Основной целью мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе являются формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, необходимого для выполнения задач агропродовольственной политики, повышение его образовательного и профессионального уровней, создание условий для преодоления кадрового дефицита в социальной сфере села, развитие рынка труда в сельской местности.
Для этой цели необходимо осуществить следующие меры правового, финансового и организационного характера:
нормативное правовое и методическое обеспечение реализации указанных мероприятий;
формирование стабильных источников государственной поддержки молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников для строительства (приобретения) жилья в сельской местности;
проведение информационно-разъяснительной деятельности, направленной на освещение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Предполагается, что участниками мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе согласно приложению N 2 на добровольной основе могут быть соответственно:
а) молодые семьи, под которыми понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления об участии в реализации указанных мероприятий не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных), отвечающие в совокупности следующим условиям:
один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянно проживают или изъявили желание постоянно проживать в сельской местности;
нуждаются в улучшении жилищных условий либо не имеют жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
б) молодые специалисты, под которыми понимаются граждане Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющие законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащиеся последнего курса образовательных учреждений высшего (среднего, начального) профессионального образования, отвечающие в совокупности следующим условиям:
работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
постоянно проживают или изъявили желание постоянно проживать в сельской местности;
нуждаются в улучшении жилищных условий либо не имеют жилья в сельской местности, в которой работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.
Под организациями агропромышленного комплекса в Программе понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Под организациями социальной сферы в сельской местности в рамках Программы понимаются организации различных организационно-правовых форм или индивидуальные предприниматели, работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Финансирование мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе должно осуществляться на основе софинансирования расходов на строительство (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, в том числе средств ипотечного кредитования.
До 2009 года доля средств федерального бюджета, выделяемых в форме субсидий, будет составлять не более 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
С 2009 года доля средств федерального бюджета, выделяемых в форме субсидий на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных приложением N 2 к Программе, будет определяться в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и других критериев.
Финансовое обеспечение оставшейся части расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья будет осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных источников. Соотношение объемов софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно.
При реализации мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе предусматривается использование механизма ипотечного жилищного кредитования. В случае привлечения молодыми семьями или молодыми специалистами средств ипотечного жилищного кредита или займа на строительство (приобретение) жилья средства государственной поддержки, предоставляемые в форме социальных выплат, могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам при условии признания молодой семьи или молодого специалиста на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий.
Расчетную стоимость строительства (приобретения) жилья, используемую для расчета размера средств государственной поддержки, предоставляемых в форме социальной выплаты, предлагается определять исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв.м жилья в субъекте Российской Федерации, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Для оценки эффективности указанных мероприятий предусматривается осуществление исследований изменения уровня трудообеспеченности сельскохозяйственных организаций по субъектам Российской Федерации, рынка труда в сельской местности, возрастной и образовательной структуры специалистов, занятых в экономике села, уровня экономической активности сельского населения. Оценка и результаты исследований будут включаться в ежегодный доклад о ходе реализации Программы и при необходимости являться основанием для внесения предложений по корректировке механизма реализации мероприятий Программы.
Выполнение мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, предусмотренных приложением N 2 к Программе, позволит:
улучшить жилищные условия 162,34 тыс.молодых семей и молодых специалистов на селе;
создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи;
повысить образовательный уровень молодых специалистов, занятых в агропромышленном комплексе и социальной сфере села;
создать условия для улучшения демографической ситуации.