Действующий

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (с изменениями на 2 февраля 2024 года)

XII. Требования к обладателю свидетельства штурмана

12.1. Обладатель свидетельства штурмана должен:

а) быть старше 18 лет;

б) пройти подготовку по утвержденной программе и обладать знаниями в следующих областях:

законов и правил, касающихся обладателя свидетельства штурмана; соответствующей практики и правил обслуживания воздушного движения;

влияния загрузки и распределения массы на летно-технические характеристики воздушного судна;

использования взлетно-посадочных и других характеристик, включая правила полета на крейсерском режиме;

предполетной подготовки и выполнения полета по маршруту; подготовки и представления планов полета для целей организации воздушного движения; порядка установки высотомера;

возможностей человека применительно к штурману, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;

понимания и практического применения авиационных метеорологических сводок, карт и прогнозов; кодов и сокращений; правил получения и использования метеорологической информации перед полетом и во время полета; измерения высоты;

авиационной метеорологии; климатологии соответствующих районов, оказывающей влияние на авиацию; перемещения областей низкого и высокого давления, структур фронтов, возникновения и характеристик особых явлений погоды, влияющих на условия взлета, полета по маршруту и посадки;

методов счисления пути, выполнения полетов по изобарической поверхности и правил астронавигации; использования аэронавигационных карт, радионавигационных средств и систем зональной навигации; особых навигационных требований к полетам по маршрутам большой протяженности;

использования авиационного электронного и приборного оборудования, необходимого для навигации воздушного судна;

использования навигационных систем, применяемых на этапах вылета, полета по маршруту и захода на посадку; опознавания радионавигационных средств;

принципов, характеристик и порядка использования автономных систем и систем, ориентированных на внешние средства; работы бортового оборудования;

небесной сферы, включая движение небесных светил, их выбор и распознавание в целях определения местонахождения воздушного судна в полете; тарировки секстантов; заполнения навигационной документации;

определения единиц измерения и формул, используемых в аэронавигации;

понимания и использования аэронавигационной документации, авиационных кодов, сокращений и контрольных карт при взлете, полете по маршруту, снижении и заходе на посадку по приборам;

основ полета;

правил ведения связи и фразеологии;

в) иметь налет не менее 200 часов на воздушных судах, выполняющих полеты по маршруту, включая не менее 30 часов полетов ночью, в качестве штурмана под наблюдением, в который может включаться не более 100 часов налета, полученного на комплексном тренажере, имитирующем реальные условия полета;

уметь определять в полете местонахождение воздушного судна и применять данную информацию для осуществления навигации воздушного судна с использованием автономных навигационных систем и навигационных систем, ориентированных на внешние средства;

уметь выполнять обязанности штурмана воздушного судна, а также уметь:

распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибки;

принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять наблюдение в полете;

применять знания в области аэронавигации;

выполнять все обязанности члена единого экипажа;

осуществлять действенное общение с другими членами летного экипажа;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года приказом Минтранса России от 16 сентября 2015 года N 276. - См. предыдущую редакцию)