатель загрузки сети;

объемы грузопотоков, их распределение и динамика, коммерческая скорость;

инвентарные показатели (протяженность путей сообщения, характеристики их топологической связности);