ПОЛОЖЕНИЕ
Об информационных гарантиях предвыборной агитации
Свободные демократическое выборы, осуществление гражданами в полной мере своих избирательных прав требуют обеспечить всем кандидатам и избирательным объединениям возможность свободно излагать свои точки зрения, используя средства массовой информации, а также предотвратить незаконное вмешательство в деятельность редакций средств массовой информации в период избирательной кампании. В этих целях настоящим Положением устанавливаются следующие информационные гарантии предвыборной агитации:
1. Настоящее Положение применяется в отношении предвыборной агитации, осуществляемой через средства массовой информации (СМИ).
2. Для целей настоящего Положения следует понимать:
а) "предвыборная агитация" - сообщения, материалы (массовая информация), имеющие целью побудить избирателей проголосовать за или против того или иного кандидата либо избирательного объединения;
б) "виды предвыборной агитации" - политическая реклама, выступления, пресс-конференции, интервью, предвыборные дебаты, "круглые столы";
в)"политическая реклама" -оплачиваемые кандидатом, избирательным объединением либо иным лицом, действующим в интересах кандидата, избирательного объединения, сообщения, материалы, побуждающие, призывающие граждан совершить предлагаемые действия;
г) "выступление" - личное обращение кандидата, представителя избирательного объединения к гражданам с изложением собственной предвыборной программы (платформы), сообщение, не являющееся политической рекламой, в смысле настоящего Положения, если оно не происходит в процессе пресс-конференции, интервью, "круглых столов";
д) "пресс-конференция" и "интервью" - не являющиеся политической рекламой обращения кандидата (кандидатов), их доверенных лиц, представителя (представителей) избирательных объединений к избирателям с изложением собственной предвыборной программы (платформы), сообщения, сделанные в ходе встречи с журналистом (журналистами);
е) "предвыборные дебаты" - не являющиеся политической рекламой обращения кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений к избирателям с изложением собственных предвыборных программ (платформ), сообщения, в том числе касающиеся предвыборных программ (платформ) других кандидатов, избирательных объединений, сделанные в ходе публичного обмена выступлениями и вопросами;
ж) "круглый стол" - не являющиеся политической рекламой обращения кандидатов , их доверенных лиц, представителей избирательных объединений к избирателям с изложением собственных предвыборных программ (платформ), сообщения, сделанные в ходе ответов на вопросы, поставленные ведущим (журналистом-ведущим), телезрителями, радиослушателями;
з) "телерадиокомпания, осуществляющая вещание на территорию избирательного округа" _ .- _ .телерадиокомпания, зона уверенного приема теле-, радиопрограмм которой находится в пределах соответствующего избирательного округа либо примерно совпадает с его границами.
3. В течение трех недель до дня выборов время вещания предоставляется кандидатам, избирательным объединениям бесплатно на условиях и в пределах, установленных статьей 28 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году.
С момента регистрации кандидата, избирательного объединения соответствующей избирательной комиссией и не позднее чем за три недели до дня выборов время вещания предоставляется соответствующему кандидату, избирательному объединению за плату.
Кандидат, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с телерадиокомпанией договора получить, по правилам настоящего Положения, за плату вещания сверх пределов, установленных статьей 28 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году.
Размеры платы должны носить общий и равный по отношению к кандидатам, избирательным объединениям характер.
4. Время вещания каждого вида предвыборной агитации продается отдельно.
5. Каждая телерадиокомпания в период избирательной кампании обязана предоставить всем кандидатам, избирательным объединениям возможность получить за плату равное время вещания каждого вида предвыборной агитации, но не более установленных норм: 2 минуты в сутки для вещания политической рекламы, но не более 10 % всего времени вещания, полученного кандидатом, избирательным объединением за плату; 70 минут в неделю для вещания выступлений, пресс-конференций и интервью; 350 минут для вещания предвыборных дебатов, "круглых столов" за период, предоставляемый кандидату, избирательному объединению для ведения предвыборной агитации на телевидении и радио.
Время вещания, указанное в части первой настоящего пункта, не включается во время, бесплатно предоставляемое кандидатам, избирательным объединениям.
6. При установлении платы за время вещания выступлений, пресс-конференций, интервью, предвыборных дебатов, "круглых столов" телерадиокомпания должна исходить исключительно из необходимости покрытия своих убытков, возникших в связи с предоставлением кандидатам, избирательным объединениям времени вещания для этих целей.
Кандидат, избирательное объединение имеют право обратиться в суд с требованием уменьшить чрезмерно завышенную телерадиокомпаниями плату за время вещания. Обязанность доказывания обоснованности размера платы за время вещания лежит на телерадиокомпании.
7. В программах новостей - информация о проведении избирательной кампании кандидатами, избирательными объединение должна даваться - исключительно отдельным блоком в начале программы. В программах новостей эта информация не комментируется. Данные блоки новостей кандидатами, избирательными объединениями не оплачиваются.
8. В период проведения избирательной кампании распространители теле-, радиопрограмм при проведении размеров платы за распространение продукции СМИ, содержащей любой из видов предвыборной агитации (далее - предвыборной агитации), обязаны исходить исключительно из необходимости возмещения расходов, связанных с распространением предвыборной агитации.
В период проведения избирательной кампании распространители теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитации, не имеют права повышать продекларированные размеры платы.
В целях ограничения монополистической деятельности в сфере распространения предвыборной агитации Совет Министров Правительство Российской Федерации может установить на период проведения избирательной кампании максимальные платы за распространение теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию.
Кандидат, избирательное объединение, телерадиокомпания, прокурор имеют право обратиться в суд с требование уменьшения чрезмерно завышенной платы за распространение теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию.
Обязанность доказывания обоснованности объявленного размера платы лежит на распространителе теле-, радиопрограмм.
Негосударственные распространители теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, имеют право за счет средств федерального бюджета компенсации в размере между платой, обычно взимаемой ими за распространение продукции СМИ, и платой, взимаемой за распространение теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию. Решение об условиях и порядке выплаты компенсации принимается Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Отказ в выплате компенсации может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном законодательством.