ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2008 года N 543
Об утверждении Типового положения об образовательном
учреждении среднего профессионального образования
(среднем специальном учебном заведении)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 апреля 2014 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2014 года N 245
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении).
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 года N 160 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1034);
пункт 36 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 года N 919 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст.5225);
пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2003 года N 175 "О внесении дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст.1276).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об образовательном учреждении среднего профессионального
образования (среднем специальном учебном заведении)
1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений) (далее - средние специальные учебные заведения).
Особенности деятельности средних специальных учебных заведений, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной и приравненной к ней службы, определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для негосударственных средних специальных учебных заведений настоящее Типовое положение является примерным.
2. Основными задачами среднего специального учебного заведения являются:
а) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;
б) удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;
в) формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;
г) сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.
3. Среднее специальное учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных средних специальных учебных заведений принимается Правительством Российской Федерации.
Полномочия учредителя федерального государственного среднего специального учебного заведения осуществляет федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится такое специальное учебное заведение.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных средних специальных учебных заведений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных средних специальных учебных заведений устанавливается органом местного самоуправления.
Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) средних специальных учебных заведений осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Сведения о создании, реорганизации, переименовании и ликвидации средних специальных учебных заведений представляются учредителем в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.
Отношения между учредителем и средним специальным учебным заведением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Среднее специальное учебное заведение приобретает права юридического лица с даты его регистрации.
5. Лицензирование образовательной деятельности среднего специального учебного заведения и его государственная аккредитация осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Среднее специальное учебное заведение получает право на ведение образовательной деятельности с даты выдачи ему лицензии.
7. Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:
а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.
8. Наименование среднего специального учебного заведения устанавливается при его создании и может изменяться в установленном порядке органом государственной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение. Наименование среднего специального учебного заведения изменяется в обязательном порядке при изменении его государственного статуса.
Наименование среднего специального учебного заведения должно содержать указание на организационно-правовую форму, тип и вид среднего специального учебного заведения. Если в наименовании среднего специального учебного заведения употребляется специальное наименование (например, училище, школа), наряду с таким наименованием указывается вид среднего специального учебного заведения.
В наименовании среднего специального учебного заведения при осуществлении им производственной деятельности может указываться характер такой деятельности (например, лесной колледж).
9. Среднее специальное учебное заведение может иметь в своей структуре филиалы, представительства, отделения, учебные кабинеты и лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяйства, учебные полигоны, структурные подразделения, реализующие основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального и дополнительного профессионального образования, общежития и иные структурные подразделения, связанные с образовательным процессом.
Среднее специальное учебное заведение самостоятельно в формировании своей структуры, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов.
Филиал среднего специального учебного заведения создается, переименовывается и ликвидируется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение. Типовое положение о филиале среднего специального учебного заведения утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
10. Представительство среднего специального учебного заведения создается и ликвидируется средним специальным учебным заведением по согласованию с учредителем, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения представительства.
Сведения о наличии филиала и (или) представительства, их месте нахождения, а также реквизиты документа об их создании, переименовании и ликвидации в установленном порядке отражаются в уставе среднего специального учебного заведения.
Представительство представляет интересы среднего специального учебного заведения, осуществляет их защиту, но не осуществляет самостоятельно образовательную, хозяйственную, социальную или иную деятельность.
Представительство вправе осуществлять деятельность, способствующую организации образовательного процесса по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования, в том числе обеспечение учебниками, учебными пособиями, предоставление доступа к электронным ресурсам среднего специального учебного заведения и другую деятельность.
11. В среднем специальном учебном заведении могут реализовываться основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования и дополнительного профессионального образования при наличии соответствующих лицензий. Среднее специальное учебное заведение в части реализации указанных образовательных программ руководствуется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В среднем специальном учебном заведении может быть получена профессиональная подготовка, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
12. Объем и структура приема студентов в среднее специальное учебное заведение на обучение за счет средств федерального бюджета определяются в соответствии с заданиями (контрольными цифрами), устанавливаемыми ежегодно федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение.
Объем и структура приема студентов в среднее специальное учебное заведение, обучающихся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, определяются в порядке, устанавливаемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Среднее специальное учебное заведение вправе осуществлять целевой прием граждан в пределах финансируемых за счет средств учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по их приему в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия этим органам в подготовке специалистов со средним профессиональным образованием.
13. Порядок приема в государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации. Правила приема определяются учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе среднего специального учебного заведения. *13.1)
Среднее специальное учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема, определяющие их особенности на соответствующий год, не противоречащие законодательству Российской Федерации, порядку приема, устанавливаемому Министерством образования и науки Российской Федерации, и правилам приема, определяемым учредителем и закрепленным в уставе среднего специального учебного заведения.
Ежегодные правила приема граждан для обучения по образовательным программам общего образования, начального профессионального и дополнительного профессионального образования разрабатываются в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Сроки приема документов от поступающих на обучение по очной форме в средние специальные учебные заведения устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
14. Прием граждан в среднее специальное учебное заведение для получения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по заявлениям граждан, имеющих основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование. Условиями конкурса должны быть гарантированы соблюдение прав граждан на образование и зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы среднего профессионального образования. Конкурс на прием граждан, имеющих среднее (полное) общее образование, в среднее специальное учебное заведение проводится на основании результатов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности, на которую осуществляется прием.
Прием граждан осуществляется в целях их обучения по программам среднего профессионального образования базовой подготовки или программам среднего профессионального образования углубленной подготовки. Срок обучения по программе среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок обучения по программе среднего профессионального образования базовой подготовки.
15. Среднее специальное учебное заведение при приеме по специальностям, требующим наличия у граждан определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, вправе проводить по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса. Перечень специальностей, по которым при приеме могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. *15.1)
Перечень дополнительных испытаний и условия зачисления в среднее специальное учебное заведение, обучение в котором связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение.
Перечень дополнительных вступительных испытаний в среднее специальное учебное заведение и правила их проведения объявляются таким заведением не позднее 1 февраля текущего года.
16. Для граждан, имеющих начальное профессиональное образование и поступающих в среднее специальное учебное заведение на специальность, соответствующую профилю его начального профессионального образования для обучения по сокращенной программе, конкурс проводится в соответствии с результатами вступительных испытаний, проводимых образовательным учреждением самостоятельно.
17. Зачисление в состав студентов среднего специального учебного заведения производится после представления документа об образовании. При зачислении на каждого студента среднего специального учебного заведения формируется личное дело.
18. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее - образовательные программы среднего профессионального образования) могут осваиваться в различных формах получения образования, различающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимися и организацией образовательного процесса в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах или в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
19. Образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки студентов, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.
Среднее специальное учебное заведение ежегодно обновляет образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных средним специальным учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, а также методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующих образовательных технологий) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
20. В среднем специальном учебном заведении сроки обучения по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются в соответствии с нормативными сроками их освоения, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам. Для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, допускается обучение по сокращенным образовательным программам среднего профессионального образования.
Порядок реализации указанных образовательных программ устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации.
21. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с расписаниями занятий и образовательными программами для каждой специальности и формы получения образования, которые разрабатываются и утверждаются средним специальным учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и примерных основных образовательных программ.