ПРИКАЗ
от 6 августа 2008 года N 126
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 42, ст.4385)
приказываю:
Утвердить прилагаемые Нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог.
Министр
И.Е.Левитин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 сентября 2008 года,
регистрационный N 12203
НОРМЫ
отвода земельных участков, необходимых для формирования
полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета
охранных зон железных дорог
1. Настоящие Нормы устанавливают нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования, а также нормы расчета охранных зон железных дорог, необходимых для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта.
2. В полосу отвода на железнодорожном транспорте (далее - полоса отвода) входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В охранные зоны, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта (далее - охранные зоны), включаются земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий, в том числе:
в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям;
в районах подвижных песков;
в местах расположения лесов, выполняющих функции защитных лесонасаждений, в том числе лесов в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов;
в местах расположения лесов, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность объектов железнодорожного транспорта.
3. Размеры земельных участков, устанавливаемых как зоны санитарной охраны для защиты открытых и подземных источников водоснабжения объектов железнодорожного транспорта от загрязнения, и постоянные условия хозяйствования в их пределах определяются в соответствии с соответствующими санитарными нормами и правилами.
4. При определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при аварии).
Ширина полосы отвода должна соответствовать максимальной величине из составляющих, определяемых этими условиями и факторами.
5. Размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с настоящими Нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
6. Размеры земельных участков охранных зон определяются исходя из рельефа и природных условий местности, необходимости создания защиты жилой застройки населенных пунктов от сверхнормативных шумов проходящих поездов, от возможных катастроф с перевозимыми пожаровзрывоопасными и опасными грузами, иных факторов, а также необходимости поэтапного развития объектов железнодорожного транспорта.
7. Ширина земельных участков (в метрах), отводимых для земляного полотна на перегонах (при отсутствии боковых резервов, кавальеров, укрепительных сооружений, снегозадерживающих лесных насаждений и устройств), устанавливается в соответствии с таблицей 1 для насыпей высотой до 12 метров и в соответствии с таблицей 2 для выемок глубиной до 12 метров.
Ширина земельных участков для насыпей высотой до 12 метров
N п/п | Высота | Железнодорожные пути | |||||
насыпи (м) | I, II, III категории | IV категория | |||||
при поперечном уклоне местности | |||||||
до 1:25 | до 1:10 | до 1:5 | до 1:25 | до 1:10 | до 1:5 | ||
1 | 1 | 24 | 21 | 23 | 23 | 20 | 22 |
2 | 2 | 27 | 24 | 26 | 26 | 23 | 25 |
3 | 3 | 21 | 27 | 29 | 20 | 26 | 28 |
4 | 4 | 24 | 30 | 33 | 23 | 29 | 32 |
5 | 5 | 27 | 33 | 37 | 26 | 32 | 36 |
6 | 6 | 30 | 37 | 41 | 29 | 36 | 40 |
7 | 7 | 34 | 40 | 45 | 33 | 39 | 44 |
8 | 8 | 38 | 44 | 49 | 37 | 43 | 48 |
9 | 9 | 41 | 48 | - | 40 | 47 | - |
10 | 10 | 45 | 52 | - | 44 | 51 | - |
11 | 11 | 48 | - | - | 47 | - | - |
12 | 12 | 52 | - | - | 51 | - | - |
Ширина земельных участков для выемок глубиной до 12 метров
N п/п | Глубина | Железнодорожные пути | |||||
выемки (м) | I, II, III категории проектирования | IV категория проектирования | |||||
при поперечном уклоне местности | |||||||
до 1:10 | до 1:5 | до 1:3 | до 1:10 | до 1:5 | до 1:3 | ||
1 | 1 | 26 | 29 | 34 | 25 | 28 | 33 |
2 | 2 | 29 | 32 | 38 | 28 | 31 | 37 |
3 | 3 | 32 | 35 | 42 | 31 | 34 | 41 |
4 | 4 | 35 | 38 | 46 | 34 | 37 | 45 |
5 | 5 | 38 | 41 | 50 | 37 | 40 | 49 |
6 | 6 | 41 | 45 | 54 | 40 | 44 | 53 |
7 | 7 | 44 | 48 | - | 43 | 47 | - |
8 | 8 | 47 | 50 | - | 46 | 49 | - |
9 | 9 | 50 | - | - | 49 | - | - |
10 | 10 | 54 | - | - | 53 | - | - |
11 | 11 | 57 | - | - | 56 | - | - |
12 | 12 | 60 | - | - | 59 | - | - |
Примечания к таблицам 1 и 2:
1. Ширина земельных участков, установленная в таблицах, предназначена для размещения однопутного земляного полотна, водоотводных канав с бермами со стороны подошвы насыпи или бровки выемки и предохранительных полос. Ширина предохранительных полос от подошвы насыпи или бровки выемки установлена - 2 метра, от бровок водоотводных канав - 1 метр;
2. Ширина земельных участков предназначена для размещения однопутных насыпей, при сооружении которых будут использованы грунты: глинистые, крупнообломочные с глинистым заполнителем, скальные выветривающиеся, пески недренирующие, мелкие и пылеватые.
