____________________________________________________________________
Настоящий Закон с 25 декабря 1993 года признан недействующим
и не подлежит применению органами государственной власти,
органами местного самоуправления и их должностными лицами,
за исключением части первой статьи 37 на основании
Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288
____________________________________________________________________
Народный депутат РСФСР является полномочным представителем народа и высшего органа государственной власти РСФСР на всей территории РСФСР и за ее пределами. Государство гарантирует народному депутату РСФСР условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защищает его права, честь и достоинство. В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией РСФСР, законами РСФСР, своими убеждениями и предвыборной программой.
Статус народного депутата РСФСР определяется Конституцией РСФСР, настоящим Законом, другими и законами РСФСР, решениями Съезда народных депутатов РСФСР.
Полномочия народного депутата РСФСР начинается со дня его избрания народным депутатом РСФСР и заканчиваются в день выборов народных депутатов РСФСР нового созыва за исключением случаев, предусмотренных настоящим законодательством.
Народный депутат РСФСР, избранный в Верховный Совет РСФСР или его Президиум, сохраняет полномочия народного депутата РСФСР - члена Верховного Совета РСФСР или Президиума Верховного Совета РСФСР вплоть до открытия первой сессии Верховного Совета РСФСР нового созыва.
По решению Съезда народных депутатов РСФСР о признании выборов данного народного депутата РСФСР недействительными, принятому в связи с нарушением законодательства о выборах, полномочия народного депутата РСФСР прекращаются со дня принятия указанного решения. Полномочия народного депутата РСФСР не подлежат передаче
другому лицу.
Народный депутат РСФСР имеет - депутатское удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим его личность и полномочия депутата, и нагрудный знак "Народный депутат РСФСР", которыми он пользуется в течение срока своих полномочий. Положения об удостоверении и нагрудном знаке народного депутата РСФСР, их образцы и описание утверждаются Президиумом Верховного Совета РСФСР.
Народный депутат РСФСР может осуществлять свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности. Народный депутат РСФСР, осуществляющий депутатскую деятельность в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе, может заниматься иной трудовой деятельностью только с согласия Верховного Совета РСФСР. Такое согласие не требуется для депутатов, занимающихся научной, преподавательской, лечебной или творческой деятельностью.
Народный депутат РСФСР поддерживает связи с избирателями своего округа, ответственен перед ними и им подотчетен. Депутат принимает меры для обеспечения прав, свобод и законных интересов своих избирателей, защиты их чести и достоинства. Народному депутату РСФСР, осуществляющему депутатскую деятельность в Верховном Совете или его органах на постоянной основе, для осуществления депутатской деятельности в своем избирательном округе представляется не менее семи дней ежемесячно. Народный депутат РСФСР может быть отозван избирателями в установленном законом порядке.
Народный депутат РСФСР вправе участвовать в работе Съездов народных депутатов автономных республик, Верховных Советов автономных республик, местных Советов народных депутатов и их органов с правом совещательного голоса. При этом депутату обеспечивается возможность выступлений, внесения предложений и замечаний по любому обсуждаемому вопросу наравне с народными депутатами указанных Советов.
Народный депутат РСФСР на заседаниях Съездов народных депутатов автономных республик и сессиях вышеназванных Советов имеет право обратиться с вопросами и обращениями соответственно к Президиуму Совета, к Председателю Совета, к руководителям органов соответствующего Совета, а также к руководителям и должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, по вопросам отнесенным к ведению этого Совета. Государственные органы и должностные лица обязаны представить ответ на вопрос или обращение народного депутата РСФСР в течение трех дней либо в иной согласованный с депутатом срок.
Народный депутат РСФСР вправе вносить в органы, указанные в части первой настоящей статью, подготовленные им предложения, обращения, заявления и иные документы как непосредственно, так и через уполномоченных им лиц- помощников народного депутата РСФСР или других народных депутатов.
