ПРИКАЗ
от 7 июля 2008 года N 472
Об утверждении и введении в действие Методических указаний о порядке
проведения оперативной инспекции состояния учета
и контроля ядерных материалов
Приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2008 года прилагаемые Методические указания о порядке проведения оперативной инспекции состояния учета и контроля ядерных материалов (РД-07-15-2008).
Руководитель
К.Б.Пуликовский
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
о порядке проведения оперативной инспекции состояния
учета и контроля ядерных материалов
РД-07-15-2008
Введены в действие
с 1 сентября 2008 года
1. Методические указания о порядке проведения оперативной инспекции состояния учета и контроля ядерных материалов (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Положением о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов (далее - Положение о надзоре), утвержденным приказом Госатомнадзора России от 31 июля 2003 года N 86 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 августа 2003 года, регистрационный номер 5024), с учетом положений Основных правил учета и контроля ядерных материалов (НП-030-05) (далее - Основные правила), Правил перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов (НП-072-06) (далее - Правила перевода).
2. Методические указания являются обязательными для работников межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), организующих и проводящих оперативные инспекции системы учета и контроля ядерных материалов (далее - инспекция) в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами (далее - организация).
3. Методические указания определяют порядок организации и проведения инспекции, оформления результатов инспекции работниками межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее - Управление) Службы.
4. Применяемые в Методических указаниях сокращения и их расшифровка приведены в приложении N 1.
5. В Методических указаниях используются термины и их определения, установленные в Положении о надзоре, Основных правилах и в Правилах перевода.
6. Целью инспекции является детальная проверка соблюдения отдельных требований к учету и контролю в организации, в ее подразделениях и на рабочих местах организации для оперативного принятия мер по устранению возможных недостатков.
7. Инспекции проводятся для проверки конкретных процедур и требований к учету и контролю ЯМ, а именно:
- постановка на учет и/или снятие с учета ЯМ;
- работоспособность средств контроля доступа;
- проведение учетных измерений;
- отправка ЯМ из ЗБМ и/или из организации;
- получение ЯМ в ЗБМ и/или в организации;
- перевод ЯМ в категорию радиоактивных отходов;
- ход проведения физической инвентаризации;
- информации о нарушениях в учете и контроле ЯМ;
- устранение ранее выявленных нарушений требований к учету и контролю ЯМ;
- расследование аномалий в учете и контроле ЯМ;
- правильность установки и целостность пломб, установленных работниками Службы;
- наличие ЯМ;
- другие процедуры и технологические операции, связанные с выполнением конкретных работ, отнесенных учету и контролю ЯМ.
8. При подготовке и проведении оперативных инспекций следует отдавать предпочтение проверке процедур и технологических операций, связанных с выполнением конкретных работ, отнесенных к учету и контролю ЯМ, непосредственно при их проведении.
9. Инспекции готовятся структурным подразделением Управления, осуществляющим надзор за учетом и контролем ЯМ в поднадзорной организации (далее - структурное подразделение).
10. Для проведения оперативных инспекций составления отдельных программ и рабочих планов инспекций, как правило, не требуется. Вместо них оформляется задание, в котором указываются конкретные проверяемые вопросы, сроки и места проверки.
Инспекции могут быть плановыми и внеплановыми. О плановых инспекциях инспектируемые организации уведомляются заранее (не позднее, чем за 5 дней до их начала), о внеплановых - непосредственно перед их началом. Внеплановые инспекции могут проводиться в связи выявленными инцидентами с ЯМ, аномалиями в учете и контроле ядерных материалов, обнаружением нарушений в учете и контроле ЯМ и в случаях выполнения внеплановых мероприятий, связанных с обращением с ядерными материалами.
11. Руководитель структурного подразделения уведомляет руководство организации о предстоящих плановых и внеплановых инспекциях.
12. При подготовке оперативной инспекции необходимо определить один или несколько вопросов, подлежащих проверке.
13. Перечень рекомендуемых вопросов и документов для проверки в ходе инспекции приведен в приложении N 2. В случае необходимости допускается в ходе инспекции осуществлять проверку других вопросов и документов.
14. Проведение инспекций планируется структурным подразделением с установленной периодичностью планирования (ежемесячное, годовое).
