Действующий

Инструкция по служебному расследованию, учету пожаров и последствий от них на железнодорожном транспорте (в редакции указания МПС России от 28 мая 1997 года N Г-632у)

6. Оформление и порядок рассмотрения материалов
 служебного расследования пожаров

6.1. Результат служебного расследования пожаров оформляют актом, в котором фиксируют обстоятельства возникновения пожара с учетом требований настоящей Инструкции (приложение 4). На основании заключения о причине пожара, данных о материальном ущербе и других сведений в акте делаются выводы о виновности причастных лиц и даются рекомендации о конкретных организационных и технических мероприятиях по предупреждению пожаров в дальнейшем.

6.2. При пожарах в подвижном составе с грузами в акте должны быть предельно четко сформулированы выявленные в ходе расследования нарушения, допущенные грузоотправителем (станцией погрузки), которые могли прямо или косвенно способствовать возникновению пожара. В акте обязательно должна быть сделана ссылка на соответствующие пункты (параграфы), статьи документов, регламентирующие ответственность сторон за сохранность грузов при железнодорожных перевозках, а также указаны нарушения производства поездной и маневровой работы, если они способствовали возникновению пожара. Отражается также состояние искрогасительных и шлакозаливательных приборов на паровозах, выхлопного тракта, дренажных устройств и искрогасителей на тепловозах (при их наличии), если имелась причинная связь с возникновением пожара.

6.3. Акт составляют в четырех экземплярах и подписывают все лица, принимавшие участие в работе комиссии, производившей служебное расследование. При необходимости число экземпляров акта может быть увеличено путем снятия копий.

6.4. Если при определении причин возникновения пожара или других обстоятельств у членов комиссии имеются разногласия, то в акте должно быть отражено особое мнение лиц, их высказавших. Подпись этих лиц обязательна.

6.5. К акту служебного расследования пожара прилагают объяснения причастных к пожару лиц, заключение о причине пожара, справку бухгалтерии о причиненном ущербе или заключение комиссии по определению материального ущерба при пожарах в вагонах (контейнерах) с грузами, технический акт о состоянии подвижного состава после пожара, копии перевозочных документов, справку гидрометеослужбы о погодных условиях в день пожара в данном районе, схемы, фотографии, при необходимости акт о результатах реостатных испытаний выхлопных трактов локомотива, а также другие документы и материалы, подтверждающие правильность выводов комиссии.

С целью изучения динамики пожара, оценки эффективности пожарно-профилактической работы на объекте пожара и действий пожарных подразделений по его тушению к материалам расследования крупных пожаров прилагается описание пожара, составляемое по форме, рекомендуемой Управлением военизированной охраны МПС. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

6.6. Материалы расследования случаев пожаров в зависимости от их размеров и последствий рассматривают на оперативных совещаниях у руководителей предприятий, учреждений, организаций железнодорожного транспорта, отделений и управлений железных дорог. Наиболее характерные случаи пожаров, в частности причинившие значительный ущерб, повлекший за собой нарушение ритмичной работы предприятия и особо тяжелые последствия, независимо от рассмотрения на местах могут также рассматриваться на специальном совещании в Управлении военизированной охраны МПС, с участием руководителей соответствующих управлений МПС и вызовом при необходимости представителей железных дорог или других предприятий, на которых произошел пожар.

Пожары, происшедшие в пассажирских вагонах, на локомотивах и моторвагонном подвижном составе подлежат рассмотрению в соответствующих управлениях МПС с участием представителей пожарной охраны Управления военизированной охраны МПС, с вызовом при необходимости руководителей отделений и управлений железных дорог.

О результатах рассмотрения таких случаев пожаров начальник Управления военизированной охраны МПС совместно с начальниками причастных управлений МПС докладывают руководству Министерства путей сообщения.

6.7. Оперативное совещание устанавливает правильность выводов комиссии, производившей расследование, решает вопрос об ответственности причастных лиц за допущенный пожар и причиненный ущерб, непринятие необходимых мер к своевременному вызову пожарных подразделений, отправлению и проследованию пожарных поездов и другие причины, препятствующие успешному тушению пожара. На основании материалов расследования определяет степень ответственности за возникновение и последствия пожара железной дороги, грузоотправителя и арендатора, а также разрабатывает конкретный комплекс необходимых мероприятий по предупреждению подобных случаев, и устанавливает порядок контроля за их выполнением. Материалы оперативного совещания оформляет служба, в хозяйстве которой был допущен пожар.

6.8. Если оперативное совещание установило, что служебное расследование проведено некачественно, а выводы комиссии о причинах возникновения пожара недостаточно обоснованы, начальник отделения железной дороги, начальник железной дороги и другие руководители предприятий и организаций или Министерства путей сообщения могут назначить повторное расследование.

6.9. Материалы служебного расследования случаев пожара в пассажирских поездах (вагонах) и другом подвижном составе, повлекших гибель и (или) травмирование людей, а также крупных пожаров на стационарных объектах и в подвижном составе с материальным ущербом более 2,5 тысяч минимального размера оплаты труда, службы военизированной охраны железных дорог представляют в Управление военизированной охраны МПС в течение 15 дней после ликвидации пожара. Соответствующие службы дорог представляют материалы в департаменты (управления) МПС по подчиненности, независимо от последствий пожара. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

6.10. Материалы служебного расследования пожаров на стационарных объектах хранятся:

с суммой ущерба до 1 тыс. минимального размера оплаты труда - в отрядах военизированной охраны;

с суммой ущерба от 1 тыс. до 2,5 тыс. минимальных размеров оплаты труда - в службах военизированной охраны.

(В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

6.11. Необходимые данные о всех случаях пожаров должны быть изложены в приложении к статистическим листкам, направленным в Управление военизированной охраны МПС порядком, установленным в п.2.4 и приложении 3 настоящей Инструкции.