РЕКОМЕНДАЦИИ
по планированию затрат на мероприятия по охране труда для железных дорог
____________________________________________________________________
Не применяется на территории Российской Федерации на основании
приказа Минтранса России от 22 мая 2019 года N 152
____________________________________________________________________
1.1. Настоящие Рекомендации разработаны на основе результатов изучения и анализа действующей практики планирования затрат на мероприятия по созданию здоровых и безопасных условий труда на железнодорожном транспорте.
1.2. Рекомендации содержат единые укрупненные нормативы затрат, методы расчета и порядок определения ассигнований на мероприятия по улучшению условий труда по отдельным направлениям.
1.3. Задачей настоящих Рекомендаций является повышение эффективности использования и распределения средств, выделяемых на улучшение условий труда. Они предназначены для:
определения величины плановых затрат на номенклатурные мероприятия по охране труда, осуществляемые при капитальном строительстве, капитальном ремонте и эксплуатации технических средств, оборудования и др.;
практического применения на предприятиях железнодорожного транспорта, где непосредственно проводят такие мероприятия, а также для более высокого уровня (отделение железной дороги, служба, управление железной дороги).
1.4. Рекомендации позволят наиболее обоснованно подойти к определению плановых затрат на мероприятия по охране труда, отражаемых в комплексных планах улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, коллективных договорах и соглашениях по всем источникам финансирования.
1.5. Рекомендации направлены на совершенствование текущего и перспективного планирования затрат на номенклатурные мероприятия по охране труда на железнодорожном транспорте.
Планирование затрат на мероприятия по предупреждению, обеспечению полного устранения или частичному снижению отрицательного воздействия вредных и опасных производственных факторов на работающих проводят по направлениям в зависимости от способа определения их величины. При этом затраты на охрану труда должны быть направлены преимущественно на улучшение условий труда в наиболее тяжелых цехах и на участках, где существует опасность травматизма и прежде всего наезда подвижного состава на работающих, поражений электротоком или профзаболеваний в результате значительных физических усилий и нервной напряженности, а планирование численности работников, для которых улучшаются условия труда, необходимо осуществлять с учетом реальных возможностей предприятий.
2.1. Для определения плановых затрат на номенклатурные мероприятия по предупреждению наездов подвижного состава на работающих установлены минимальные и максимальные нормативы затрат в процентах от годового фонда заработной платы работающих, которым повышают безопасность труда (табл.1) .
2.1.1. Минимальный уровень норматива применяют при определении плановых затрат на проведение мероприятий по предупреждению наездов подвижного состава на работающих, связанных с повышением безопасности эксплуатируемых технических средств и оборудования, поддержанием в исправном состоянии необходимых средств по охране труда, других номенклатурных мероприятий по предупреждению наездов подвижного состава на работающих, не требующих капитальных вложений.
Нормативы затрат на мероприятия по предупреждению наездов подвижного
состава на работающих для отраслей хозяйства
Хозяйство | Нормативы затрат, % | |
минимальные | максимальные | |
Движения | 10,0 | 16,0 |
Локомотивное | 1,5 | 2,6 |
Вагонное | 2,0 | 4,0 |
Пути | 3,0 | 5,0 |
Сигнализации и связи | 3,0 | 4,0 |
Электрификации и энергетики | 6,0 | 10,0 |
Контейнерных перевозок и коммерческой работы | 7,0 | 9,0 |
Пассажирское | 1,0 | 2,0 |
Гражданских сооружений | - | - |
Материально-технического обеспечения | - | - |
Рабочего снабжения | - | - |
Капитального строительства | 2,0 | 5,0 |
По всем хозяйствам | 6,0 | 9,0 |
2.1.2. Максимальный уровень норматива применяют при определении плановых затрат на проведение мероприятий по предупреждению наездов подвижного состава, связанных с проведением крупных работ, приобретением и внедрением новых безопасных технических средств или оборудования, предусмотренных отраслевой номенклатурой мероприятий по охране труда и требующих больших затрат. Максимальные нормативы затрат следует также использовать на уровне отделения и управления железной дороги, поскольку в большинстве своем такие мероприятия проводят по планам железных дорог за счет госкапвложений (электрическая централизация стрелок и сигналов, централизованное ограждение путей на ПТО вагонов и т.п.).
