Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" вводит дифференцированный порядок исчисления НДПИ при добыче угля в целях:
- создания экономических условий для реализации программы технического перевооружения предприятий угледобычи, направленной на обеспечение современного уровня безопасности шахтерского труда и на повышение производительности угледобывающих предприятий;
- повышения конкурентоспособности угольного топлива на внутреннем рынке, что отвечает стратегической задаче ускоренного развития угольной энергетики.
В качестве меры по администрированию налога предусмотрен переход от адвалорной к специфической форме ставки НДПИ. Для этого в качестве самостоятельных видов полезных ископаемых выделены уголь коксующийся и уголь (за исключением угля коксующегося), установлены два уровня специфической ставки, что отражает наличие двух принципиально различных рынков угля с кратно отличающимся уровнем цен.
Значения ставок НДПИ (40 руб./т и 9 руб./т) определены исходя из условия не ухудшения налоговых условий для большинства угледобывающих предприятий.
Факторы, по которым вводятся поправочные коэффициенты к специфическим ставкам НДПИ, выбраны с учетом следующих требований:
- необходимость учета при дифференцированном налогообложении факторов, оказывающих наибольшее влияние на условия развития угледобывающей отрасли;
- простота и прозрачность администрирования, предполагающая минимизацию количества учитываемых факторов.
К числу таких факторов отнесены экономико-географический фактор, определяемый размещением основных районов добычи угля относительно рынков угольной продукции и фактор безопасности добычи угля, которая зависит от метанообильности шахт и от склонности угольных пластов к самовозгоранию.
Технологические различия в добыче угля (разделение на открытую и подземную добычу) не учитываются при дифференциации налогообложения, так как в результате реализованной в отрасли программы реформирования, более затратная подземная технология применяется при добыче углей более высокого качества, обеспечивающего конкурентоспособность этих углей в отрасли по соотношению цен и затрат в добыче.
С целью улучшения условий межтопливной конкуренции, учета различий в транспортном плече для углей различных бассейнов, а также для предотвращения неоправданного роста стоимости топлива и энергии в удаленных и изолированных районах, предусмотрено применение поправочного коэффициента Кг, дифференцированного по пяти географическим зонам (табл.1). Величина поправочных коэффициентов определена с учетом различий в транспортном плече и стоимости альтернативных видов энергии в изолированных районах.