15. План проведения оперативных инспекций (далее - план) должен быть утвержден до начала планируемого периода. План может уточняться при включении конкретных инспекций в месячный план работы структурного подразделения.
16. План утверждается руководителем структурного подразделения.
17. В состав группы инспекторов, проводящих оперативную инспекцию, должен входить главный государственный инспектор, старший государственный инспектор или государственный инспектор (далее - инспектор).
18. Допускается проведение оперативной инспекции одним инспектором. Продолжительность инспекции должна составлять от 1 до 3 рабочих дней. Превышение максимального срока 3 дня должно быть обосновано руководителем группы инспекторов или инспектором, проводящим инспекцию.
20. Решение о продлении срока инспекции принимает руководитель соответствующего структурного подразделения Службы, принявший решение о ее проведении.
21. Решение о составе инспекторской группы или о проведении инспекции одним инспектором, а также о сроках проведения и вопросах, подлежащих проверке в ходе плановой оперативной инспекции, принимает руководитель структурного подразделения.
22. Выбор способа проверки - инспекционной группы или одним инспектором, а также вопросов и документов, подлежащих проверке осуществляет с учетом состояния системы учета и контроля ЯМ в организации и результатов анализа полученной ранее информации.
23. Источниками информации о состоянии учета и контроля ЯМ в поднадзорных организациях являются:
- справки и отчеты организаций, представляемые в Службу в соответствии с условиями действия лицензий;
- материалы, прилагаемые к заявлению о выдаче лицензии, о соответствующем виде деятельности, связанном с обращением с ЯМ;
- акты инспекции;
- уведомления о выполнении предписаний;
- результаты изучения документации организации;
- информация, полученная работниками Службы на рабочих встречах и совещаниях с поднадзорными организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- информация, получаемая от физических лиц (например, при проведении обучения);
- сведения, опубликованные в средствах массовой информации и других открытых источниках и т.д.
24. При необходимости руководитель структурного подразделения Службы может направлять проверяемой организации запросы с целью определения выполнения ею норм и правил, УДЛ и для принятия решений по их выполнению.
25. Решение о назначении и сроках проведения и вопросах, подлежащих проверке в ходе внеплановой оперативной инспекции, принимает руководитель Управления или руководитель структурного подразделения.
26. На проведение оперативной инспекции оформляется задание. Форма задания приведена в приложении N 3.
27. Задание выдает и подписывает лицо, принявшее решение о назначении и сроках проведения инспекции.
28. Срок хранения задания - 5 лет.
29. Если в ходе оперативной инспекции не выявлено нарушений требований к учету и контролю, установленных федеральными нормами и правилами и условиями действия лицензий, результаты инспекции оформляются отчетом, форма которого приведена в приложении N 4.
30. Отчет о проведенной инспекции представляется лицу, принявшему решение о назначении и сроках проведения инспекции.
31. Срок хранения отчета - 5 лет.
32. В случае выявления нарушений требований к учету и контролю ядерных материалов должны быть выданы руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений (далее - предписание).
33. Инспектор может одновременно с предписанием:
- привлечь к административной ответственности организацию, должностных лиц и граждан в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- подготовить предложение о прекращении действия разрешений Службы на право ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемых должностным лицам организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, отвечающим за организацию и обеспечение их учета и контроля;
- подготовить предложение о приостановке или аннулировании выданных Службой или ее территориальными органами лицензий организациям;
- подготовить предложение о направлении правоохранительным органам материалов о нарушениях законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, требований федеральных норм и правил и условий действия лицензий (разрешений), если нарушения содержат признаки преступлений согласно уголовному законодательству Российской Федерации.
34. В дальнейшем результаты оперативных инспекций должны учитываться при анализе состояния учета и контроля ядерных материалов в организации.
ПЕРЕЧЕНЬ
сокращений и их расшифровка
АПН - административное правонарушение
ЗБМ - зона баланса материалов
ИР - инвентаризационная разница
КТИ - ключевая точка измерений
МБО - материально-балансовый отчет
ОИКс - отчет об изменении инвентарного количества ЯМ, сводный по организации
СКД - средство контроля доступа
СНК - список наличного количества ЯМ
СНКс - список наличного количества ЯМ, сводный по организации
СО - специальный отчет
СФНК - список фактически наличного количества ЯМ