Действующий

Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья

VII. Ресурсное обеспечение Программы


В соответствии с базовыми положениями государственной минерально-сырьевой политики ресурсное обеспечение программных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на финансирование комплексного геолого-картографического обеспечения изучения недр, мониторинга и охраны геологической среды, а также ранних стадий геологоразведочных работ, и внебюджетных средств, которые направляются на получение прироста запасов полезных ископаемых.

В соответствии с Основами государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования и практикой последних лет в Программе принято, что основной объем затрат на воспроизводство запасов при разведке месторождений приходится на внебюджетные источники - средства недропользователей. Ранние стадии геологоразведочных работ в силу непредсказуемости результатов и высоких уровней геологических и финансовых рисков обладают существенно меньшей инвестиционной привлекательностью, чем разведочные стадии, выявляющие экономически значимые объекты недропользования.

Повышение инвестиционной привлекательности ранних стадий геологоразведочных работ с ростом вклада внебюджетных источников может снизить нагрузку на федеральный бюджет и ускорить реализацию программных мероприятий. Для этого необходимо продолжение либерализации правового поля отечественного недропользования с введением прогрессивных организационных форм взаимодействия федерального центра и недропользователей по всем видам работ по выявлению и вовлечению в освоение ценностей отечественных недр. Особое значение имеет признание за недропользователями, открывшими месторождение, прав на все виды его последующего освоения.

Либерализация условий недропользования требует реформы системы платежей за пользование недрами, взимаемых до возникновения факта собственно недропользования - получения товарной продукции. Основные результаты ранних стадий геологоразведочных работ заключаются в получении комплекта информационных материалов, обосновывающих перспективность (неперспективность) соответствующих участков недр, их потенциальную и реальную ценность, целесообразность (нецелесообразность) постановки дальнейших работ. Эти материалы, передаваемые недропользователями государству в счет платежей за пользование участком недр, создают необходимую основу для стоимостных оценок и экономических условий последующих видов освоения таких участков.

Действующим законодательством предусмотрено признание за недропользователями, открывшими месторождение, прав на дальнейшее его геологическое изучение и промышленное использование. Кроме стимулирования вложений в геологоразведочные работы, эта норма обеспечивает соблюдение технологической непрерывности геологоразведочного цикла (прогноз, поиски, оценка, разведка, эксплуатация) и соответствующее повышение эффективности и результативности работ при сокращении сроков их проведения.

Реализация системы дифференциации ставок налога на добычу полезных ископаемых, будет способствовать привлечению средств на геологоразведочные работы, в первую очередь, в удаленных и экономически неосвоенных районах, т.е. в тех регионах России, где ныне сосредоточена значительная часть объемов работ, выполняемых за счет федерального бюджета.

Увеличению объемов геологоразведочных работ, финансируемых за счет средств недропользователей, будет способствовать формирование и утверждение перечней объектов лицензирования на 2-3 года вперед, учитывающих потребности экономики страны и приоритеты социально-экономического развития регионов.

Изложенными мерами создаются предпосылки для увеличения доли внебюджетных источников в реализации программных мероприятий, однако они не исчерпывают все возможные направления либерализации правового и экономического режимов отечественной системы недропользования.

В экспериментальном порядке возможна реализация отдельных геологоразведочных проектов при солидарном финансировании работ из федерального бюджета и средств недропользователей, что допускается при введении договорных условий пользования недрами.

За последние годы средства внебюджетных источников направлялись преимущественно на разведку месторождений нефти и золота; вклад внебюджетных источников в прирост запасов других, менее ликвидных полезных ископаемых намного меньше.

С учетом тенденций, сложившихся к 2008 году, на весь период действия Программы по 50 полезным ископаемым, включенным в нее, это соотношение варьирует в широких пределах, составляя в среднем около 1:8. При реализации отмеченных мер по либерализации отечественной системы недропользования возможно достижение величины 1:12 и более.

Предусмотренные в программе объемы финансирования за счет средств недропользователей основываются на материалах, представленных ведущими компаниями.

Расчет потребности в ресурсах для реализации задач Программы основывается на ретроспективном анализе динамики инвестиций федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников за 1995-2006 годы с привязкой к ценам 2007 года и с использованием соответствующих коэффициентов-дефляторов. Расчет инвестиций выполнен на базе принятых коэффициентов для укрупненной оценок выявленных прогнозных ресурсов кат.Р и Р в пересчете на условную категорию С исходя из соотношения: Р = 0,5 Р; С = 0,5 Р; С = 0,25 Р.

Затраты на геологоразведочные работы (таблица 20) составляют 4586653 млн.руб., в т.ч. федеральный бюджет по главе 049 Федеральное агентство по недропользованию, разделу 04 "Национальная экономика", подразделу 04 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы" - 526757,4 млн.руб. Внебюджетные источники - 4059805,6 млн.руб.

Затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют 13872,5 млн.руб., из них НИОКР по заказам Роснедр - 6144 млн.руб., НИР по заказам МПР России - 4120 млн.руб.