Для размещения насыпей, при сооружении которых будут использованы грунты: скальные слабовыветривающиеся, крупнообломочные с песчаным заполнителем, пески дренирующие, ширина полос отвода, установленная в таблицах, может быть уменьшена на 1 метр;
3. Ширина земельных участков предназначена для земляного полотна с крутизной откосов:
насыпей в верхней части высотой до 6 метров - 1:1,5;
насыпей в нижней части от 6 до 12 метров - 1:1,75;
выемок с высотой откосов до 12 метров - 1:1,5.
При проектировании земляного полотна с другой крутизной откосов ширина земельных участков устанавливается в проекте.
4. При размещении железнодорожных путей I и II категорий на землях несельскохозяйственного назначения или не пригодных для сельского хозяйства, для устройства в будущем дополнительного (второго, третьего и пр.) пути, ширину земельных участков необходимо устанавливать на 10 метров больше размеров, приведенных в таблицах.
При размещении железнодорожных путей I и II категорий на землях сельскохозяйственного назначения или на землях лесного фонда Российской Федерации дополнительная ширина земельных участков выделяется в охранную зону.
5. Ширина земельных участков устанавливается сразу под два пути для участков железных дорог I и II категорий, располагаемых в выемках глубиной более 6 метров при скальных грунтах, а также располагаемых на крутых косогорах и на прижимах рек независимо от высоты откоса.
8. При прохождении железнодорожного пути по местности со сложными природными условиями ширина полосы отвода должна устанавливаться с учетом возможного проявления деформаций основания земляного полотна (вид и частота проявления различных факторов приведены в таблице 3).
В случаях, когда ширина полосы отвода по условиям проявления опасных природных факторов превышает ширину полосы отвода, полученную по конструкции поперечных профилей земляного полотна, дополнительная полоса выделяется в зону специального охранного назначения (охранную зону).
Ширина полосы отвода для участков с особыми
природными условиями местности
N п/п | Природные условия местности, влияющие на устойчивость земляного | Ширина полосы в зависимости от частоты действия фактора (активности), м | ||
полотна | постоянно | раз в 10 лет | раз в 100 лет | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Участки пути, находящиеся на насыпях, отсыпанных на болотах и других слабых основаниях | 50 | - | - |
2 | Участки потопления и размыва земляного полотна от действия временных водотоков, водохранилищ и озер | 50 | - | - |
3 | Участки, расположенные в зоне оврагообразования | 100 | 60 | 50 |
4 | Участки, расположенные на оползнях | >200 | 100 | 60 |
5 | Скально-обвальные участки | 100 | 70 | 60 |
6 | Места шахтных подработок | 50 | - | - |
7 | Места на вечномерзлых грунтах | 100 | - | - |
8 | Места с наличием наледей | 50 | - | - |
9 | Места с наличием пучин и весенних пучинных просадок | 40 | - | - |
10 | Карстовые участки | 100 | - | - |