Народные депутаты РСФСР имеет право объединяться в постоянные и временные депутатские группы, депутатские клубы и иные депутатские объединения. Порядок деятельности депутатских групп, их права определяются Регламентами Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, другими актами, регулирующими их деятельность.
Народный депутат РСФСР должен соблюдать нормы депутатской этики. По поручению Съезда народных депутатов РСФСР или Верховного Совета РСФСР вопросы о нарушениях депутатской этики рассматриваются Комиссией по депутатской этике.
Полномочия народного депутата РСФСР прекращаются досрочно в случаях:
а) личного заявления депутата о сложении полномочий;
б) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением полномочий народного депутата РСФСР;
в) избрания народного депутата РСФСР в другой Совет народных депутатов;
г) выезда народного депутата РСФСР не постоянное жительство и работу за пределы РСФСР;
д) утраты народным депутатом РСФСР гражданства РСФСР;
е) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
ж) отзыва народного депутата.
Решения о прекращении полномочий народного депутата РСФСР в указанных случаях принимаются Верховным Советом РСФСР.
На заседаниях Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР народные депутаты РСФСР на основе коллективного и свободного обсуждения рассматривают и решают все вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РСФСР к ведению РСФСР.
Народный депутат РСФСР, а депутат РСФСР обязан присутствовать на заседаниях Съезда народных депутатов РСФСР, а депутат, являющийся членом Верховного Совета РСФСР, а также на сессиях Верховного Совета РСФСР и заседаниях палаты. В случае невозможности участвовать в заседании народный депутат РСФСР извещает об этом Председателя палаты или Председателя Верховного Совета РСФСР.
Народный депутат РСФСР пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании Съезда народных депутатов РСФСР, а члены Верховного Совета РСФСР - и на сессии Верховного Совета РСФСР. Член палаты Верховного Совета РСФСР может принимать участие в заседании другой палаты правом совещательного голоса.
Народный депутат РСФСР, не являющихся членом Верховного Совета РСФСР, может участвовать в его пленарных заседаниях, в раздельных заседаниях палат Верховного Совета с правом совещательного голоса. При этом депутату обеспечивается возможность выступлений, внесения предложений и замечаний по любому обсуждаемому вопросу наравне с членами Верховного Совета РСФСР.
Народный депутат РСФСР имеет право:
избирать и быть избранным в органы Съезда народных депутатов РСФСР, Верховный Совет РСФСР;
высказывать мнение по персональному составу создаваемых Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР;
предлагать вопросы для рассмотрения Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР;
вносить предложения и замечания по повестке дня Съезда народных депутатов РС СР и сессии Верховного Совета РСФСР отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного Съезду народных депутатов РСФСР или Верховному Совету РСФСР;
ставить вопрос о доверии Правительству РСФСР, должностным лицам, избранным, назначенным или утвержденным Съездом народных депутатов РСФСР или Верховным Советом РСФСР;
вносить на Съезде народных депутатов РСФСР, в Верховном Совете РСФСР и их органах предложения о необходимости проведения проверок исполнения законов РСФСР государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, о проведении депутатских расследований по любому вопросу, относящемуся к ведению РСФСР;
участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответа и давать ему оценку;
выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
вносить письменные поправки к проектам законов;
оглашать на заседаниях Съезда народных депутатов РСФСР, сессиях Верховного Совета РСФСР обращения граждан, имеющих общественное значение;
знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР и их органов до опубликования, а также получать тексты выступлений, не подлежащих опубликованию.
Народный депутат РСФСР, не выступивший на заседании Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР или его палаты в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому на заседании Съезда народных депутатов РСФСР, сессии Верховного Совета РСФСР или заседании его палаты вопросу. Текст выступления включается в протокол заседания и публикуется в бюллетене Съезда народных депутатов РСФСР или Верховного Сов та РСФСР и его палат.
