Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Министра путей сообщения
Российской Федерации
17 декабря 1992 года N ЦУО-130

     

ИНСТРУКЦИЯ
по служебному расследованию, учету пожаров и последствий от них на железнодорожном транспорте

(в редакции указания МПС России от 28 мая 1997 года N Г-632у)

     

     

1. Общие положения



1.1. Настоящая инструкция устанавливает обязательный для всех предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта Российской Федерации порядок служебного расследования, учета пожаров и пострадавших при этом лиц, а также порядок определения нанесенного ущерба и ответственности за данный ущерб.

1.2. Служебное расследование пожаров на стационарных объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта производится независимо от размеров и последствий пожара для установления причин его возникновения и развития, определения материального ущерба, эффективности мер, принятых во время тушения пожара, выявления степени ответственности виновных и должностных лиц, допустивших нарушение правил пожарной безопасности.

1.3. Учет числа пожаров и их последствий производится с целью анализа обстоятельств их возникновения и принятия решения в соответствии с законодательными актами, прогнозирования кризисных явлений на транспорте, разработки предупреждающих пожар мероприятий, своевременного реагирования на складывающуюся обстановку и проведения профилактической работы, направленной на обеспечение безопасности людей, сохранности материальных ценностей и создание условий для успешного тушения пожаров.

1.4. Основные понятия (применяются при учете пожаров и последствий от них).

Пожар - неконтролируемое горение вне специально предназначенного для этого места, приводящее к социальному и (или) материальному ущербу.

К пожарам не относятся:

случаи горения, обусловленные спецификой технологического процесса производства (заложенные в технологический регламент или в другую техническую документацию) или условиями работы промышленных установок и агрегатов,

случаи горения, как результат обработки предметов огнем, теплом или иным (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жарение, плавление и др.).

взрывы, вспышки и разряды статистического электричества,

случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах.

горение отходов и мусора на открытых территориях (свалки, контейнерные площадки, открытые территории домовладений, обочины дорог, пустыри и т.п.), а также сухой травы, тополиного пуха, торфа на газонах пожнивных остатков, стерни.

покушение на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведшее к гибели или травмированию других людей.

(В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

1.5. В соответствии с Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и технического характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 13.09.96 N 1094 чрезвычайные ситуации (к которым также относятся крупные пожары) подразделяются на:

Локальные - в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

Местные - в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не входит за пределы населенного пункта, города, района.

Территориальные - в результате которых пострадало свыше 50, но не более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составил свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации.

Региональные - в результате которых пострадало свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации.

Федеральные - в результате которых пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

2. Порядок донесения и первичного оформления документов о пожаре

2.1. Руководители предприятий, учреждений, организаций, начальники станций, на объектах которых произошел пожар, независимо от места расположения объекта, обязаны сообщить о случившемся начальнику отряда (дежурному по отряду), в ближайшее пожарное подразделение военизированной охраны МПС по месту дислокации объекта, дежурному по отделению железной дороги, а также в вышестоящий орган по принадлежности.

Начальник отряда (дежурный по отряду), дежурный по отделению дороги немедленно докладывают о пожаре по подчиненности - начальнику службы военизированной охраны железной дороги и диспетчеру центрального пункта пожарной связи (ДЦППС), начальнику отделения дороги и дежурному по управлению дороги, которые после уточнения обстановки докладывают о пожаре начальнику железной дороги, ставят в известность начальников соответствующих служб, областные, республиканские управления, органы Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД Российской Федерации. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождающейся пожаром, руководитель предприятия в соответствии с Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам вызывает на ликвидацию последствий аварии специалистов грузоотправителей или формирований гражданской обороны.

2.2. Первичное донесение о пожаре в Министерство путей сообщения должно быть представлено в течение 2 ч с момента его обнаружения.

2.2.1. Начальник железной дороги докладывает министру путей сообщения Российской Федерации о пожарах в пассажирских поездах, повлекших за собой гибель и травмирование людей, а также о пожарах, вызвавших длительный перерыв в движении поездов или значительный материальный ущерб.

2.2.2. Начальник службы военизированной охраны железной дороги докладывает в Управление военизированной охраны МПС о всех случаях пожаров на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта.

О всех пожарах в пассажирских и пригородных поездах, независимо от последствий, а также других случаях, не относящихся согласно п.1.4 Инструкции к пожарам, но повлекшим за собой в движении поездов в рабочее время докладывает лично начальник службы (заместитель) - начальнику Управления военизированной охраны МПС (УВО МПС), а в его отсутствие заместителю, с последующей передачей полной информации через диспетчерский аппарат согласно п.п.2.2, 2.3 настоящей Инструкции, а в нерабочее время диспетчер службы - диспетчеру УВО МПС.

Управление военизированной охраны обеспечивает передачу информации о пожарах в пассажирских поездах, повлекших гибель и травмирование людей, длительный перерыв в движении или значительный материальный ущерб заместителю Министра, в непосредственном ведении которого находится Департамент по безопасности движения и экологии, дежурному по Департаменту по безопасности движения и экологии, Главному диспетчеру МПС, а также заместителю Министра в ведении которого находится Управление военизированной охраны МПС.

