27. За земляным полотном и его сооружениями должен быть организован надзор, включающий:
а) систематический надзор;
б) текущие осмотры;
в) периодические осмотры;
г) специальные обследования и наблюдения;
д) режимные наблюдения;
е) постоянные наблюдения (посты наблюдения).
28. Систематический надзор за земляным полотном, его укрепительным, защитными и водоотводными устройствами осуществляется обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений, бригадирами пути, бригадирами специализированных бригад по земляному полотну в сроки, указанные в приложении 2, таблица 1 к настоящей Инструкции.
29. Для неустойчивых мест земляного полотна начальником дистанции пути устанавливаются более частые сроки осмотра, вплоть до непрерывного наблюдения.
Порядок осмотра и наблюдений за неустойчивыми участками земляного полотна, подверженными обвалам, оползням, размывам и другим деформациям, угрожающим бесперебойному и безопасному движению поездов, должен устанавливаться для каждого участка специальной местной инструкцией, разрабатываемой начальником дистанции пути и утверждаемой начальником отделения железной дороги, а при безотделенческой структуре управления - начальником службы пути.
30. Лица, осуществляющие систематический надзор, обязаны следить за исправным состоянием земляного полотна, укрепительных, защитных и водоотводных сооружений, выявлять все дефекты, своевременно организуя выполнение необходимых работ по поддержанию сооружений в исправности.
31. Осмотру подвергаются все элементы земляного полотна, укрепительные, защитные и водоотводные сооружения; особое внимание должно быть уделено специальным сооружениям: дренажам, штольням, водобойным колодцам, перепадам, быстротокам, улавливающим и подпорным стенам, берегоукрепительным сооружениям.
32. Текущие осмотры земляного полотна и его сооружений производятся дорожными мастерами, мастерами по земляному полотну и старшими дорожными мастерами с привлечением бригадиров пути и специализированных бригад по земляному полотну.
При проведении текущих осмотров выявляются места с нарушениями водоотводных сооружений, повреждениями укрепительных и защитных устройств, трещины и разрывы на обочинах, откосах, а также другие дефекты и деформации, приведенными в приложении 11 к настоящей Инструкции. Осмотры, проводимые в периоды подготовки к пропуску весенних и ливневых вод, должны выявлять наличие выпусков из дренажей, канав и русел водопропускных труб, своевременность вскрытий их от снега, а также выполнение планов мероприятий по водоборьбе.
Сроки проведения текущих осмотров и состав участников осмотра увязываются со сроками проверок пути согласно Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, руководствуясь приложением 2, таблицей 1 к настоящей Инструкции.
К текущему осмотру относятся также наблюдения за работой дренажных сооружений и обеспечением пропуска ливневых и паводковых вод.
33. Периодические осмотры земляного полотна, его укрепительных, защитных и водоотводных сооружений производятся начальником дистанции пути, его заместителем по инженерным сооружениям или главным инженером дистанции пути совместно с дорожными мастерами и мастерами по земляному полотну, в сроки, устанавливаемые начальником службы пути в зависимости от состояния земляного полотна, не реже двух раз в год: весной - после таяния снега и осенью - до начала периода дождей.
Неустойчивые места земляного полотна, а также сложные дренажные, укрепительные и защитные сооружения осматриваются с участием начальника отдела пути отделения железной дороги, а наиболее крупные и ответственные из них - начальника службы пути (заместителя начальника железной дороги). Перечень таких сооружений утверждается руководством железной дороги.
Наиболее сложные участки железных дорог, проходящие по оползневым косогорам, а также расположенные в местах, подверженных интенсивным обвалам, подмывам и размывам, осматриваются комиссией под председательством начальника или заместителя начальника железной дороги не реже одного раза в год (по перечню, утвержденному МПС Российской Федерации).
34. При периодическом осмотре производится детальная проверка общего состояния земляного полотна, укрепительных, защитных и водоотводных сооружений с осуществлением в случаях необходимости инструментальных и других измерений. При этом выявляются дефекты, устанавливаются причины возникающих расстройств, составляется перечень необходимых профилактических и ремонтных работ с указанием сроков их выполнения, проверяется полнота и качество ранее выполненных работ осуществляемого надзора, даются указания о порядке дальнейшего надзора и установления наблюдений.
35. При периодических осмотрах необходимо обследовать участки прилегающей к полосе отвода местности, где имеются возведенные или возводимые постройки, автомобильные дороги, плотины, пруды, отстойники промышленных вод, открытые котлованы, траншеи и другие сооружения, которые могут нарушить нормальный сток весенних и ливневых вод, вызвать подпор воды у искусственных сооружений и размыв земляного полотна.
36. При проведении осмотров руководящим составом управлений и отделения железных дорог наряду с оценкой состояния земляного полотна и его сооружений, выявлением дефектов и разработкой мер по их устранению проверяется организация надзора за состоянием и содержанием сооружений, ведение установленной технической документации, своевременность устранения недостатков, выявленных в результате предыдущих осмотров, качество выполненных ремонтных работ, определяется порядок эксплуатации участка (скорость движения поездов и надзор).
В случае обнаружения неисправности или возникновения деформации земляного полотна, угрожающих безопасности движения поездов, должны быть немедленно приняты меры, обеспечивающие безопасность движения - ограничение скорости движения поездов, ведение непрерывного наблюдения за развитием деформаций с одновременной организацией необходимых работ по стабилизации земляного полотна до проведения полного комплекса работ по его ремонту или усилению.
Опасное место ограждается сигналами в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.
37. Результаты весеннего осмотра земляного полотна и его сооружений, необходимые меры по улучшению их содержания и ремонта рассматриваются по каждой дистанции пути начальником отделения железной дороги, а по отделениям железной дороги, и при безотделенческой структуре управления - начальником службы пути или заместителем начальника железной дороги, ведающим путевым хозяйством.
Результаты осеннего осмотра земляного полотна и его сооружений, необходимые меры по улучшению их содержания и ремонта, а также меры по подготовке пропуска весенних вод рассматриваются начальником службы пути с последующим утверждением необходимых мероприятий начальником железной дороги.
38. За неустойчивыми местами земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях, а также участками железных дорог, имеющими на значительном протяжении оползни, обвалы, размывы, карст и другие дефекты, постоянные наблюдения должны осуществлять инженерно-геологические базы и путеобследовательские станции по земляному полотну при службах пути. Однако эти наблюдения не заменяют систематического текущего надзора и систематических осмотров.
39. На неустойчивых местах земляного полотна, где возможно нарушение его целостности, начальник дистанции и службы пути должны организовать наблюдение за деформациями земляного полотна, состоянием пути на нем, режимом грунтовых вод, изменением влажности грунта и другие наблюдения, целью которых является предупреждение деформации земляного полотна и его сооружений, угрожающих безопасности движения поездов; уточнение причин появления неисправностей.