Действующий

Инструкция по служебному расследованию, учету пожаров и последствий от них на железнодорожном транспорте (в редакции указания МПС России от 28 мая 1997 года N Г-632у)

3. Порядок служебного расследования пожаров

3.1. Все случаи пожаров, происшедшие на объектах и в подвижном составе, расследуют комиссии, назначаемые соответственно руководителями объектов, предприятий, управлений и отделений железных дорог или Министерства путей сообщения РФ.

Служебное расследование производится сразу же после получения извещения о пожаре. Состав комиссии зависит от суммы материального ущерба и других последствий.

3.1.1. При ущербе до 250 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения пожара комиссию возглавляет руководитель предприятия, учреждения, организации или его заместитель (при пожарах на подведомственных им предприятиях). В работе комиссии принимают участие начальники соответствующих отделов отделения железной дороги, старший инструктор по пожарной профилактике или начальник пожарного (стрелково-пожарного) подразделения железной дороги и соответствующие специалисты. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.1.2. При ущербе свыше 250, но не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда комиссию возглавляет начальник отделения железной дороги (его заместитель) и участвуют начальник отряда военизированной охраны, руководители и специалисты соответствующих отделов отделения железной дороги. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.1.3. При ущербе свыше 1 тыс., но не более 2,5 тыс. минимальных размеров оплаты труда комиссию возглавляет начальник соответствующей службы железной дороги (руководитель предприятия, организации), в хозяйстве которого произошел пожар. В работе комиссии участвуют начальник службы военизированной охраны железной дороги (его заместитель), руководители и специалисты соответствующих отделов управлений железной дороги. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.1.4. При ущербе свыше 2,5 тыс. минимальных размеров оплаты труда или при пожарах, повлекших тяжелые последствия, длительный перерыв в движении поездов, нарушение ритмичной работы предприятия, комиссию возглавляет начальник железной дороги или его заместитель (председатель комиссии). В работе комиссии участвуют начальники соответствующих служб, включая военизированную охрану, железной дороги. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

Во всех случаях порчи, повреждения или утраты груза в вагоне вследствие пожара в работе комиссии должны принимать участие представители службы грузовой и коммерческой работы (отдела, отделения дороги, станции).

При пожарах в грузовых вагонах, следуемых в сопровождении проводников, в работе комиссии могут принимать участие представители грузоотправителя (грузополучателя).

3.2. В состав комиссии для служебного расследования пожаров могут быть включены представители органов и подразделений пожарной охраны УВД (ОВД) на транспорте или территориальных органов и подразделений Государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей и городов. В случае необходимости приглашаются представители страховых обществ (компаний) и другие заинтересованные лица. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.3. Пожар, повлекший наиболее крупный материальный ущерб, относящийся к чрезвычайной ситуации на транспорте или нарушивший эксплуатационную работу участков железной дороги, должна расследовать комиссия, назначаемая руководителями Министерства путей сообщения РФ.

Порядок отнесения пожара к чрезвычайной ситуации на железнодорожном транспорте определяет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.4. Пожар на предприятии и в организации, непосредственно подчиненной МПС РФ, независимо от причиненного материального ущерба расследует комиссия во главе с руководителем или заместителем руководителя этой организации, предприятия с участием представителя пожарной охраны железной дороги (территориально).

3.5. Пожар, происшедший на объекте нетранспортной организации, находящейся на территории железной дороги расследует соответствующая ведомственная комиссия с привлечением при необходимости работников пожарной охраны и соответствующих отделов служб дороги.

3.6. К расследованию лесных пожаров, а также пожаров хлебных массивов и торфяных разработок, если предполагается, что они возникли по вине железной дороги, привлекают руководителей отрядов, служб военизированной охраны и представителей соответствующих служб железнодорожного транспорта.

3.7. Пожар на подвижном составе, возникший на одной железной дороге, но обнаруженный при следовании состава по другой дороге, расследуют при участии представителей железной дороги, на которой возник пожар.

3.8. Пожары на локомотивах, моторвагонном подвижном составе и в пассажирских вагонах расследуют на месте происшествия. В расследовании обязательно должны принимать участие руководители соответствующих служб железной дороги, на участке которой произошел пожар, и дороги приписки, а в период гарантийного срока - представители локомотиворемонтных и вагоноремонтных заводов.

Пожары на локомотивах, моторвагонном подвижном составе, эксплуатирующихся не на железной дороге приписки, расследуют совместно соответствующие представители двух железных дорог.

3.9. При расследовании пожаров, происшедших в грузовых и автономных рефрижераторных вагонах, рефрижераторных секциях, в работе комиссий обязательно должны участвовать представители причастных служб железной дороги и отделов отделения железной дороги, а в период гарантийного срока (кроме пожаров в грузовых вагонах) - представители вагоноремонтных заводов (ПО "Вагонреммаш"). При расследовании случаев пожара в грузовом подвижном составе должны учитываться требования Инструкции по актово-претензионной работе на железных дорогах.

3.10. По всем случаям пожаров, происшедшим на стационарных объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта, находящихся в ведении МПС, но расположенных не на территории железных дорог, органами государственного пожарного надзора проводится доследственная проверка в объеме, предусмотренном уголовно-процессуальными актами.

3.11. Для участия в работе комиссий по расследованию пожаров, указанных в п.3.8, 3.9 настоящей Инструкции, руководители железных дорог, ответственных за пожар, а также заводов и предприятий МПС на основании оперативного донесения с места происшествия имеют право командировать своих представителей.

3.12. Пожары, возникшие в результате крушения, схода с рельсов подвижного состава или нарушения технологии маневровой работы, расследуются в порядке, установленном соответствующими указаниями МПС. При необходимости к материалу расследования причин пожара прилагается заключение ответственного работника пожарной охраны железной дороги о причинах возникновения пожара, характера его развития и эффективности принятых мер по тушению.

3.13. Расследование пожаров в подвижном составе и контейнерах с грузом, не принятым к перевозке, а также при состоявшейся перевозке (груз сдан отправителю, получателю) производится соответствующими представителями министерств, ведомств и других организаций, с участием при необходимости представителей служб (отделов) и пожарной охраны железной дороги (территориально) на предмет возмещения ущерба за поврежденный подвижной состав.

3.14. Расследование случая пожара должно быть закончено в пятидневный срок с момента его возникновения. В некоторых случаях, если этого требуют обстоятельства, срок расследования может быть продлен, но не более чем на 15 дней по согласованию с Управлением военизированной охраны. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у.)

3.15. О пожарах, происшедших на объектах и в подвижном составе от предполагаемых поджогов, и в случаях, сопровождавшихся человеческими жертвами, руководители предприятий, организаций, отделения и управления железной дороги должны немедленно поставить в известность руководителей органов внутренних дел на транспорте и прокуратуры для организации выезда на место происшествия оперативно-следственной группы.