Дежурный по Департаменту безопасности движения и экологии сообщает полученную информацию (если она относится к чрезвычайной ситуации) в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

2.2.3. Начальник завода, руководители других организаций, концернов, ассоциаций и предприятий, подчиненных МПС, и начальники причастных служб (отделов) железной дороги докладывают в соответствующие по подчиненности управления Министерства путей сообщения Российской Федерации о всех случаях пожаров на подведомственных им объектах.

2.2.4. В первичном донесении о пожаре должны быть указаны обстоятельства возникновения пожара, установленные на данное время.

2.3. После уточнения обстоятельств, но не позднее 24 ч со времени обнаружения пожара, начальник службы военизированной охраны железной дороги обязан сообщить в Управление военизированной охраны МПС данные о пожаре по установленной форме ХУ-23, приведенной в приложении 1.

В эти же сроки начальник станции, в границах которой обнаружен пожар и производилось его тушение (а при нахождении горящего подвижного состава на перегоне - начальник станции, отправившей поезд, дает телеграфное уведомление:

при пожаре в груженых вагонах, контейнерах, принадлежащих МПС, а также в арендованном подвижном составе и подвижном составе, не являющемся собственностью МПС, - станциям отправления и назначения, начальнику службы грузовой и коммерческой работы и службы военизированной охраны своей железной дороги, железной дороги погрузки и в копии Управлению грузовой и коммерческой работы МПС;

при пожаре в пассажирских вагонах, рефрижераторных секциях, на локомотивах и моторвагонном подвижном составе начальник поезда или лицо, сопровождающее подвижной состав, передает телеграфное уведомление руководителю депо (участка, дирекции) соответствующих служб военизированной охраны железной дороги приписки подвижного состава, а копии - в соответствующий Департамент (Управление) и Управление военизированной охраны МПС. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

2.4. О каждом случае пожара в течение суток после его ликвидации комиссия, возглавляемая руководителем тушения пожара или сотрудником органа Государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации, ГУВД, УВД края, области, города, составляет акт о пожаре (не менее чем в двух экземплярах) по форме ХУ-25 (приложение 2). В состав комиссии могут быть включены представители милиции, страховых обществ (компаний), общественных организаций и другие заинтересованные лица. Акт о пожаре, на тушение которого пожарные подразделения не вызывались и сообщение о нем поступило от потерпевших, органов милиции, страховых обществ (компаний) или из других источников, необходимо составить в течение 2 сут. с момента поступления информации о пожаре. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

О каждом случае пожара служба военизированной охраны составляет статистический листок формы ХУ-24, который направляется в Управление военизированной охраны МПС не позднее 10 дней с момента ликвидации пожара.

Порядок заполнения и кодирования статистического листка приведен в приложении 3.

2.5. Руководитель тушения пожара, начальник пожарного подразделения железной дороги, принимавший участие в тушении пожара или обслуживающий данный участок (объект) до прибытия комиссии, назначенной для служебного расследования, совместно с руководителем предприятия, учреждения или организации, а также другими работниками железнодорожного транспорта обязаны принять меры к обеспечению сохранности материальных ценностей, вещественных доказательств и других материалов, характеризующих обстановку возникновения, развития и тушения пожара.

3. Порядок служебного расследования пожаров

3.1. Все случаи пожаров, происшедшие на объектах и в подвижном составе, расследуют комиссии, назначаемые соответственно руководителями объектов, предприятий, управлений и отделений железных дорог или Министерства путей сообщения РФ.

Служебное расследование производится сразу же после получения извещения о пожаре. Состав комиссии зависит от суммы материального ущерба и других последствий.

3.1.1. При ущербе до 250 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения пожара комиссию возглавляет руководитель предприятия, учреждения, организации или его заместитель (при пожарах на подведомственных им предприятиях). В работе комиссии принимают участие начальники соответствующих отделов отделения железной дороги, старший инструктор по пожарной профилактике или начальник пожарного (стрелково-пожарного) подразделения железной дороги и соответствующие специалисты. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.1.2. При ущербе свыше 250, но не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда комиссию возглавляет начальник отделения железной дороги (его заместитель) и участвуют начальник отряда военизированной охраны, руководители и специалисты соответствующих отделов отделения железной дороги. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.1.3. При ущербе свыше 1 тыс., но не более 2,5 тыс. минимальных размеров оплаты труда комиссию возглавляет начальник соответствующей службы железной дороги (руководитель предприятия, организации), в хозяйстве которого произошел пожар. В работе комиссии участвуют начальник службы военизированной охраны железной дороги (его заместитель), руководители и специалисты соответствующих отделов управлений железной дороги. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.1.4. При ущербе свыше 2,5 тыс. минимальных размеров оплаты труда или при пожарах, повлекших тяжелые последствия, длительный перерыв в движении поездов, нарушение ритмичной работы предприятия, комиссию возглавляет начальник железной дороги или его заместитель (председатель комиссии). В работе комиссии участвуют начальники соответствующих служб, включая военизированную охрану, железной дороги. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

Во всех случаях порчи, повреждения или утраты груза в вагоне вследствие пожара в работе комиссии должны принимать участие представители службы грузовой и коммерческой работы (отдела, отделения дороги, станции).

