ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2008 года N 521
Об утверждении Типового положения об образовательном
учреждении начального профессионального образования
____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 апреля 2014 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2014 года N 245
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года N 650 "Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 8, ст.864);
пункт 13 изменений, которые вносятся в постановления Совета Министров РСФСР, Правительства РСФСР и Правительства Российской Федерации, касающиеся государственной регистрации юридических лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 731 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров РСФСР, Правительства РСФСР и Правительства Российской Федерации, касающихся государственной регистрации юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 41, ст.3983);
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 года N 919 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих земельные отношения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст.5225);
постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2007 года N 196 "О внесении изменения в Типовое положение об учреждении начального профессионального образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года N 650" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 15, ст.1799).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об образовательном учреждении начального
профессионального образования
1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных образовательных учреждений начального профессионального образования (далее - образовательные учреждения).
Для негосударственных образовательных учреждений настоящее Типовое положение является примерным.
2. Основными задачами образовательного учреждения являются:
а) удовлетворение потребностей личности в профессиональном становлении, культурном и нравственном развитии посредством получения начального профессионального образования;
б) удовлетворение потребностей общества в работниках квалифицированного труда с начальным профессиональным образованием;
в) формирование у лиц, обучающихся в образовательном учреждении (далее - обучающиеся), гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности.
3. Образовательное учреждение создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение о создании, реорганизации и ликвидации федеральных образовательных учреждений принимается Правительством Российской Федерации.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Полномочия учредителя федерального образовательного учреждения осуществляет федеральный орган исполнительной власти.
Полномочия учредителя образовательного учреждения субъекта Российской Федерации осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Отношения между учредителем и образовательным учреждением, не регулируемые уставом образовательного учреждения (далее - устав), определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Образовательное учреждение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
5. Лицензирование образовательной деятельности образовательного учреждения и его государственная аккредитация осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Образовательные учреждения подразделяются на следующие виды:
а) профессиональное училище - образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования (далее - образовательные программы начального профессионального образования);
б) профессиональный лицей - образовательное учреждение, реализующее образовательные программы начального профессионального образования, в том числе обеспечивающие приобретение обучающимися более высокого уровня квалификации (более высокого разряда по рабочей профессии).
7. Наименование образовательного учреждения устанавливается при его создании и может изменяться в установленном порядке при реорганизации и в иных случаях. Наименование образовательного учреждения изменяется в обязательном порядке при изменении его государственного статуса. Наименование образовательного учреждения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, тип и вид.
8. Образовательное учреждение самостоятельно в формировании своей структуры.
Образовательное учреждение создает учебные кабинеты и лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские в соответствии с реализуемыми образовательными программами начального профессионального образования, а также может иметь в качестве структурного подразделения филиалы, общежития, учебно-производственные хозяйства, учебные полигоны и другие структурные подразделения, в том числе реализующие общеобразовательные программы и дополнительные образовательные программы.
9. В образовательном учреждении могут реализовываться общеобразовательные программы, дополнительные образовательные программы при наличии у него соответствующих лицензий. Образовательное учреждение в части реализации указанных образовательных программ руководствуется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений.
10. В образовательном учреждении может быть получена профессиональная подготовка, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся.
11. Порядок приема лиц в образовательные учреждения для обучения устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, порядку приема в образовательные учреждения, устанавливаемому Министерством образования и науки Российской Федерации, и правилам приема, определяемым учредителем и закрепляемым в уставе.
Правила приема лиц для обучения по общеобразовательным программам разрабатываются в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
Сроки приема документов в образовательные учреждения на очную форму получения образования устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
12. Объем и структура приема лиц в образовательное учреждение для обучения за счет ассигнований федерального бюджета определяются в соответствии с контрольными цифрами приема, устанавливаемыми ежегодно федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение.
Объем и структура приема лиц в образовательное учреждение для обучения за счет ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации определяются в порядке, устанавливаемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
13. Прием в образовательное учреждение осуществляется по заявлению лиц, имеющих основное общее и (или) среднее (полное) общее образование.