2.1.3. При определении плановых затрат на проведение мероприятий по предупреждению наездов подвижного состава на работающих следует годовой фонд заработной платы работающих, которым планируется улучшить условия труда, разделить на 100 и умножить на соответствующий норматив затрат, указанный в табл.1. Порядок такого расчета изложен в примере 1.
Пример 1. Определение плановых затрат на проведение мероприятий по предупреждению наездов подвижного состава на работающих в хозяйстве движения отделения дороги (оборудование электрической централизацией 48 стрелочных переводов, ввод в действие пневматической почты и оборудование устройствами ГАЦ сортировочной горки на станции, устройство и ремонт рабочих проходов внутри производственных помещений).
Исходные данные: | ||
1. | Численность работников, высвобождаемых и предусмотренных к выводу из опасной зоны, чел. | 29 |
2. | Среднемесячная заработная плата работников основной деятельности в хозяйстве движения в предплановом периоде, руб. | 190 |
3. | Норматив затрат на мероприятия по предупреждению наездов подвижного состава на работающих (по табл.1), %. | 16,0 |
1. Годовой фонд заработной платы работников, высвобождаемых и выводимых из опасной зоны в результате запланированных мероприятий
29 · 190 · 12 = 66,12 тыс.руб.
2. Плановые затраты на мероприятия по предупреждению наездов подвижного состава на работающих
60,12 · 16,0 |
|
2.2. Плановые затраты на номенклатурные мероприятия по предупреждению электротравматизма определяют по нормативам, установленным также в процентах от годового фонда заработной платы работающих, для которых в плановом периоде будут созданы безопасные условия труда (табл.2).
Нормативы затрат на проведение мероприятий по предупреждению электротравматизма для отраслей хозяйства
Хозяйство | Нормативы затрат, % | |
минимальные | максимальные | |
Движения | 1,0 | 2,5 |
Локомотивное | 2,0 | 5,0 |
Вагонное | 2,0 | 3,0 |
Пути | 2,0 | 3,5 |
Сигнализации и связи | 1,0 | 1,3 |
Электрификации и энергетики | 6,0 | 8,5 |
Контейнерных перевозок и коммерческой работы | 2,5 | 7,5 |
Пассажирское | 3,0 | 4,0 |
Гражданских сооружений | 5,5 | 6,0 |
Материально-технического обеспечения | 6,0 | 6,5 |
Рабочего снабжения | 11,0 | 22,0 |
Капитального строительства | 4,5 | 8,0 |
По всем хозяйствам | 5,0 | 8,0 |
2.2.1. При определении плановых затрат на мероприятия по предупреждению электротравматизма следует применять минимальные и максимальные уровни нормативов затрат по условиям и методологии, изложенным в п.2.1.1-2.1.3. В примере 2 дан порядок такого расчета.
Пример 2. В вагонном депо в цехах и на участках планом предусмотрено провести следующие мероприятия по предупреждению электротравматизма;
замена устаревших электрощитов с плавкими вставками на полуавтоматы;
переоборудование рабочих мест при производстве паяльных работ и перевод паяльников с переменного тока (220 В) на постоянный (24 В);
оборудование навесами и кожухами электроприводов;
замена рубильников на автоматические выключатели и магнитные пускатели.
В результате будут созданы безопасные условия труда 36 рабочим.
Исходные данные: | ||
1. | Численность рабочих, которым планируется создание безопасных условий труда, чел. | 36 |
2. | Среднемесячная заработная плата работников основной деятельности депо в предплановом периоде, руб. | 175 |
3. | Норматив затрат на мероприятия по предупреждению электротравматизма (см.табл.2), % | 2,0 |
1. Годовой фонд заработной платы работников, которым улучшаются условия труда,
36 · 175 · 12= 75,6 тыс.руб.
2. Плановые ассигнования на проведение мероприятий по предупреждению электротравматизма
75,6 · 2,0 |
|
2.3. Для определения плановых затрат на мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда по их элементам (снижение уровней шума и вибрации, запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны, улучшение микроклимата и освещенности) установлены две группы нормативов затрат, т.е. в процентах от фонда заработной платы работающих, которым улучшают условия труда, и в процентах от сметной стоимости объекта строительства.