Сопоставление конкурентных и действующих цен угольного топлива на новых и реконструируемых ТЭС в основных районах прироста спроса на органическое топливо
Обеспечение современных требований безопасности в добыче угля является в настоящее время наиболее затратным направлением развития отрасли. Только по Кемеровской области объем первоочередных (на период до 2010 года) инвестиций в промышленную безопасность объектов, характеризующихся повышенной метанообильностью и склонностью пластов к возгоранию, составляет более 12 млрд. рублей. Недостаточное финансирование этой программы приводит к росту числа аварий, негативным социальным, экологическим последствиям, и ограничивает возможности наращивания объемов добычи угля.
Применение поправочных коэффициентов Км (в зависимости от метанообильности шахты) и Кс (в зависимости от склонности пластов к самовозгоранию) предусмотрено с целью учета высоких фактических затрат на мероприятия по обеспечению безопасности в добыче угля. Поправки по этим факторам предусмотрены, как в силу их значимости, так и ввиду доступности надежного администрирования на основе регулярных отработанных процедур измерения и контроля.
Системы вентиляции на шахтах проектировались под условия добычи угля, которые существенно отличаются от реально существующих в настоящее время. В процессе технического перевооружения на шахтах устанавливается новое, более производительное оборудование. В результате, растут объемы добычи угля.
Вместе с тем, шахты (включая их системы вентиляции) проектировались под другое оборудование и под другие объемы добычи.
В этой связи необходима реализации мер комплексной дегазации угольных пластов, требующих серьезных капитальных затрат. Только текущие затраты, обусловленные метанообильностью, без учета инвестиций в комплексную дегазацию, составляют 8 - 10% от эксплуатационных затрат на добычу угля.
По данным Администрации Кемеровской области, которые были опубликованы по результатам проверки угледобывающих предприятий области, прошедшей сразу после трагедии на шахте "Ульяновская", ежегодные инвестиции угледобывающих предприятий области на осуществление первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности труда в 2008-2010 годах должны составить 4 млрд. рублей. Этот показатель, в 2 раза превышает инвестиции в безопасность труда, которые были направлены угледобывающими предприятиями области на эти цели в 2006 году.
Ситуация усугубляется еще и тем, что в соответствии с докладом Правительству Российской Федерации "Мониторинг хода реализации в 2006 году Энергетической стратегии России на период до 2020 года" одной из основных проблем угольной отрасли страны является высокая зависимость динамики основных показателей угольной отрасли от конъюнктуры мирового угольного рынка.
В этой ситуации, нельзя не отметить, что двухкратное увеличение объемов инвестиций в безопасность труда будет осуществляться на фоне негативных тенденций снижения цены на уголь на экспортном рыке. По оценкам компании "Energy Edge" (ведущего международного аналитика в угольной промышленности) снижение экспортных цен на Российский уголь к 2010 году может достигнуть показателя 30 % от уровня цен 2006 года. Этот прогноз уже находит свое подтверждение. В частности, Российские угли в настоящее время активно вытесняются с рыка Японии более дешевыми углями из Австралии и Индонезии, в результате проводимой этими странами ценовой политики цена угля для японского рыка снизилась в 2007 году по сравнению с 2006 годом более чем на 10%. Соответственно, со снижением цен на уголь и потерей рынков, возможности угледобывающих компаний инвестировать средства в производство и безопасность труда резко сокращаются.
Затраты по обеспечению безопасности при разработке пластов, склонных к самовозгоранию, как правило, ниже и составляют от 2 до 5% эксплуатационных затрат на добычу, однако, на отдельных предприятиях они также приближаются к уровню 9-10%.
В то же время, необходимо отметить, что для угледобывающих предприятий, которые ведут добычу угля на месторождениях, где пласты угля имеют высокую склонность к самовозгоранию, объем добычи ежегодно оказывается ниже плановых показателей в связи с технологическими простоями и работами связанными с предотвращением самовозгорания пластов и ликвидацией последствий самовозгорания. При этом, потери таких угледобывающих предприятий составляют до 30 - 40% от плановых показателей.
В частности, только по Кузбассу в 2006 году на предприятиях, разрабатывающих пласты имеющих высокую склонность к самовозгоранию, вынуждены были снизить объемы добычи угля по сравнению с плановыми показателями более чем на 1, 5 млн. тонн угля.
Таким образом, учет поправочных коэффициентов по этим факторам, позволит предприятиям обеспечить более полное финансирование мер по обеспечению безопасности при добыче угля.
В силу высокой степени износа значительной части основных производственных фондов (ОПФ) угледобычи, для предприятий отрасли характерен низкий уровень амортизационных отчислений. В среднем по отрасли фактически уплаченный в 2006 г. НДПИ составляет около 60% от суммы амортизации. При этом, в зависимости от состояния ОПФ эта доля изменяется по предприятиям от 20 - 30 до 200 и более процентов.
Годовая потребность отрасли в инвестициях в добычу угля в период 2008 - 2010 гг. оценивается в зависимости от варианта развития от 18 до 25 млрд. рублей.
Реализация положений настоящего закона за счет сокращения налоговых затрат позволит увеличить годовую сумму собственных средств предприятий на 2, 2 - 2, 7 млрд. рублей, которые в том числе будут направлены на обеспечение требуемого уровня безопасности в добыче угля, решение социальных проблем угледобывающих регионов. В результате, на 20 - 25 процентов будет обеспечена потребность в инвестиционных ресурсах, не обеспеченная в настоящее время средствами амортизационных отчислений.
Таким образом, применение при исчислении НДПИ понижающих коэффициентов по предложенным факторам дифференциации, окажет существенное позитивное влияние на инвестиционные возможности угледобывающих предприятий.
Безубыточность законопроекта для консолидированного бюджета Российской Федерации обеспечивается в рамках трехлетнего периода бюджетного планирования. Сумма дополнительных поступлений в консолидированный бюджет за период 2008 - 2010 гг., только за счет деятельности предприятий самой угольной отрасли оцениваются около 730 млн. рублей, которые могут быть направлены на решение социальных задач угледобывающих регионов.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка