РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 марта 2008 года N 288-р
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 июля 2010 года на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации
от 23 декабря 2009 года N 2062-р
____________________________________________________________________
1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров (далее - Концепция).
2. Мининформсвязи России совместно с ФТС России, ФНС России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить управление реализацией Концепции.
3. Мининформсвязи России, ФТС России и ФНС России в 3-месячный срок подготовить совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти план мероприятий по реализации Концепции и утвердить его.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Зубков
КОНЦЕПЦИЯ
создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров
Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров (далее - система контроля) разработана в целях совершенствования системы межведомственного информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции и полномочий в осуществлении функций по контролю вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контролю правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров.
Настоящая Концепция определяет основные цели и задачи создания системы контроля, ее информационно-технологическую архитектуру, государственных заказчиков работ по созданию системы контроля, порядок информационного взаимодействия и обеспечения информационной безопасности, этапы создания, функционирования и развития системы контроля, а также источники финансового обеспечения работ по ее созданию и развитию.
Также в настоящей Концепции представлена оценка экономической и социальной эффективности системы контроля.
В соответствии со статьей 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта, а также работы и услуги, непосредственно связанные с производством, реализацией и перевозкой таких товаров, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
В соответствии с данным положением российские экспортеры, а также компании, выполняющие указанные работы (услуги), имеют право на возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного ими при приобретении материальных ресурсов для производства и реализации экспортируемых товаров, выполнения сопутствующих работ (услуг).
В настоящее время в Российской Федерации рост возмещения налога на добавленную стоимость более чем в 2 раза превышает рост объемов экспорта, что приводит к значительным потерям федерального бюджета.
Рост связанных с возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров злоупотреблений со стороны недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности является результатом недостаточной эффективности процессов таможенного и налогового контроля в части подтверждения факта вывоза с целью проверки правомерности применения налогоплательщиком ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров.
При этом недостаточная эффективность контроля вывоза товаров обусловлена:
низкой оперативностью обмена данными между таможенными органами, в которых проводится таможенное оформление товаров, и приграничными таможенными органами, в зоне деятельности которых осуществляется вывоз этих товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также отсутствием у них оперативного доступа к централизованному информационному ресурсу таможенных органов, консолидирующему соответствующую информацию;
преимущественным использованием бумажного документооборота, ограничивающего пропускную способность пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, на которые в соответствии с действующими процедурами контроля фактического вывоза возложена основная нагрузка по учету вывоза.
Недостаточная эффективность контроля правомерности применения налогоплательщиками ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров обусловлена:
отсутствием оперативного доступа налоговых органов к информации таможенных и других федеральных органов исполнительной власти, необходимой для проведения эффективного налогового контроля;
недостаточным уровнем использования современных информационных и телекоммуникационных технологий в рамках действующих процедур подтверждения фактического вывоза товаров и поступления выручки от экспорта таких товаров, что приводит к неоправданным трудозатратам таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных банков.
Указанные ограничения на практике приводят к увеличению количества документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения факта вывоза, чрезмерной нагрузке на приграничные таможенные органы, значительным задержкам и несвоевременности получения информации, необходимой для проведения налогового контроля в установленные законодательством сроки.
Основной целью создания системы контроля является обеспечение эффективного контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
создание информационно-технологической инфраструктуры системы контроля;
информационно-технологическое обеспечение процессов регистрации и контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляемых Федеральной таможенной службой на всех уровнях внутриведомственного управления;
обеспечение информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими функций контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий;
перевод в электронную форму ведомственного и межведомственного документооборота, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти при контроле вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроле правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров;
техническое обеспечение функционирования системы контроля с применением территориально распределенных каналов передачи данных.
Создание системы контроля осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
использование электронного документооборота при организации информационного взаимодействия между участниками внешнеэкономической деятельности, таможенными и налоговыми органами;
использование по мере появления соответствующего нормативно-правового обеспечения имеющих юридическую значимость первичных документов, передаваемых в электронной форме;
автоматическое формирование сведений, необходимых для подтверждения фактического вывоза товаров на основе информации, содержащейся в первичных документах;
исключение повторного ввода информации;
оперативное предоставление таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности информации об осуществлении ими фактического вывоза товаров преимущественно в форме электронных документов, имеющих юридическую значимость;
оперативный обмен между налоговыми и таможенными органами сведениями, необходимыми для осуществления мероприятий по таможенному и налоговому контролю;
использование инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем для предоставления государственных услуг в электронном виде (далее - государственный информационный центр), создаваемого в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", для организации информационного взаимодействия между налоговыми и таможенными органами с использованием современных средств идентификации участников информационного взаимодействия, а также электронной цифровой подписи;
обеспечение защиты информации, обрабатываемой в системе контроля, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
централизация функций управления эксплуатацией инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия;
обеспечение юридической значимости информации, содержащейся в электронных документах, используемых в рамках системы контроля, для осуществления контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров.