Предложения и замечания, внесенные депутатами на Съезде народных депутатов РСФСР, сессии Верховного Совета РСФСР, заседаниях его палат, рассматриваются и учитываются при доработке и принятии законопроектов. В случае их отклонения соответствующей постоянной комиссии или комитетом депутату дается обоснованный ответ.
Порядок реализации прав, указанных в настоящей статье, устанавливается настоящим Законом, Регламентами Съезда народных депутатов СФСР и Верховного Совета РСФСР, другими законодательными актами РСФСР.
Народный депутат РСФСР обладает правом законодательной инициативы на Съезде народных депутатов РСФСР и в Верховном Совете РСФСР, которое может быть реализовано в форме внесения на рассмотрение Съезда народных депутатов РСФСР или Верховного Совета РСФСР проектов законов РСФСР, проектов законов об изменениях действую их законов РСФСР, а также в форме предложений о принятии новых законов РСФСР или внесении изменений в действующие законы РСФСР (законодательных предложений).
Народный депутат РСФСР или группа народный депутатов РСФСР имеют право внести на рассмотрение Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР, его палат депутатский запрос к Председателю Верховного Совета РСФСР, к Совету Министров РСФСР, к Прокурору РСФСР, руководителям других органов в РСФСР, к руководителям других органов в РСФСР, а также к руководителям министерств, государственных комитетов и ведомств СССР, предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения, расположенных на территории РСФСР. Депутатский запрос вносится в письменной форме и оглашается на заседании Съезда народных депутатов РСФСР, сессии Верховного Совета РСФСР или на заседании его палаты.
Если запрос касается фактов нарушения государственными органами или должностными лицами Конституции РСФСР, законов РСФСР, постановлений и других актов, принимаемых высшими органами государственной власти и управления РСФСР, либо затрагивает иные вопросы, имеющие общегосударственное значение, то Съезд народных депутатов РСФСР, Верховный Совет РСФСР или любая из его палат может признать его депутатским запросом общегосударственного значения.
Депутатский запрос общегосударственного значения направляется для изучения в комитеты и к миссии, либо решением Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР, его палаты сразу включается в повестку дня, Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР или его палатой принимается постановление.
Государственный орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны не более чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ, который оглашается на заседании Съезда на ровных депутатов РСФСР, сессии Верховного Совета РСФСР или его палаты. Народный депутат РСФСР вправе дать оценку ответа государственного органа или должностного лица на запрос.
Постановление Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР или его палаты, принятое по результатам рассмотрения депутатского запроса, подлежат обязательному опубликованию.
Предложения и замечания, высказанные народными депутатами РСФСР за заседаниях Съезда народных депутатов РСФСР, сессиях Верховного Совета РСФСР или переданных в письменной форме председательствующему, рассматриваются Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР, комитетами Верховного Совета РСФСР или постоянными комиссиями палат либо направляются ими на рассмотрение соответствующим государственным и общественным органам и должностным лицам.
Государственные и общественные органы, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на заседаниях Съезда народных депутатов РСФСР, сессиях Верховного Совета РСФСР, обязаны рассмотреть их не позднее двадцати дней и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также в Президиум Верховного Совета РСФСР.
Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется комитетами Верховного Совета РСФСР, постоянными комиссиями его палат.
Народный депутат РСФСР, избранный в органы Съезда народных депутатов РСФСР или Верховного Совета РСФСР, обязан принимать участие в их работе. Народный депутат РСФСР, не входящий в состав комитета Верховного Совета РСФСР или постоянной комиссии палат, вправе принимать участие в их заседаниях, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса. В случае несогласия с решением комитета или постоянной комиссии депутат может внести предложение в письменной форме в качестве поправки к законопроекту на сессии Верховного Совета. Поправки, внесенные депутатом, рассматриваются Верховным Советом и по ним проводится голосование.
Народный депутат РСФСР может быть выведен из состава комитета или постоянной комиссии палаты за систематическое неучастие в их работе.