Недействующий

     

Проект N 52133-5

Вносится Правительством Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН



Устав о дисциплине работников морского транспорта


Дисциплина работников морского транспорта и их организованность при выполнении трудовых обязанностей служат гарантией устойчивой работы и обеспечения безопасного функционирования морского транспорта, в том числе безопасности мореплавания, сохранности имущества, предотвращения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения окружающей среды.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

     

1. Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового регулирования дисциплины отдельных категорий работников морского транспорта и устанавливает дополнительные виды поощрений за труд и дисциплинарных взысканий, не предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, а также устанавливает полномочия конкретных должностных лиц по представлению к поощрениям и наложению дисциплинарных взысканий.

Дисциплина работников морского транспорта состоит в исполнении ими своих трудовых обязанностей, соблюдении правил и норм, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, в том числе настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, правилами внутреннего трудового распорядка, а также иными локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на членов экипажей судов морского транспорта, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, и иных работников морского транспорта, деятельность которых непосредственного связана с обеспечением безопасности мореплавания и движения судов, за исключением членов экипажей судов рыбопромыслового флота и судов обеспечения Военно-Морского Флота. Перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с обеспечением безопасности мореплавания и движения судов, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 2. Основные обязанности работников морского транспорта

     

1. Работники морского транспорта помимо выполнения трудовых обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, правилами внутреннего трудового распорядка, а также иными локальными нормативными актами и трудовыми договорами, обязаны:

1) обеспечивать безопасность мореплавания, поддержание порядка на судах, предотвращение причинения вреда судам, находящимся на них людям и грузам - в пределах должностных обязанностей;

2) обеспечивать защиту морской среды, пожарную безопасность, своевременную доставку грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа - в пределах должностных обязанностей;

3) знать и соблюдать требования настоящего Федерального закона, устав службы на судах, технические регламенты и процессы выполнения работ, должностные и производственные инструкции, таможенные правила, а также нормы, правила и инструкции по охране труда, безопасному ведению работ, технической эксплуатации и ремонту оборудования, производственной санитарии и гигиене труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды и иные нормы, правила и инструкции - в пределах должностных обязанностей;

4) проходить в установленном порядке соответствующую подготовку, переподготовку и проверку знаний, относящихся к их трудовой деятельности правил, норм и инструкций, обеспечивающих поддержание уровня квалификации, необходимого для исполнения должностных обязанностей;

5) исполнять своевременно и в полном объеме приказы, распоряжения и указания непосредственного руководителя, отданные в пределах его должностных полномочий, при этом в случае получения указания от вышестоящего руководителя после его выполнения известить об этом непосредственного руководителя;

6) незамедлительно извещать своего непосредственного и (или) вышестоящего в порядке подчиненности руководителя о возникновении любых аварийных ситуаций, изменений и (или) нарушений технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, нанесения вреда окружающей среде и имуществу физических и юридических лиц.

2. Работник морского транспорта не обязан выполнять указание, которое противоречит действующим нормам, правилам и инструкциям по безопасности мореплавания, охране труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды, и его отказ от выполнения такого указания не влечет применения мер дисциплинарного характера.

Статья 3. Поощрения за труд

     

1. К работникам морского транспорта помимо видов поощрений, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, применяется поощрение в виде награждения ведомственными наградами (медалями, нагрудными знаками, нагрудными знаками отличия) в порядке и на условиях, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского транспорта.

2. Работодатель либо уполномоченные им в установленном порядке лица вправе применять все виды поощрений, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Капитан судна вправе объявлять благодарность членам экипажа судна с оформлением приказа по судну и последующим уведомлением работодателя.

Статья 4. Дисциплинарные взыскания

     

1. За нарушение обязанностей, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона, а также за совершение дисциплинарных проступков помимо видов дисциплинарных взысканий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, к работникам морского транспорта могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

1) предупреждение о неполном служебном соответствии;

2) освобождение от исполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с обеспечением безопасности мореплавания и движения судов, по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, на срок до одного года;

3) увольнение по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

2. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено одно дисциплинарное взыскание, предусмотренное Трудовым кодексом Российской Федерации или настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Основания для применения дисциплинарных взысканий, предусмотренных настоящим Федеральным законом

     

1. Дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, может быть применено к работнику морского транспорта в случае повторного совершения дисциплинарного проступка после наложения на работника дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора.

2. Дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, может быть применено к работнику морского транспорта за совершение дисциплинарного проступка, повлекшего за собой повреждение оборудования или нарушение условий его безопасной эксплуатации, создание аварийной ситуации, угрозу жизни и здоровью людей, сохранности грузов или загрязнения окружающей среды.

3. Дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, может быть применено к работнику морского транспорта в случае:

1) совершения дисциплинарного проступка, повлекшего за собой аварию или загрязнение окружающей среды;

2) повторного совершения дисциплинарного проступка, повлекшего за собой повреждение оборудования или нарушение условий его безопасной эксплуатации, создание аварийной ситуации, угрозу жизни и здоровью людей, сохранности грузов или загрязнения окружающей среды;

3) объявления в течение одного года двух и более предупреждений о неполном служебном соответствии.

Статья 6. Порядок применения дисциплинарных взысканий

     

1. Работодатель либо уполномоченные им в установленном порядке лица вправе налагать все виды дисциплинарных взысканий, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Капитан судна вправе налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном служебном соответствии.

2. Наложение капитаном судна на члена экипажа судна дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном служебном соответствии и снятие дисциплинарного взыскания оформляются приказами по судну с последующим уведомлением работодателя.

3. Наложение работодателем на члена экипажа судна дисциплинарного взыскания осуществляется по представлению капитана судна в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае проведения служебного расследования дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня вынесения заключения по результатам служебного расследования.

Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

4. При применении дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, работник морского транспорта может быть переведен с его согласия на другую работу, не связанную непосредственно с безопасностью мореплавания и движения судов, соответствующую его квалификации и не противопоказанную по состоянию здоровья.

По истечении срока применения дисциплинарного взыскания работник должен сдать квалификационный экзамен в целях оценки профессионального уровня, предъявляемого для замещения должности, непосредственно связанной с безопасностью мореплавания, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского транспорта.

В случае, если работник 2 раза подряд не сдал указанный квалификационный экзамен либо отказался от сдачи квалификационного экзамена, он переводится с его согласия на другую работу, не связанную непосредственно с безопасностью мореплавания и движения судов, соответствующую его квалификации и не противопоказанную по состоянию здоровья.

В случае невозможности перевести работника на другую работу или отказа работника от перевода на другую работу трудовой договор с ним может быть расторгнут на основании пункта 14 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Статья 7. Обжалование дисциплинарного взыскания


Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником морского транспорта в соответствии со статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации, при этом работники организаций морского транспорта, в которых в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации права и обязанности работодателя осуществляются уполномоченными лицами, также могут обжаловать дисциплинарное взыскание в орган управления юридического лица (организации), осуществляющий права и обязанности работодателя в отношении уполномоченного лица, наложившего дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание, наложенное капитаном судна, может быть обжаловано работником морского транспорта в соответствии со статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев после возвращения работника из плавания.

Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "Устав о дисциплине
работников морского транспорта"



Проект федерального закона "Устав о дисциплине работников морского транспорта" разработан во исполнение Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2007 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 1852-р, с учетом статей 192, 193 и 330, Трудового кодекса Российской Федерации, а также статей 57 и 67 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

Необходимость разработки данного закона вызвана тем, что дисциплина работников морского транспорта, их организованность при выполнении трудовых обязанностей служат гарантией устойчивой работы и обеспечения безопасного функционирования морского транспорта.

В соответствии со статьей 330 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплина работников, труд которых связан с движением транспортных средств, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.

В настоящее время, трудовые отношения работников морского транспорта регламентируются федеральными законами от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации", от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации", а также Уставом о дисциплине работников морского транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 395.

Действие закона распространяется на членов экипажей судов морского транспорта, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, и иных работников морского транспорта, деятельность которых непосредственно связана с мореплаванием.

Законопроект устанавливает:

основные обязанности работников морского транспорта по обеспечению безопасности мореплавания, предупреждению аварий и аварийных ситуаций, могущих повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, сохранности грузов и загрязнения окружающей среды, в том числе морской среды, возлагаемые на них помимо трудовых обязанностей, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

поощрения за труд, помимо видов поощрений, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, и порядок их применения;

дисциплинарные взыскания, помимо видов дисциплинарных взысканий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;

основания для применения дисциплинарных взысканий, предусмотренных данным законом, учитывающие обязанности работников по обеспечению безаварийного функционирования морского транспорта;

порядок обжалования дисциплинарного взыскания.

Принятие законопроекта в области регулирования дисциплины труда работников морского транспорта позволит повысить уровень безопасности мореплавания и эксплуатации транспортных и иных технических средств на морском транспорте.

Кроме того, регулирование дисциплины труда на уровне федерального закона является гарантией соблюдения права человека на труд, закрепленного в Конституции Российской Федерации, и будет способствовать укреплению законности в сфере трудовых отношений.

Реализация данного законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

С принятием данного законопроекта Устав о дисциплине работников морского транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 N 395, подлежит признанию утратившими силу.

     
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»