Информационно-технологическая архитектура системы контроля включает в себя ведомственные сегменты и межведомственный сегмент информационного взаимодействия.
Ведомственные сегменты системы контроля создаются на основе единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, автоматизированной информационной системы "Налог" Федеральной налоговой службы, а также ведомственных информационных систем иных контролирующих и надзорных федеральных органов исполнительной власти и государственных организаций.
Межведомственный сегмент информационного взаимодействия системы контроля создается путем развития инфраструктуры и технологических возможностей государственного информационного центра, в том числе его телекоммуникационного компонента в части информационно-технологической поддержки информационного взаимодействия, а также обеспечения юридически значимого информационного взаимодействия между налоговыми и таможенными органами с использованием современных средств идентификации участников информационного взаимодействия и электронной цифровой подписи.
Создание ведомственного сегмента системы контроля Федеральной таможенной службы позволит обеспечить автоматизацию следующих процессов:
сбор предварительных сведений о подлежащих вывозу товарах по данным товаросопроводительных документов, представленных в форме электронных документов, при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля для таможенных режимов, предусматривающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации;
сбор в электронной форме сведений о фактическом вывозе товаров при таможенном контроле и оформлении убытия товаров в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
подготовка и анализ отчетности о фактическом вывозе товаров;
предоставление участнику внешнеэкономической деятельности информации о фактическом вывозе его товаров с таможенной территории Российской Федерации;
передача в межведомственный сегмент системы контроля в электронной форме информации о фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также иных имеющихся в Федеральной таможенной службе сведений, необходимых для проведения налогового контроля;
получение из межведомственного сегмента системы контроля и обработка информации, необходимой для проведения таможенного контроля с целью выявления сделок с признаками нарушения таможенного законодательства.
Создание ведомственного сегмента системы контроля Федеральной налоговой службы позволит обеспечить автоматизацию следующих процессов:
передача в межведомственный сегмент системы контроля информации, необходимой для проведения таможенного контроля для выявления сделок с признаками нарушения таможенного законодательства;
получение из межведомственного сегмента системы контроля и обработка информации о фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также сведений, необходимых для проведения налогового контроля, в том числе:
сведений, содержащихся в выписках банков, подтверждающих фактическое поступление на счета налогоплательщиков в российских банках выручки от реализации товаров иностранным лицам;
сведений о фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, содержащихся в таможенных декларациях, транспортных, товаросопроводительных и иных документах с отметками о прохождении таможенного и пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, осуществивших выпуск товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Создание межведомственного сегмента системы контроля позволит обеспечить:
ведение централизованных справочников и классификаторов межведомственного информационного взаимодействия (в том числе идентификационных элементов);
ведение реестра сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов исполнительной власти, используемых при создании электронной цифровой подписи для подписания электронных сообщений (документов);
ведение электронной базы регламентирующих документов по межведомственному информационному взаимодействию в удобной для пользователей форме;
автоматизированную настройку форматов межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с регламентом;
гарантированную доставку электронных сообщений (документов) субъектам межведомственного информационного взаимодействия, которым они адресуются;
подтверждение подлинности сертификатов ключей электронной цифровой подписи электронных сообщений (документов);
ведение журнала сеансов межведомственного информационного взаимодействия;
накопление, хранение и архивирование данных межведомственного информационного взаимодействия;
обеспечение юридической значимости электронных сообщений (документов) по запросу субъектов межведомственного информационного взаимодействия;
обеспечение защиты передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования;
обеспечение доступа к государственным информационным системам и иным информационным системам;
анализ и разрешение конфликтных ситуаций, возникающих при межведомственном информационном взаимодействии;
ведение единого реестра пользователей системы контроля, обеспечивающего регламентированное предоставление доступа к системе контроля;
централизованное управление эксплуатацией инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия.
Учитывая межведомственный характер работ, целесообразно определить государственного заказчика - координатора работ по созданию системы контроля (далее - государственный заказчик-координатор) и государственных заказчиков работ по созданию и развитию ее отдельных сегментов (далее государственные заказчики).