Мероприятия Программы реализуются через ведомственные целевые программы (ВЦП) на среднесрочный период, разрабатываемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 N 239 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ", по следующим направлениям:
геологоразведочные работы общегеологического и специального назначения;
мониторинг состояния недр;
воспроизводство минерально-сырьевой базы;
лицензирование пользования недрами (с 2009 года);
совершенствование государственного управления в сфере недропользования.
ВЦП является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности по воспроизводству и использованию минерально-сырьевых ресурсов. В ВЦП предусматривается распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.
Организация выполнения Программы, ВЦП возлагается на государственных заказчиков - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также на Федеральное агентство по недропользованию.
Основными механизмами реализации программ являются:
размещение государственного заказа на выполнение работ для целей геологического изучения недр за счет средств федерального бюджета;
предоставление в пользование участков недр для выполнения работ за счет собственных средств недропользователей.
Программные мероприятия по геологическому изучению недр за счет средств федерального бюджета реализуются через ВЦП "Геологоразведочные работы общегеологического и специального назначения", "Мониторинг состояния недр" и "Воспроизводство минерально-сырьевой базы".
Размещение государственного заказа на выполнение геологоразведочных работ осуществляется на основе государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд от 21.07.2005 N 94. В контрактах предусматривается возможность расчета с подрядчиками по факту достижения показателей прироста минерально-сырьевой базы, использования практики заключения подряда с риском. В случае выявления правовых неопределенностей или коллизий норм законодательства о государственных закупках и законодательстве о недрах предусматривается разработка проектов соответствующих нормативных правовых актов или поправок в действующее законодательство.
При формировании госзаказа учитываются среднегодовые показатели увеличения ресурсов, предусмотренные Долгосрочной программой, обеспечивается согласованность планируемых работ по стадиям (региональное изучение, поиски и оценка) и ожидаемым приростам ресурсов и запасов по соответствующим категориям.
Программные мероприятия по воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет средств недропользователей реализуются через ВЦП "Лицензирование пользования недрами".
Отчеты о состоянии выполнения Программы, целевых программ ведомства, включая описание мер по повышению эффективности их реализации подготавливаются Федеральным агентством по недропользованию, Минприродой России и представляются в Минэкономразвития России и Минфин России в составе первой части докладов о результатах и основных направлениях деятельности Министерства в срок не позднее 1 апреля текущего года.
Информация о ходе реализации Программы представляется в Правительство Российской Федерации по итогам полугодия и года в целом.