ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 7 июля 2008 года N 472

     
Об утверждении и введении в действие Методических указаний о порядке
 проведения оперативной инспекции состояния учета
 и контроля ядерных материалов



Приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2008 года прилагаемые Методические указания о порядке проведения оперативной инспекции состояния учета и контроля ядерных материалов (РД-07-15-2008).

Руководитель
К.Б.Пуликовский

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому и
атомному надзору
от 7 июля 2008 года N 472

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
о порядке проведения оперативной инспекции состояния
 учета и контроля ядерных материалов

РД-07-15-2008

     
Введены в действие
с 1 сентября 2008 года

     

I. Общие положения

1. Методические указания о порядке проведения оперативной инспекции состояния учета и контроля ядерных материалов (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Положением о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов (далее - Положение о надзоре), утвержденным приказом Госатомнадзора России от 31 июля 2003 года N 86 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 августа 2003 года, регистрационный номер 5024), с учетом положений Основных правил учета и контроля ядерных материалов (НП-030-05) (далее - Основные правила), Правил перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов (НП-072-06) (далее - Правила перевода).

2. Методические указания являются обязательными для работников межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), организующих и проводящих оперативные инспекции системы учета и контроля ядерных материалов (далее - инспекция) в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами (далее - организация).

3. Методические указания определяют порядок организации и проведения инспекции, оформления результатов инспекции работниками межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее - Управление) Службы.

4. Применяемые в Методических указаниях сокращения и их расшифровка приведены в приложении N 1.

5. В Методических указаниях используются термины и их определения, установленные в Положении о надзоре, Основных правилах и в Правилах перевода.

II. Цели инспекции

6. Целью инспекции является детальная проверка соблюдения отдельных требований к учету и контролю в организации, в ее подразделениях и на рабочих местах организации для оперативного принятия мер по устранению возможных недостатков.

7. Инспекции проводятся для проверки конкретных процедур и требований к учету и контролю ЯМ, а именно:

- постановка на учет и/или снятие с учета ЯМ;

- работоспособность средств контроля доступа;

- проведение учетных измерений;

- отправка ЯМ из ЗБМ и/или из организации;

- получение ЯМ в ЗБМ и/или в организации;

- перевод ЯМ в категорию радиоактивных отходов;

- ход проведения физической инвентаризации;

- информации о нарушениях в учете и контроле ЯМ;

- устранение ранее выявленных нарушений требований к учету и контролю ЯМ;

- расследование аномалий в учете и контроле ЯМ;

- правильность установки и целостность пломб, установленных работниками Службы;

- наличие ЯМ;

- другие процедуры и технологические операции, связанные с выполнением конкретных работ, отнесенных учету и контролю ЯМ.

8. При подготовке и проведении оперативных инспекций следует отдавать предпочтение проверке процедур и технологических операций, связанных с выполнением конкретных работ, отнесенных к учету и контролю ЯМ, непосредственно при их проведении.

III. Организация и проведение инспекции

9. Инспекции готовятся структурным подразделением Управления, осуществляющим надзор за учетом и контролем ЯМ в поднадзорной организации (далее - структурное подразделение).

10. Для проведения оперативных инспекций составления отдельных программ и рабочих планов инспекций, как правило, не требуется. Вместо них оформляется задание, в котором указываются конкретные проверяемые вопросы, сроки и места проверки.

Инспекции могут быть плановыми и внеплановыми. О плановых инспекциях инспектируемые организации уведомляются заранее (не позднее, чем за 5 дней до их начала), о внеплановых - непосредственно перед их началом. Внеплановые инспекции могут проводиться в связи выявленными инцидентами с ЯМ, аномалиями в учете и контроле ядерных материалов, обнаружением нарушений в учете и контроле ЯМ и в случаях выполнения внеплановых мероприятий, связанных с обращением с ядерными материалами.

11. Руководитель структурного подразделения уведомляет руководство организации о предстоящих плановых и внеплановых инспекциях.

12. При подготовке оперативной инспекции необходимо определить один или несколько вопросов, подлежащих проверке.

13. Перечень рекомендуемых вопросов и документов для проверки в ходе инспекции приведен в приложении N 2. В случае необходимости допускается в ходе инспекции осуществлять проверку других вопросов и документов.

14. Проведение инспекций планируется структурным подразделением с установленной периодичностью планирования (ежемесячное, годовое).

