Недействующий

О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

I. Правовые основы формирования проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"



Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), а также Положением о составлении проекта федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 1010.

В соответствии с законодательно установленным принципом "скользящей трехлетки" (часть 4 статьи 184_1, части 2 и 3 статьи 192 Бюджетного кодекса) проект федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов предусматривает увеличение или сокращение утвержденных в предыдущем бюджетном цикле показателей ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2009 и 2010 годы с утверждением законопроектом значений ее показателей на 2011 год, а также уточнения утвержденных в предыдущем бюджетном цикле показателей, являющихся предметом рассмотрения законопроекта в первом и во втором чтениях (установленных, соответственно, частью 2 статьи 199 и частью 2 статьи 205 Бюджетного кодекса), на 2009 и 2010 годы и их значений на 2011 год.

Общие требования к структуре и содержанию закона (решения) о бюджете установлены статьей 184_1 Бюджетного кодекса, которые применительно к федеральному бюджету конкретизированы и дополнены статьями 199 и 205 Бюджетного кодекса.

Пунктом 1 статьи 184_1 Бюджетного кодекса установлен перечень основных характеристик бюджета, утверждаемых законом (решением) о бюджете (объем доходов, расходов, профицита или дефицита бюджета). Пунктом 2 статьи 199 Бюджетного кодекса применительно к федеральному бюджету этот перечень дополнен показателями объема нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта и нормативной величиной Резервного фонда, подлежащими в соответствии с требованиями, установленными главой 13_2 "Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета" Бюджетного кодекса, ежегодному утверждению федеральным законом о федеральном бюджете. Кроме того, в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса к основным характеристикам федерального бюджета отнесены условно утверждаемые расходы планового периода и верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации.

Все указанные параметры федерального бюджета, являющиеся в соответствии с Бюджетным кодексом предметом рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении, представлены в статье 1 законопроекта (частью 1 - на 2009 год, частью 2 - на 2010 год и 2011 год).

При этом в соответствии с частью 2 статьи 199 Бюджетного кодекса при утверждении основных характеристик федерального бюджета должны быть указаны такие исходные макроэкономические показатели, как прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен), положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета. Данные показатели на соответствующие годы указаны в частях 1 и 2 статьи 1 законопроекта.

К основным характеристикам федерального бюджета, рассматриваемым Государственной Думой в первом чтении, также отнесены нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, не закрепленные Бюджетным кодексом, подлежащие, согласно пункту 2 статьи 184_1 Бюджетного кодекса, утверждению законом о бюджете. Указанные нормативы предлагается установить статьей 2 законопроекта и приложениями 1-3* к законопроекту. Статьи 3 и 5 законопроекта определяют особенности установления и (или) администрирования отдельных видов доходов федерального бюджета в 2009 году, не урегулированные другими законодательными актами Российской Федерации. Данные статьи носят переходный характер, поскольку в перспективе регулирование указанных вопросов будет осуществляться соответствующими нормативными правовыми актами.

_________________

* Документ временно приводится без приложения 3. - Примечание изготовителя базы данных.



В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса статьей 4 законопроекта утверждены приложения 4* и 5*, устанавливающие перечень главных администраторов доходов федерального бюджета и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также перечни закрепляемых за ними доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Статьей 205 Бюджетного кодекса этот вопрос отнесен к предмету рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.

_________________

* Документ временно приводится без приложений 4 и 5. - Примечание изготовителя базы данных.



Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" до вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от приносящей доход деятельности, использование бюджетными учреждениями таких средств должно осуществляться на основании закона (решения) о бюджете. Соответственно, статья 6 законопроекта устанавливает особенности использования средств, получаемых федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, а также регулирует ряд связанных с ними вопросов, в том числе использование доходов, получаемых загранучреждениями от разрешенных видов деятельности (с учетом особенностей, установленных статьей 35 Бюджетного кодекса для расходов, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации).

Центральное место в структуре законопроекта занимает статья 7, которой, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса и принципами среднесрочного финансового планирования, предлагается утвердить:

- общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств (утвержден раздельно на 2009, 2010 и 2011 годы);

- ведомственную структуру расходов федерального бюджета на 2009 год (в том числе - увеличения или сокращения ранее утвержденных показателей) и ведомственную структуру расходов федерального бюджета на плановый период 2010 и 2011 годов (в том числе - увеличения или сокращения ранее утвержденных на 2010 год показателей) соответственно в приложении 6* и в приложении 9*;

 _________________

* Документ временно приводится без приложений 6 и 9. - Примечание изготовителя базы данных.



- приложения, содержащие распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение государственного оборонного заказа на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

В части, касающейся формирования показателей ведомственной структуры расходов на 2009 и 2010 год, необходимо отметить, что в условиях формирования и исполнения федерального бюджета в формате "скользящей трехлетки" с делегированием полномочий по внесению изменений в сформированную на 3 года сводную бюджетную роспись при исполнении федерального бюджета возможно формальное утверждение законопроектом отрицательных значений бюджетных ассигнований.

Такие ситуации могут возникать в результате изменения структуры федеральных органов исполнительной власти с соответствующим перераспределением ранее утвержденных сводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета. В случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета, получивший бюджетные ассигнования, предложит при подготовке проекта федерального бюджета сократить бюджетные ассигнования по отдельным целевым статьям и (или) видам расходов в объеме, превышающем (за счет переданных ассигнований) утвержденные в предыдущем бюджетном цикле ассигнования, расчетно в ведомственной структуре расходов могут появиться отрицательные значения. При этом объем бюджетных ассигнований, установленных главному распорядителю сводной бюджетной росписью (с учетом изменений, внесенных в 2008 году и предложенных к утверждению законопроектом), ни по одной позиции не может иметь отрицательных значений.

В соответствии со статьей 74 Бюджетного кодекса частью 4 статьи 7 законопроекта предлагается установить виды бюджетных ассигнований (субсидии юридическим и физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты), порядок предоставления которых должен быть установлен Правительством Российской Федерации.

Статьями 8 - 11 законопроекта предлагается определить дополнительные особенности использования бюджетных ассигнований в соответствующих сферах деятельности, в том числе связанные с реализацией приоритетных национальных проектов, а также конкретизировать отдельные расходные обязательства в социальной сфере, в том числе путем установления направлений использования бюджетных ассигнований в сферах образования и здравоохранения.

Кроме того, статьей 11 законопроекта в соответствии с законодательством Российской Федерации предлагается установить размеры дополнительных мер государственной поддержки отдельным категориям граждан, а также в рамках требований Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" утвердить распределение соответствующих бюджетных ассигнований по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, законопроектом предусмотрена статья 12, которой предлагается утвердить перечень открытых акционерных обществ, в уставные капиталы которых (в качестве взносов) соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке в пределах предусмотренных им бюджетных ассигнований будут направлены средства федерального бюджета.