Утверждаю:
Зам. министра
путей сообщения
В.С. Аркатов
12 июня 1988 г.

Утверждаю:
Зам. министра
транспортного строительства
Т.А. Гогичашвили
14 июня 1988 г.

     

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

Государственный проектно-изыскательный институт
по преоктированию сигнализации, централизации,
связи и радио на железнодорожном транспорте
Гипротранссигналсвязь


Правила прокладки кабелей в земляном полотне
 железных дорог  

     

1. Общие положения

1.1. Правила прокладки кабелей в земляном полотне железных дорог разработаны в развитие СНиП II-39-76, ч.II "Железные дороги колеи 1520 мм. Нормы проектирования", СНиП III-38-75, ч.Ill "Железные дороги. Правила производства и приемки работ" и ГОСТ 9238-83 "Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм".

1.2. Правила предназначены для проектирования и строительства линейных сооружений кабельных линий автоматики и связи (дальней связи и устройств СЦБ) в земляном полотне железных дорог, исключительно в районах с трудными топографическими и инженерно-геологическими условиями, а также в других технически и экономически обоснованных случаях по решению Управления дороги-заказчика.

ВНЕСЕНЫ
Государственным проектно-изыскатапьским
институтом "Гипротранссигналсвязь"
Министерства путей сообщения

Всесоюзным научно-исследовательским
институтом транспортного строительства (ЦНИИС)
Министерства транспортного строительства СССР

УТВЕРЖДЕНЫ
Министерством путей сообщения СССР
12 июня 1988 года


Министерством транспортного строительства СССР
14 июня 1988 года

Срок введения в действие
1 июля 1988 года

     

1.3. Кроме настоящих Правил, при проектировании и строительстве необходимо учитывать требования общесоюзных строительных норм и правил (СниП), ведомственных норм технологического проектирования (ВНТП), ведомственных строительных норм и правил (ВСН), действующих указаний, правил, инструкций и руководств по проектированию, строительству и эксплуатации линейных сооружений связи и устройств их защиты, СЦБ, контактной сети, земляного полотна, верхнего строения пути железных дорог и искусственных сооружений, а также нормативных документов по охране труда и технике безопасности.

1.4. Назначение Правил состоит в создании единой технологии проектирования, строительства и эксплуатации кабельных линий автоматики и связи, прокладываемых в земляном полотне железных дорог.

1.5. Областью применения Правил являются кабельные линии автоматики и связи, прокладываемые в земляном полотне на перегонах, станциях и по искусственным сооружениям, расположенным на трассе кабельной линии, а также кабельные линии СЦБ, прокладываемые на перегонах.

При прокладке кабелей к напольным устройствам СЦБ на станциях, на сигнальных установках и переездах на перегонах следует руководствоваться Правилами производства работ по устройству автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте (СЦБ). Кабельные работы ВСН 129/1-80.

1.6. В Правилах учтены требования максимальной механизации трудоемких работ, сокращения доли ручного труда при сооружении кабельных линий и повышения надежности их работы при условии сохранности земляного полотна и обеспечения нормальной работы сооружений связи, СЦБ, пути и электроснабжения, а также соблюдены требования охраны труда.

Правила предусматривают применение прогрессивной технологии строительства с использованием специальных машин и механизмов.

1.7. Решение о прокладке кабелей автоматики и связи в земляном полотне железных дорог принимает Управление дороги по результатам комиссионного выбора трассы кабельной линии.

Участки прокладки кабелей в земляном полотне на вновь строящихся железнодорожных линиях определяются проектами этих линий.

1.8. Соблюдение Правил является обязательным для организаций МПС и Минтрансстроя, проектирующих, согласовывающих, строящих и эксплуатирующих кабельные линии, прокладываемые в земляном полотне железных дорог.

Отступление от Правил допускается только с совместного разрешения МПС и Минтрансстроя.

1.9. Применяемые при производстве работ материалы, изделия и конструкции должны удовлетворять требованиям Строительных норм и правил и соответствовать проекту. Ответственность за выполнение этих требований возлагается на проектные и строительно-монтажные организации.

2. Проектирование линейных сооружений кабельных линий
автоматики и связи в земляном полотне железных дорог

     

2.1. Общая часть

2.1.1. Прокладка кабелей в земляном полотне железных дорог допускается на участках со сложными топографическими и инженерно-геологическими условиями местности (сильная заболоченность, горная местность, прижимы, воздействие мерзлотно-грунтовых процессов в районах с вечной мерзлотой и др.), а также в других обоснованных случаях по решению управления дороги-заказчика.