15. План проведения оперативных инспекций (далее - план) должен быть утвержден до начала планируемого периода. План может уточняться при включении конкретных инспекций в месячный план работы структурного подразделения.

16. План утверждается руководителем структурного подразделения.

17. В состав группы инспекторов, проводящих оперативную инспекцию, должен входить главный государственный инспектор, старший государственный инспектор или государственный инспектор (далее - инспектор).

18. Допускается проведение оперативной инспекции одним инспектором. Продолжительность инспекции должна составлять от 1 до 3 рабочих дней. Превышение максимального срока 3 дня должно быть обосновано руководителем группы инспекторов или инспектором, проводящим инспекцию.

20. Решение о продлении срока инспекции принимает руководитель соответствующего структурного подразделения Службы, принявший решение о ее проведении.

21. Решение о составе инспекторской группы или о проведении инспекции одним инспектором, а также о сроках проведения и вопросах, подлежащих проверке в ходе плановой оперативной инспекции, принимает руководитель структурного подразделения.

22. Выбор способа проверки - инспекционной группы или одним инспектором, а также вопросов и документов, подлежащих проверке осуществляет с учетом состояния системы учета и контроля ЯМ в организации и результатов анализа полученной ранее информации.

23. Источниками информации о состоянии учета и контроля ЯМ в поднадзорных организациях являются:

- справки и отчеты организаций, представляемые в Службу в соответствии с условиями действия лицензий;

- материалы, прилагаемые к заявлению о выдаче лицензии, о соответствующем виде деятельности, связанном с обращением с ЯМ;

- акты инспекции;

- уведомления о выполнении предписаний;

- результаты изучения документации организации;

- информация, полученная работниками Службы на рабочих встречах и совещаниях с поднадзорными организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- информация, получаемая от физических лиц (например, при проведении обучения);

- сведения, опубликованные в средствах массовой информации и других открытых источниках и т.д.

24. При необходимости руководитель структурного подразделения Службы может направлять проверяемой организации запросы с целью определения выполнения ею норм и правил, УДЛ и для принятия решений по их выполнению.

25. Решение о назначении и сроках проведения и вопросах, подлежащих проверке в ходе внеплановой оперативной инспекции, принимает руководитель Управления или руководитель структурного подразделения.

26. На проведение оперативной инспекции оформляется задание. Форма задания приведена в приложении N 3.

27. Задание выдает и подписывает лицо, принявшее решение о назначении и сроках проведения инспекции.

28. Срок хранения задания - 5 лет.

     

IV. Оформление результатов инспекции

29. Если в ходе оперативной инспекции не выявлено нарушений требований к учету и контролю, установленных федеральными нормами и правилами и условиями действия лицензий, результаты инспекции оформляются отчетом, форма которого приведена в приложении N 4.

30. Отчет о проведенной инспекции представляется лицу, принявшему решение о назначении и сроках проведения инспекции.

31. Срок хранения отчета - 5 лет.

32. В случае выявления нарушений требований к учету и контролю ядерных материалов должны быть выданы руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений (далее - предписание).

33. Инспектор может одновременно с предписанием:

- привлечь к административной ответственности организацию, должностных лиц и граждан в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- подготовить предложение о прекращении действия разрешений Службы на право ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемых должностным лицам организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, отвечающим за организацию и обеспечение их учета и контроля;

- подготовить предложение о приостановке или аннулировании выданных Службой или ее территориальными органами лицензий организациям;

- подготовить предложение о направлении правоохранительным органам материалов о нарушениях законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, требований федеральных норм и правил и условий действия лицензий (разрешений), если нарушения содержат признаки преступлений согласно уголовному законодательству Российской Федерации.

34. В дальнейшем результаты оперативных инспекций должны учитываться при анализе состояния учета и контроля ядерных материалов в организации.

Приложение N 1  

     

ПЕРЕЧЕНЬ
сокращений и их расшифровка



АПН - административное правонарушение

ЗБМ - зона баланса материалов

ИР - инвентаризационная разница

КТИ - ключевая точка измерений

МБО - материально-балансовый отчет

ОИКс - отчет об изменении инвентарного количества ЯМ, сводный по организации

СКД - средство контроля доступа

СНК - список наличного количества ЯМ

СНКс - список наличного количества ЯМ, сводный по организации

СО - специальный отчет

СФНК - список фактически наличного количества ЯМ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»