14. Зачисление в образовательное учреждение производится после представления документа об образовании. При зачислении на каждого обучающегося формируется личное дело.
15. Для получения профессиональной подготовки в образовательное учреждение могут приниматься лица, не имеющие основного общего образования.
16. Образовательные программы начального профессионального образования осваиваются в следующих формах получения образования, различающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимися и организацией образовательного процесса:
очная форма;
очно-заочная (вечерняя) форма;
форма экстерната по отдельным профессиям.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Получение начального профессионального образования в форме экстерната по отдельным профессиям осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации.
17. Образовательные программы начального профессионального образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, календарный учебный график и другие методические материалы, которые ежегодно обновляются образовательным учреждением с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. При формировании образовательных программ начального профессионального образования может быть использован модульный подход.
18. В образовательном учреждении сроки обучения по образовательным программам начального профессионального образования по очной форме получения образования на базе основного общего и (или) среднего (полного) общего образования устанавливаются в соответствии с нормативными сроками их освоения, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования.
19. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами начального профессионального образования и расписанием учебных занятий для каждой профессии и формы получения образования. Образовательные программы начального профессионального образования разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования, примерных основных образовательных программ, разработку которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
20. В образовательных учреждениях учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану по конкретной профессии и форме получения образования. Срок начала учебного года может переноситься образовательным учреждением по очно-заочной (вечерней) форме получения образования не более чем на 1 месяц. В иных случаях перенос срока начала учебного года осуществляется по решению органа государственной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение.
Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
21. В образовательном учреждении устанавливаются такие виды учебных занятий, как урок, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная практика (производственное обучение) и производственная практика, а также могут проводиться другие виды учебных занятий.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Объем учебно-производственной нагрузки не должен превышать 36 академических часов в неделю и 6 академических часов в день.
22. Численность обучающихся в учебной группе в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения не должна превышать 25 человек. Исходя из специфики образовательного учреждения, учебные занятия могут проводиться с группами или подгруппами обучающихся меньшей численности, а также с отдельными обучающимися.
23. Учебная практика (производственное обучение) на первом году обучения проводится, как правило, в мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и других подразделениях образовательных учреждений. Учебная практика (производственное обучение) может также проводиться в организациях различных организационно-правовых форм на основе прямых договоров между организацией и образовательным учреждением.
24. Производственная практика обучающихся на первом году обучения и в последующие годы проводится в организациях на основе прямых договоров, заключаемых между образовательным учреждением и каждой организацией, куда направляются обучающиеся. *24)
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика обучающихся, осваивающих образовательные программы начального профессионального образования, осуществляются в соответствии с положением, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации.
25. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся утверждается образовательным учреждением.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, осуществляется государственными аттестационными комиссиями в соответствии с положением, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации.
26. Образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим образовательную программу начального профессионального образования в полном объеме и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, диплом государственного образца о начальном профессиональном образовании.
Выпускникам, обучающимся не менее полугода, но не завершившим по различным причинам освоение образовательной программы начального профессионального образования и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию по профессиям рабочих, должностям служащих согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), присваивается уровень квалификации и выдается свидетельство о нем.
Выпускник образовательного учреждения считается завершившим обучение на основании приказа образовательного учреждения о его отчислении в связи с полным освоением основной профессиональной образовательной программы и прохождением итоговой (государственной) аттестации.
Диплом о начальном профессиональном образовании и свидетельство об уровне квалификации заверяются печатью образовательного учреждения.
27. Лицу, не завершившему образование по основной образовательной программе, не прошедшему государственной (итоговой) аттестации или получившему на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.
28. Формы документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации, а также порядок выдачи, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации. *28)
29. Документ об образовании, на основании которого обучающийся был зачислен в образовательное учреждение, выдается из личного дела лицу, окончившему образовательное учреждение, выбывшему до окончания образовательного учреждения, а также обучающемуся, желающему поступить в другое образовательное учреждение, по его заявлению. В личном деле остается заверенная копия указанного документа об образовании.