Если суммарная длина участков со сложными топографическими и инженерно-геологическими условиями для прокладки кабелей превышает 40% общей длины участка, то при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается прокладка кабеля в земляном полотне на всем протяжении трассы, если по конструкции и состоянию земляное полотно позволяет такую укладку.

2.1.2. Участки прокладки кабелей в земляном полотне и сторонность прохождения трассы должна определять комиссия с участием представителей проектной организации, дистанций сигнализации и связи, пути и электроснабжения. Акт, составленный комиссией, должен быть согласован соответствующими службами Управления дороги и утвержден главным инженером дороги.

2.1.3. Для проектирования кабельной линии в земляном полотне железных дорог необходимы следующие исходные материалы:

планы перегонов и станций соответственно в масштабах 1 : 2000 и 1 : 1000;

продольный профиль железнодорожного пути;

данные о структуре земляного полотна, высоте балластной призмы и наличии обочины;

сведения о состоянии земляного полотна (наличие деформируемых участков) и планируемых мероприятиях по его ремонту;

характеристики искусственных сооружений (тип, длина, чертежи общего вида);

путевые планы перегонов (для устройств автоблокировки);

расположение служебных объектов (здания службы пути, охраняемые объекты, переезды и т.п.);

расположение объектов тягового электроснабжения, опор контактной сети и мест подключения заземляющих проводников к рельсам железнодорожного пути;

сведения о намечаемых в перспективе работах по электрификации и строительству вторых путей, пассажирских платформ, развитию станций и других сооружений.

     

2.2. Изыскания на участках прокладки кабелей в земляном полотне

2.2.1. Изыскания по трассе прокладки кабелей в земляном полотне производятся на основании исходных данных, полученных от заказчика согласно п.2.1.3.

2.2.2. В процессе изысканий по выбору трассы кабеля необходимо уточнить полученные исходные данные и в случае их недостаточности или отсутствия определить (с привязкой к существующим пикетам железной дороги):

наличие обочины, ее ширину и расстояние от подошвы балластной призмы до оси пути или до крайнего рельса;

при невозможности прокладки кабеля в обочине или при ее отсутствии наличие берм при насыпях, а в выемках - закюветных полок и их ширину;

наличие уширения обочины в местах размещения разветвительных муфт и размеры площадки в местах уширения, а при ее отсутствии высоту насыпи;

места возможного размещения соединительных муфт на уширениях обочины;

участки с высотой насыпи менее 2 м;

высоту насыпи в местах выхода кабелей в полосу отвода;

места и способ прокладки кабелей по искусственным сооружениям и на подходах к ним с учетом сторонности выбранной трассы кабеля.

2.2.3. На электрифицированных участках железных дорог и в случаях установки опор линий электропередач в габарите опор контактной сети необходимо уточнить;

расстояние между опорами и подошвой балластной призмы;

расположение объектов тягового электроснабжения по отношению к пути;

расположение подключенных к тяговым рельсам заземлителей опор контактной сети, объектов тягового электроснабжения, напольных устройств автоблокировки (светофоры, релейные шкафы, светофорные мостики, консоли и т.п.) и других металлических конструкций;

места подключения отсасывающих фидеров и рабочих заземлителей объектов тягового электроснабжения.

2.3. Трасса прокладки кабелей в земляном полотне железных дорог

2.3.1. Выбор места и способа прокладки кабелей в земляном полотне железных дорог и глубина их заложения должны обеспечивать: максимальную надежность и ремонтопригодность кабельной линии; максимальную механизацию прокладки кабелей; наименьшие трудозатраты как при строительстве, так и при эксплуатации кабельной линии; сохранность земляного полотна и верхнего строения пути при прокладке и монтаже кабелей и их нормальную эксплуатацию.

2.3.2. Как правило, следует предусматривать один из способов механизированной (бестраншейной) прокладки кабелей - кабелеукладчиками на железнодорожном, колесном или гусеничном ходу или механизированную разработку грунта и раскатку кабеля (при укладке кабеля в траншеи). Выбор способа прокладки кабелей должен быть обоснован проектом.

2.3.3. Трасса прокладки кабельной линии в земляном полотне должна проходить, как правило, на середине обочины на расстоянии не менее 0,2-0,25 м от подошвы балластной призмы.

