Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО

от 15 апреля 2008 года N 01-186/08-01

     
Об организации проведения ЕГЭ для лиц с ограниченными возможностями здоровья



В соответствии с приказом Минобрнауки России от 05.02.2008 N 36 "Об установлении форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в 2007/2008 учебном году, и утверждении Положения о проведении единого государственного экзамена в 2008 году" (зарегистрирован Минюстом России 29.02.2008, рег. N 11251) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования, в том числе обучавшиеся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев, и детей-инвалидов, проходят государственную (итоговую) аттестацию в форме, определенной Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 03.12.99 N 1075 (зарегистрирован в Минюсте России 17.02.2000, рег. N 2114).

В то же время в целях реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья решением коллегии Минобрнауки России от 31.10.2007 N ПК-5 "Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2007 году и планах его организации в 2008 году" установлено, что в 2008 году продолжится апробация организации проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим Рособрнадзор сообщает, что в 2008 году на территории 36 субъектов РФ пройдет апробация организации проведения ЕГЭ по русскому языку для отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - детей с глубокими нарушениями зрения (слепых), с нарушениями зрения (слабовидящих), с нарушениями слуха (глухих), с нарушениями речи, а также с нарушениями опорно-двигательной системы (за исключением заболеваний верхних конечностей).

Участие указанных категорий обучающихся в апробации добровольное и производится по их письменному заявлению. ЕГЭ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с порядком, установленным Положением о проведении единого государственного экзамена в 2008 году, утвержденным приказом Минобрнауки России от 05.02.2008 N 36 (зарегистрирован в Минюсте России 29.02.2008, рег. N 11251), и инструкциями Рособрнадзора по вопросам организации проведения ЕГЭ, а также в соответствии с расписанием экзаменов, утвержденным приказом Рособрнадзора от 18.03.2008 N 541.

В то же время, учитывая психофизиологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, Рособрнадзор направляет описание ряда организационно-технологических условий, которые органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, должны обеспечить при организации проведения ЕГЭ для указанных категорий обучающихся (приложение).

Руководитель
Л.Глебова

     

Приложение
к письму Рособрнадзора
от 15 апреля 2008 года N 01-186/08-01

     

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
для проведения ЕГЭ для лиц с ограниченными возможностями здоровья



При организации проведения ЕГЭ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пункты проведения экзаменов (далее - ППЭ) могут быть организованы на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (далее - СКОУ).

В случае отсутствия возможности организации проведения ЕГЭ на базе СКОУ для указанных категорий обучающихся могут быть созданы отдельные ППЭ, в том числе в учреждениях, на базе которых уже организованы ППЭ для других категорий участников ЕГЭ.

Рассадка обучающихся по аудиториям ППЭ осуществляется и соответствии с инструкциями Рособрнадзора по вопросам организации проведения ЕГЭ. Особенности организации ППЭ для обучающихся с различными заболеваниями приведены в таблице (приложение).

1. При проведении ЕГЭ для обучающихся с глубокими нарушениями зрения (слепых) в 2008 году будут использоваться контрольные измерительные материалы (далее - КИМ), переведенные на шрифт Брайля (рельефно-точечный шрифт), и специальные тетради (для письма рельефно-точечным шрифтом с использованием письменного брайлевского прибора), на которых обучающиеся будут оформлять свои экзаменационные работы. При этом продолжительность экзамена для указанных категорий участников ЕГЭ увеличивается на 1,5 часа.

Для подготовки экзаменационных работ обучающихся с глубокими нарушениями зрения (слепых) к обработке в региональных центрах обработки информации (далее - РЦОИ) необходим перенос ответов обучающихся на бланки ЕГЭ установленной формы в обычном плоскопечатном шрифте, который осуществляется тифлопереводчиками непосредственно в ППЭ под контролем уполномоченных представителей государственной экзаменационной комиссии субъекта РФ (далее - ГЭК) и общественных наблюдателей. Тифлопереводчики обязаны переносить ответы обучающихся, точно копируя авторскую орфографию, пунктуацию и стилистику.

После переноса ответов обучающихся бланки ЕГЭ упаковываются и передаются в РЦОИ в соответствии с инструкциями Рособрнадзора. Тетради с оригинальными ответами обучающихся также упаковываются и направляются в РЦОИ.

При рассмотрении апелляции обучающегося с глубоким нарушением зрения (слепого) конфликтная комиссия субъекта РФ запрашивает у РЦОИ тетрадь с оригинальными ответами обучающегося, а также привлекает к рассмотрению апелляции тифлопереводчика.

2. При проведении ЕГЭ для обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящих) используются КИМ и бланки ЕГЭ увеличенного размера. Увеличение указанных материалов осуществляется непосредственно в ППЭ в день экзамена путем создания копии указанных материалов (увеличение до формата A3).

Копирование КИМ и бланков ЕГЭ возможно проводить либо непосредственно в аудитории ППЭ, в которой проходит экзамен, в присутствии участников ЕГЭ, либо в кабинете руководителя ППЭ в присутствии уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) ГЭК и общественных наблюдателей. Факт копирования указанных материалов фиксируется актом, в котором обязательно отражается количество скопированных КИМ и бланков, а также лица, присутствующие при копировании (кроме участников ЕГЭ). При этом продолжительность экзамена для указанных категорий участников ЕГЭ увеличивается на час.

Для подготовки экзаменационных работ обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящих) к обработке в РЦОИ также необходим перенос ответов обучающихся на бланки ЕГЭ установленной формы обычного формата, который также осуществляется организаторами непосредственно в ППЭ под контролем уполномоченных представителей ГЭК и общественных наблюдателей. К переносу ответов обучающихся на бланки необходимо привлекать организаторов из других аудиторий ППЭ.

Организаторы обязаны переносить ответы обучающихся, точно копируя авторскую орфографию, пунктуацию и стилистику.

После переноса ответов обучающихся бланки ЕГЭ упаковываются и передаются в РЦОИ в соответствии с инструкциями Рособрнадзора. Копии бланков с оригинальными ответами обучающихся также упаковываются и направляются в РЦОИ.

При рассмотрении апелляции обучающегося с нарушениями зрения (слабовидящего) конфликтная комиссия субъекта РФ запрашивает у РЦОИ копии бланков с оригинальными ответами обучающегося.

Приложение
к организационно-технологическим
условиям для проведения ЕГЭ для
лиц с ограниченными
возможностями здоровья

     

ОСОБЕННОСТИ
организации пункта проведения ЕГЭ для обучающихся с различными заболеваниями


N п/п

Вид заболевания

Требование к:

оформлению КИМ

продолжи-
тельности экзамена

рабочему месту

ассистенту

оформлению работы

1

2

3

4

5

6

7

1

Слепые

Перевод на шрифт Брайля

Увеличива-
ется на 1,5 часа

Отдельная аудитория, количество обучающих-
ся в одной

Помогает занять рабочее место в аудитории

Обучающийся оформляет экзаменацион-
ную работу на тетради

аудитории не более 6 человек

-

рельефно-
точечным шрифтом. Тифлопере-
водчик переводит работу обучающегося и оформляет ее на бланке ЕГЭ установленной формы

2

Слабовидя-
щие

Шрифт, увеличенный до 16-18 pt

Увеличива-
ется на 1 час

Отдельная аудитория, количество обучающих-
ся в одной аудитории не более 15 человек

-

-

Индивиду-
альное равномерное освещение не ниже 300 люкс

Каждому обучающе-
муся - увеличиваю-
щее устройство

3

С тяжелыми нарушени-
ями слуха

Нет

Увеличива-
ется на 1 час

Наличие звукоусили-
вающей аппаратуры как коллектив-
ного, так и индивиду-
ального пользования

В аудитории должен быть ассистент-
сурдопе-
реводчик, осущест-
вляющий при необходи-
мости жестовый перевод и разъясне-
ние непонят-
ных слов

Текстовая форма инструкции по заполнению бланков

4

С тяжелыми нарушени-
ями речи

Нет

Увеличивается на 1 час

Нет

-

Текстовая форма инструкции по заполнению бланков

5

С нарушени-
ями опорно-
двигатель-
ного аппарата

Нет

Увеличивается на 1,5 часа

Отдельные аудитории и ППЭ должны находиться на 1-х этажах

Ассистент, который может оказать помощь в фиксации

-

Количество обучающих-
ся в одной аудитории не более 6 человек

В ППЭ - пандусы и поручни, в помещении - специальные кресла, медицинские лежаки - для детей, которые не могут долго сидеть

В туалетных помещениях также предусмот-
реть расширен-
ные дверные проемы и поручни

положе-
ния в кресле, укрепить и поправить протезы и т.п.

6

Иные (диабет, астма, порок сердца, энурез, язва, сложные формы остеохонд-
роза, сколиоза и др.)

Нет

Дополни-
тельное время на процедуры и лечебное питание (до 1 часа)

-

-

-




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Официальные документы в образовании.

Бюллетень нормативных правовых актов,

N 13, май, 2008 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»