ПИСЬМО
от 15 апреля 2008 года N 01-186/08-01
Об организации проведения ЕГЭ для лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 05.02.2008 N 36 "Об установлении форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в 2007/2008 учебном году, и утверждении Положения о проведении единого государственного экзамена в 2008 году" (зарегистрирован Минюстом России 29.02.2008, рег. N 11251) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования, в том числе обучавшиеся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев, и детей-инвалидов, проходят государственную (итоговую) аттестацию в форме, определенной Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 03.12.99 N 1075 (зарегистрирован в Минюсте России 17.02.2000, рег. N 2114).
В то же время в целях реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья решением коллегии Минобрнауки России от 31.10.2007 N ПК-5 "Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2007 году и планах его организации в 2008 году" установлено, что в 2008 году продолжится апробация организации проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим Рособрнадзор сообщает, что в 2008 году на территории 36 субъектов РФ пройдет апробация организации проведения ЕГЭ по русскому языку для отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - детей с глубокими нарушениями зрения (слепых), с нарушениями зрения (слабовидящих), с нарушениями слуха (глухих), с нарушениями речи, а также с нарушениями опорно-двигательной системы (за исключением заболеваний верхних конечностей).
Участие указанных категорий обучающихся в апробации добровольное и производится по их письменному заявлению. ЕГЭ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с порядком, установленным Положением о проведении единого государственного экзамена в 2008 году, утвержденным приказом Минобрнауки России от 05.02.2008 N 36 (зарегистрирован в Минюсте России 29.02.2008, рег. N 11251), и инструкциями Рособрнадзора по вопросам организации проведения ЕГЭ, а также в соответствии с расписанием экзаменов, утвержденным приказом Рособрнадзора от 18.03.2008 N 541.
В то же время, учитывая психофизиологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, Рособрнадзор направляет описание ряда организационно-технологических условий, которые органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, должны обеспечить при организации проведения ЕГЭ для указанных категорий обучающихся (приложение).
Руководитель
Л.Глебова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
для проведения ЕГЭ для лиц с ограниченными возможностями здоровья
При организации проведения ЕГЭ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пункты проведения экзаменов (далее - ППЭ) могут быть организованы на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (далее - СКОУ).
В случае отсутствия возможности организации проведения ЕГЭ на базе СКОУ для указанных категорий обучающихся могут быть созданы отдельные ППЭ, в том числе в учреждениях, на базе которых уже организованы ППЭ для других категорий участников ЕГЭ.
Рассадка обучающихся по аудиториям ППЭ осуществляется и соответствии с инструкциями Рособрнадзора по вопросам организации проведения ЕГЭ. Особенности организации ППЭ для обучающихся с различными заболеваниями приведены в таблице (приложение).
1. При проведении ЕГЭ для обучающихся с глубокими нарушениями зрения (слепых) в 2008 году будут использоваться контрольные измерительные материалы (далее - КИМ), переведенные на шрифт Брайля (рельефно-точечный шрифт), и специальные тетради (для письма рельефно-точечным шрифтом с использованием письменного брайлевского прибора), на которых обучающиеся будут оформлять свои экзаменационные работы. При этом продолжительность экзамена для указанных категорий участников ЕГЭ увеличивается на 1,5 часа.
Для подготовки экзаменационных работ обучающихся с глубокими нарушениями зрения (слепых) к обработке в региональных центрах обработки информации (далее - РЦОИ) необходим перенос ответов обучающихся на бланки ЕГЭ установленной формы в обычном плоскопечатном шрифте, который осуществляется тифлопереводчиками непосредственно в ППЭ под контролем уполномоченных представителей государственной экзаменационной комиссии субъекта РФ (далее - ГЭК) и общественных наблюдателей. Тифлопереводчики обязаны переносить ответы обучающихся, точно копируя авторскую орфографию, пунктуацию и стилистику.
После переноса ответов обучающихся бланки ЕГЭ упаковываются и передаются в РЦОИ в соответствии с инструкциями Рособрнадзора. Тетради с оригинальными ответами обучающихся также упаковываются и направляются в РЦОИ.
При рассмотрении апелляции обучающегося с глубоким нарушением зрения (слепого) конфликтная комиссия субъекта РФ запрашивает у РЦОИ тетрадь с оригинальными ответами обучающегося, а также привлекает к рассмотрению апелляции тифлопереводчика.
2. При проведении ЕГЭ для обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящих) используются КИМ и бланки ЕГЭ увеличенного размера. Увеличение указанных материалов осуществляется непосредственно в ППЭ в день экзамена путем создания копии указанных материалов (увеличение до формата A3).
Копирование КИМ и бланков ЕГЭ возможно проводить либо непосредственно в аудитории ППЭ, в которой проходит экзамен, в присутствии участников ЕГЭ, либо в кабинете руководителя ППЭ в присутствии уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) ГЭК и общественных наблюдателей. Факт копирования указанных материалов фиксируется актом, в котором обязательно отражается количество скопированных КИМ и бланков, а также лица, присутствующие при копировании (кроме участников ЕГЭ). При этом продолжительность экзамена для указанных категорий участников ЕГЭ увеличивается на час.
Для подготовки экзаменационных работ обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящих) к обработке в РЦОИ также необходим перенос ответов обучающихся на бланки ЕГЭ установленной формы обычного формата, который также осуществляется организаторами непосредственно в ППЭ под контролем уполномоченных представителей ГЭК и общественных наблюдателей. К переносу ответов обучающихся на бланки необходимо привлекать организаторов из других аудиторий ППЭ.
Организаторы обязаны переносить ответы обучающихся, точно копируя авторскую орфографию, пунктуацию и стилистику.
После переноса ответов обучающихся бланки ЕГЭ упаковываются и передаются в РЦОИ в соответствии с инструкциями Рособрнадзора. Копии бланков с оригинальными ответами обучающихся также упаковываются и направляются в РЦОИ.
При рассмотрении апелляции обучающегося с нарушениями зрения (слабовидящего) конфликтная комиссия субъекта РФ запрашивает у РЦОИ копии бланков с оригинальными ответами обучающегося.
ОСОБЕННОСТИ
организации пункта проведения ЕГЭ для обучающихся с различными заболеваниями
N п/п | Вид заболевания | Требование к: | ||||
оформлению КИМ | продолжи- | рабочему месту | ассистенту | оформлению работы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Слепые | Перевод на шрифт Брайля | Увеличива- | Отдельная аудитория, количество обучающих- | Помогает занять рабочее место в аудитории | Обучающийся оформляет экзаменацион- |
аудитории не более 6 человек | - | рельефно- | ||||
2 | Слабовидя- | Шрифт, увеличенный до 16-18 pt | Увеличива- | Отдельная аудитория, количество обучающих- | - | - |
Индивиду- | ||||||
3 | С тяжелыми нарушени- | Нет | Увеличива- | Наличие звукоусили- | В аудитории должен быть ассистент- | Текстовая форма инструкции по заполнению бланков |
4 | С тяжелыми нарушени- | Нет | Увеличивается на 1 час | Нет | - | Текстовая форма инструкции по заполнению бланков |
5 | С нарушени- | Нет | Увеличивается на 1,5 часа | Отдельные аудитории и ППЭ должны находиться на 1-х этажах | Ассистент, который может оказать помощь в фиксации | - |
Количество обучающих- | положе- | |||||
6 | Иные (диабет, астма, порок сердца, энурез, язва, сложные формы остеохонд- | Нет | Дополни- | - | - | - |
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальные документы в образовании.
Бюллетень нормативных правовых актов,
N 13, май, 2008 год