Недействующий

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части установления административной ответственности за нарушение законодательства ...)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях и статью 12 Закона Российской Федерации
 "Об образовании"
(в части установления административной ответственности
 за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования)"



Основная идея разработки данного проекта федерального закона состоит в установлении административной ответственности за нарушение конституционных прав граждан на образование и иных смежных с ним прав в сфере образования.

Целью данного законопроекта является создание новых правовых механизмов реализации установленных Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об образовании" государственных гарантий реализации права граждан на образование посредством установления административной ответственности должностных лиц и организаций за нарушения прав граждан в сфере образования, в том числе таких значимых прав в сфере образования, как право на получение бесплатного образования, качественного образования и т.д.

Проверки уполномоченных государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации показывают, что в последние годы значительно увеличилось число нарушений прав граждан в сфере образования, часто выявляются серьезные нарушения законодательства Российской Федерации в области образования. Так, проверки организации приема в высшие учебные заведения позволяют выявлять различные нарушения, допускаемые последними при проведении приема граждан: устанавливаются дискриминационные условия приема граждан в образовательные учреждения - в зависимости от места жительства, пола, состояния здоровья (например, для лиц с ограниченными возможностями здоровья); незаконно вводится плата за оформление документов. В нарушение законодательства об образовании вузами проводятся разного рода "платные" конкурсы и олимпиады для выпускников общеобразовательных учреждений, результаты которых рассматриваются как результаты вступительных испытаний в высшие учебные заведения и т.д. Также встречаются случаи не обеспечения права граждан на бесплатное образование, например, посредством установления платы за учебные курсы, предусмотренные образовательной программой, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета, взимания платы с родителей (законных представителей) обучающихся на различные нужды учебного заведения и пр.

Кроме того, ежегодно в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки поступает большое количество обращений граждан, касающихся нарушения образовательными учреждениями закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа общедоступности общего образования, например, лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, не допускают к государственной (итоговой) аттестации или отказывают в выдаче документа государственного образца о соответствующем уровне образования.

Зачастую образовательными учреждениями умышленно нарушаются установленные требования к качеству образованию, в том числе не в полном объеме реализуются основные образовательные программы, не соблюдаются также установленные законодательством Российской Федерации в области образования нормативные сроки освоения образовательных программ в образовательных учреждениях (организациях), требования государственных образовательных стандартов.

Вместе с тем, имеющиеся полномочия государственных органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, не позволяют должным образом реагировать на выявляемые нарушения законодательства Российской Федерации в области образования и требований государственных образовательных стандартов.

В связи с этим предлагается установить административную ответственность за нарушения конституционных прав граждан в области образования, а также за нарушения законодательства Российской Федерации в области образования.

Законопроектом будет установлена административная ответственность за совершение следующих правонарушений в области образования:

нарушения права на образование, прав и свобод обучающихся, воспитанников образовательных учреждений (организаций), предусмотренных законодательством об образовании, в том числе за нарушения, связанные с незаконным отказом в приеме граждан в образовательные учреждения (организации) или незаконным отчислением (исключением) граждан из образовательных учреждений (организаций);

нарушение прав и свобод педагогических работников образовательных учреждений (организаций), предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования;

нарушение требований к организации образовательного процесса, установленных законодательством об образовании, в том числе за нарушение аккредитованными образовательными учреждениями (организациями) установленных законодательством в области образования требований к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и к применяемым в образовательном процессе методам воспитания и обучения;

нарушение установленного порядка ведения образовательной деятельности, в том числе за ведение образовательной деятельности представительствами образовательных учреждений (организаций) и нарушение установленных законодательством в области образования правил оказания платных образовательных услуг,

нарушение порядка выдачи документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, связанное с выдачей образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, либо выдачей образовательными учреждениями (организациями), имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, по образовательным программам, которые не прошли государственной аккредитации, а также за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации.

_______________

В настоящее время Минобрнауки России подготовлены в соответствии Планом мероприятий по реализации Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ, реализуемого согласно поручению Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 06.04.2007 N ДМ-П44-1573, проекты нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, в которых будет установлен, в том числе порядок работы экзаменационных комиссий, порядок проверки экзаменационных работ, и порядок оформления результатов государственной (итоговой) аттестации. Помимо этого, для других уровней образования также определен порядок работы экзаменационных комиссий и порядок оформления результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, например, в приказе Минобразования России от 25.03.2003 N 1155 "Об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации", в постановлении Госкомвуза РФ от 27.12.1995 N 10 "Об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации" и т.д. Указанные нормативные правовые акты составляют законодательство Российской Федерации в области образования (статья 3 Закона Российской Федерации "Об образовании").

В качестве видов административного наказания за указанные правонарушения в сфере образования предполагается установить предупреждение, административный штраф, а также за отдельные наиболее существенные правонарушения, совершаемыми должностными лицами, - дисквалификацию.

Кроме того, отдельными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уже устанавливается ответственность за административные правонарушения, характерные также и для сферы образования. С учетом этого предлагается наделить должностных лиц органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях не только за правонарушения в области образования, но за правонарушения, предусмотренных частью первой статьи 19.4, частью первой статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20, а также некоторыми другими статьями данного Кодекса.

Предлагаемые изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях позволят создать необходимые эффективные правовые механизмы недопущения и (или) ликвидации нарушений обязательных требований в сфере образования, осуществлять своевременное реагирование и устранение нарушений в сфере образования, а также обеспечить надлежащую защиту прав и законных интересов обучающихся, воспитанников и иных потребителей образовательных услуг.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка