Действующий

Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья

Таблица 21  

Ожидаемая эффективность выявления прогнозных ресурсов (в пересчете на условные запасы - УЗ за счет федерального бюджета) и запасов (З - за счет внебюджетных источников)

Полезное ископаемое

Условные запасы (УЗ)

Запасы (З)

Абсолютные значения

Удельные
затраты
(руб./ед.
массы)

Удельная приращи-
ваемая
ценность
(руб./руб.)

Удельные
затраты
(руб./ед.
массы)

Удельная
приращи-
ваемая
ценность
(руб./руб.)

приращиваемой
ценности
по сумме УЗ + З
(млрд.руб.)

Нефть и газ, руб./тут

10

260

300

30

173600

Угли, руб./т

1,2

450

2

400

7288

Уран, руб./кг

60

60

50

80

3400

Руды железа, руб./т

2,6

130

2,1

164

870

Руды марганца, руб./т

65

50

10

20

160

Никель, руб./т

650

5000

500

125

7190

Медь, руб./т

500

3300

350

50

1932

Свинец и цинк, руб./т

180

1500

100

350

505

Золото, руб./г

12

30

10

15

2355

Всего

197300


Расчеты по среднегодовым значениям экспортных цен 2007 года.

Развитие геологоразведочных работ, внедрение современных технологий позволяют в планируемой перспективе повысить достигнутый уровень экономической эффективности. Внедрение в сферу геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы передовых технических и технологических разработок позволит получить экономический эффект в размере 130-140 млрд.руб. Прямые поступления в бюджетную систему страны от уплаты налогов и платежей за пользование ресурсами недр за планируемый период превысят 15 трлн.руб. Налог на добычу полезных ископаемых составит около 1 трлн.руб. в год, сумма разовых платежей при проведении аукционов - более 40 млрд.руб. в год. Прогнозный объем поступлений доходов федерального бюджета в 2011-2020 годах в виде разовых платежей и возмещения расходов государства на поиски и оценку полезных ископаемых при предоставлении прав пользования недрами приведен в таблице 22.

При затратах федерального бюджета на геологоразведочные работы в 2011-2020 годах в объеме 413,1 млрд.рублей бюджетная эффективность реализуемых программных мероприятий только за счет доходов федерального бюджета в виде разовых платежей составит 1,05 рублей на рубль затрат.

Социально-экономическая эффективность геологоразведочных работ определяется, прежде всего, сохранением и повышением уровня занятости трудоспособного населения. Интенсификация темпов воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы, улучшение территориального размещения добывающих предприятий, их обеспечение запасами полезных ископаемых позволит создать более 300 тыс. новых рабочих мест, включая занятых в сопутствующем гражданском и промышленном строительстве.

Ключевое значение имеют стабилизация и улучшение социально-экономического положения в кризисных субъектах Российской Федерации (Северный Кавказ), в районах особых геополитических интересов (Курильские острова, Чукотский автономный округ, Магаданская обл. и др.), в депрессивных районах Крайнего Севера, включая территории проживания малочисленных народностей Сибири и Дальнего Востока, поскольку такие районы, как правило, не обладают более эффективной, чем добывающая, промышленностью.

Именно добывающие предприятия в удаленных необжитых районах создают условия для развития инфраструктуры, повышения занятости местного и мигрирующего населения в основном производстве и сфере услуг, увеличивают поступление средств в бюджеты всех уровней, укрепляют национальную безопасность через присутствие государственных и негосударственных структур и населения в удаленных пограничных районах, чем способствуют защите геополитических интересов России.

Общий мультипликативный экономический эффект от выполнения намеченных работ в настоящее время не поддается точной количественной оценке, поскольку в значительной степени зависит от развития экономики страны в целом.

Первый уровень рисков (угроз) может возникнуть при неполном ресурсном обеспечении программных мероприятий за счет федерального бюджета; в этом случае не обеспечивается создание поискового задела и фонда прогнозных ресурсов, необходимых для прироста запасов за пределами 2010 года.