Трасса должна располагаться со стороны пути, на которой находится большинство усилительных пунктов и постов ЭЦ, свободной от опор контактной сети или линии электропередачи, установленных в габарите опор контактной сети и на которой не намечается строительство дополнительных главных путей.

На однопутных электрифицированных участках с учетом строительства второго главного пути прокладка кабелей должна производиться со стороны опор контактной сети.

Укладка кабелей в балластную призму и под нее не допускается.

2.3.4. Число переходов трассы кабельной линии через железнодорожные пути на перегонах и станциях должно быть минимальным и обосновано проектом. В пределах одного перегона трасса, как правило, должна проходить с одной стороны пути.

2.3.5. Число спусков и подъемов кабелей автоматики и связи по откосу насыпи, удлиняющих трассу, должно быть минимальным. Трасса прокладки кабеля по откосу земляного полотна на обочину по отношению к оси пути должна проходить под углом 90° или близким к нему.

2.3.6. Глубина прокладки кабелей в обочине земляного полотна должна быть: не менее 0,5 м и не более 1 м на перегонах; не менее 0,7 м на станциях и разъездах. Эта глубина определяется при изысканиях и согласованиях с заказчиком с учетом структуры земляного полотна и обеспечения сохранности кабелей и земляного полотна. Во всех случаях расстояние от кабеля до внешней поверхности откоса насыпи по горизонтали должно быть не менее глубины прокладки кабеля.

Минимальная глубина прокладки кабелей должна приниматься в скальных грунтах, а также на участках с применением в конструкции земляного полотна геотекстиля согласно п.2.3.9; максимальная - по согласованию со службой пути на участках, подлежащих реконструкции.

2.3.7. Расстояния от оси пути новых железных дорог до трассы проладки кабеля определяются в зависимости от категории железной дороги с установленными размерами основной площадки и балластной призмы; грунтов земляного полотна; конструкции верхнего строения пути и плана линии.

     

     
Рис.1. Поперечные разрезы железнодорожного пути с расположением кабеля в обочине на прямых (а) и кривых (б) участках новых железных дорог:

     
1 - балластная призма; 2 - песчаная подушка; 3 - обочина; 4 - кабель; 5 - бровка


Грунты земляного полотна должны соответствовать требованиям действующих Строительных норм и правил.

Расстоянии от оси крайнего пути до трассы прокладки кабелей на прямых участках железных дорог при деревянных (Д) и железобетонных (Ж) шпалах должны приниматься согласно табл. 1 (рис, 1,а), где А - ширина основной площадки земляного полотна; Б - толщина балластного слоя (по СНиП II-39-76); В и Г- ширина балластной призмы по верху и низу соответственно; Д - ширина обочины; Е - расстояние от оси пути до трассы кабеля,

Увеличение расстояния (Ж) от оси пути до трассы кабельной линии в зависимости от радиуса кривых (рис.1, б) приведено ниже.

Для линий I-III категорий

Радиус кривой, м

3000 и более

2500-1800

1500-700

600 и менее

Увеличение расстоянии Ж, м

0,1

0,2

0,4

0,5

Для линий IV категории

Радиус кривой, м

1800-1200

1000-700

600 и менее

Увеличение расстояния Ж, м

0,1

0,2

0,3

2.3.8. На новых железных дорогах I и II категорий в соответствии с данными табл.1 при отсыпке земляного полотна недренирующими грунтами с прокладкой в них кабелей и электрификацией участка установку опор контактной сети следует предусматривать с увеличением габарита их приближения к пути.

Экономическая целесообразность прокладки кабелей в земляном полотне за счет увеличения габарита установки опор контактной сети и линий электропередач определяется проектом и должна быть подтверждена расчетом.

2.3.9. При проектировании новых железнодорожных линий с насыпями из скальных и крупнообломочных пород с учетом прокладки кабелей необходимо предусматривать отсыпку верхней части насыпи дренирующим песчаным или щебенистым грунтом мелких фракций с учетом глубины прокладки кабелей и устройства нижней постели толщиной не менее 0,25 м.

В случае прокладки кабелей автоматики и связи в земляном полотне с геотекстилем его проектирование должно производиться с учетом прокладки кабеля на глубину не менее 0,5 м и обеспечения расстояния между кабелем и геотекстилем не менее 0,25 м (рис.2).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»