При пожарах в грузовых вагонах, следуемых в сопровождении проводников, в работе комиссии могут принимать участие представители грузоотправителя (грузополучателя).

3.2. В состав комиссии для служебного расследования пожаров могут быть включены представители органов и подразделений пожарной охраны УВД (ОВД) на транспорте или территориальных органов и подразделений Государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей и городов. В случае необходимости приглашаются представители страховых обществ (компаний) и другие заинтересованные лица. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.3. Пожар, повлекший наиболее крупный материальный ущерб, относящийся к чрезвычайной ситуации на транспорте или нарушивший эксплуатационную работу участков железной дороги, должна расследовать комиссия, назначаемая руководителями Министерства путей сообщения РФ.

Порядок отнесения пожара к чрезвычайной ситуации на железнодорожном транспорте определяет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.4. Пожар на предприятии и в организации, непосредственно подчиненной МПС РФ, независимо от причиненного материального ущерба расследует комиссия во главе с руководителем или заместителем руководителя этой организации, предприятия с участием представителя пожарной охраны железной дороги (территориально).

3.5. Пожар, происшедший на объекте нетранспортной организации, находящейся на территории железной дороги расследует соответствующая ведомственная комиссия с привлечением при необходимости работников пожарной охраны и соответствующих отделов служб дороги.

3.6. К расследованию лесных пожаров, а также пожаров хлебных массивов и торфяных разработок, если предполагается, что они возникли по вине железной дороги, привлекают руководителей отрядов, служб военизированной охраны и представителей соответствующих служб железнодорожного транспорта.

3.7. Пожар на подвижном составе, возникший на одной железной дороге, но обнаруженный при следовании состава по другой дороге, расследуют при участии представителей железной дороги, на которой возник пожар.

3.8. Пожары на локомотивах, моторвагонном подвижном составе и в пассажирских вагонах расследуют на месте происшествия. В расследовании обязательно должны принимать участие руководители соответствующих служб железной дороги, на участке которой произошел пожар, и дороги приписки, а в период гарантийного срока - представители локомотиворемонтных и вагоноремонтных заводов.

Пожары на локомотивах, моторвагонном подвижном составе, эксплуатирующихся не на железной дороге приписки, расследуют совместно соответствующие представители двух железных дорог.

3.9. При расследовании пожаров, происшедших в грузовых и автономных рефрижераторных вагонах, рефрижераторных секциях, в работе комиссий обязательно должны участвовать представители причастных служб железной дороги и отделов отделения железной дороги, а в период гарантийного срока (кроме пожаров в грузовых вагонах) - представители вагоноремонтных заводов (ПО "Вагонреммаш"). При расследовании случаев пожара в грузовом подвижном составе должны учитываться требования Инструкции по актово-претензионной работе на железных дорогах.

3.10. По всем случаям пожаров, происшедшим на стационарных объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта, находящихся в ведении МПС, но расположенных не на территории железных дорог, органами государственного пожарного надзора проводится доследственная проверка в объеме, предусмотренном уголовно-процессуальными актами.

3.11. Для участия в работе комиссий по расследованию пожаров, указанных в п.3.8, 3.9 настоящей Инструкции, руководители железных дорог, ответственных за пожар, а также заводов и предприятий МПС на основании оперативного донесения с места происшествия имеют право командировать своих представителей.

3.12. Пожары, возникшие в результате крушения, схода с рельсов подвижного состава или нарушения технологии маневровой работы, расследуются в порядке, установленном соответствующими указаниями МПС. При необходимости к материалу расследования причин пожара прилагается заключение ответственного работника пожарной охраны железной дороги о причинах возникновения пожара, характера его развития и эффективности принятых мер по тушению.

3.13. Расследование пожаров в подвижном составе и контейнерах с грузом, не принятым к перевозке, а также при состоявшейся перевозке (груз сдан отправителю, получателю) производится соответствующими представителями министерств, ведомств и других организаций, с участием при необходимости представителей служб (отделов) и пожарной охраны железной дороги (территориально) на предмет возмещения ущерба за поврежденный подвижной состав.

3.14. Расследование случая пожара должно быть закончено в пятидневный срок с момента его возникновения. В некоторых случаях, если этого требуют обстоятельства, срок расследования может быть продлен, но не более чем на 15 дней по согласованию с Управлением военизированной охраны. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.15. О пожарах, происшедших на объектах и в подвижном составе от предполагаемых поджогов, и в случаях, сопровождавшихся человеческими жертвами, руководители предприятий, организаций, отделения и управления железной дороги должны немедленно поставить в известность руководителей органов внутренних дел на транспорте и прокуратуры для организации выезда на место происшествия оперативно-следственной группы.