ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
"РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 сентября 2007 года N 1808р


О планировании и нормировании расхода
топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов в ОАО "РЖД"

В целях совершенствования системы планирования и нормирования топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 октября 2007 года прилагаемое Положение о планировании и нормировании расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов в ОАО "РЖД" (далее - Положение).

2. Начальнику Управления планирования и нормирования материально-технических ресурсов Болотскому А.Н.:

- обеспечивать разработку и представление на утверждение в установленном Положением порядке проектов заданий железным дорогам по удельному расходу электроэнергии и дизельного топлива на тягу поездов;

- осуществлять контроль за выполнением железными дорогами заданий по удельному расходу топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, анализ результатов их использования и подготовку предложений по снижению непроизводительного их расхода, повышению энергоэффективности внедряемых технических средств и технологий.

3. Начальникам железных дорог обеспечить доведение Положения до причастных структурных подразделений железных дорог.

4. Признать утратившим силу распоряжение ОАО "РЖД" от 22 ноября 2004 года N З630р "О порядке нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов в ОАО "РЖД".

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Гапановича В.А.



Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов

     

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО "РЖД"
от 17 сентября 2007 года N 1808р

Положение о планировании и нормировании расхода
топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов в ОАО "РЖД"

     

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок планирования расхода топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) на тягу поездов, регламент разработки, утверждения и корректировки норм удельного их расхода в ОАО "РЖД" на всех уровнях.

2. В настоящем Положении применяются следующие термины и определения:

а) удельный расход ТЭР на тягу поездов (далее - удельный расход ТЭР) - расход ТЭР на выполнение локомотивами или мотор-вагонным подвижным составом (далее - МВПС) единицы перевозочной работы.

Удельный расход ТЭР является основным показателем энергетической эффективности перевозочного процесса на железнодорожном транспорте;

б) плановая норма удельного расхода ТЭР на тягу поездов (далее - норма удельного расхода ТЭР) - расчетное значение расхода ТЭР для выполнения локомотивами или МВПС (далее - ТПС) единицы планового объема перевозочной работы с учетом заданий по показателям использования подвижного состава, а также соблюдения требований по техническому содержанию локомотивов и МВПС;

в) плановая техническая норма удельного расхода ТЭР на тягу поездов (далее - техническая норма удельного расхода ТЭР) - расчетное значение расхода ТЭР для выполнения ТПС единицы перевозочной работы на заданном участке работы;

г) пооперационная норма удельного расхода ТЭР на тягу поездов (далее - пооперационная норма удельного расхода ТЭР) - расчетное значение расхода ТЭР для выполнения ТПС отдельной технологической операции, отнесенное к определенному ее показателю;

д) небаланс электропотребления на тягу поездов или "условные потери" электрической энергии (далее - небаланс электропотребления) - разница между объемом расхода электрической энергии, относимым на тяговые нужды, по показаниям счетчиков тяговых подстанций и объемом расхода электроэнергии по показаниям счетчиков электроподвижного состава за отчетный период.

Небаланс электропотребления определяют в границах участков работы локомотивных бригад, отделений железных дорог и железных дорог;

е) план расхода ТЭР на тягу поездов - расчетное значение расхода ТЭР для выполнения планируемого объема перевозочной работы при заданной норме удельного расхода ТЭР;

ж) условное топливо - принятый при технико-экономических расчетах показатель, служащий для сопоставления тепловой ценности различных видов органического топлива. Теплота сгорания 1 кг условного топлива 29,3 МДж (7000 ккал).

3. В зависимости от назначения нормы удельного расхода ТЭР подразделяют:

1) по уровню нормирования - для локомотивных бригад, локомотивных депо, отделений железных дорог и железных дорог;

2) по видам тяги - для электрической и тепловозной (включая тепловозы, дизель-поезда, автомотрисы и рельсовые автобусы);

3) по видам движения и роду выполняемой работы - в грузовом, пассажирском (раздельно для дальних и пригородных перевозок) и хозяйственном видах движения, на маневровую и прочую работу;

4) по участкам работы - для поездной работы в грузовом и пассажирском видах движения, для участков работы в хозяйственном движении, для станций обслуживания и других участков на маневровой и прочей работе;

5) по периодам нормирования - на год, квартал и месяц.

4. Технические нормы удельного расхода ТЭР устанавливают:

- на работу локомотивов при следовании во главе поезда, двойной тягой, при подталкивании и по системе многих единиц;

- на работу МВПС;

- на маневровую работу локомотивов, производимую в парках и на горочных путях сортировочных станций, на промежуточных станциях, на подъездных или тракционных путях депо;

- для одиночно следующих локомотивов, в т. ч. при возвращении толкачей.

5. Пооперационные нормы удельного расхода ТЭР устанавливают на отдельные технологические операции, в т. ч. на простой в депо или на станционных путях в ожидании работы, нагон пассажирских поездов при отклонениях от графика, отопление пассажирских вагонов, прогрев вагонов электропоездов, восстановление кинетической энергии поезда, потерянной в процессе торможения от действия предупреждений об ограничении скорости, неграфиковых остановок и остановок у запрещающего сигнала и на другие операции.

6. Нормирование расхода ТЭР на тягу поездов осуществляют в границах участков работы локомотивных бригад.

     

II. Единицы измерения показателей
 работы ТПС и использования ТЭР

7. План перевозочной работы для установления норм удельного расхода ТЭР исчисляют:

- на уровне локомотивного депо и отделения железной дороги - в миллионах тонно-километров брутто (млн.т-км брутто) с точностью до одного знака после запятой; для маневровой работы - в сотнях локомотиво-километров (100 лок.-км) условного маневрового пробега с точностью до одного знака после запятой;

- на уровне железной дороги и в целом по ОАО ТЖД" - в миллионах тонно-километров брутто (млн.т-км брутто) с точностью до одного знака после запятой;

- для маневровой работы - в тысячах локомотиво-километров (тыс. лок.-км) условного маневрового пробега с точностью до одного знака после запятой.

Работу при установлении технических норм удельного расхода ТЭР рассчитывают исходя из массы состава поезда брутто без учета массы локомотива.

Работу МВПС рассчитывают по соответствующим расчетным таблицам исходя из массы секций МВПС брутто. При проведении модернизации МВПС масса секции принимается по паспортным данным.

8. План расхода ТЭР на установленные нормы удельного расхода ТЭР исчисляют:

1) по потреблению электроэнергии:

- на уровне локомотивного депо и отделения железной дороги - в тысячах киловатт-часов (тыс. кВт-ч) в целых числах;

- на уровне железной дороги и сети железных дорог - в миллионах киловатт-часов (млн.кВт·ч) с точностью до одного знака после запятой;

2) по потреблению дизельного топлива на всех уровнях - в тоннах натурального топлива (т) в целых числах.

9. В качестве единиц измерения условного топлива приняты килограмм условного топлива (кг.у.т.) и тонна условного топлива (т.у.т.).

При переводе количества дизельного топлива в натуральном исчислении в единицы измерения условного топлива используется топливный эквивалент К = 1,45 (1 кг = 1,45 кг у.т.).

При сравнительной оценке энергоэффективности перевозочного процесса на различных видах тяги для перевода объема потребления электроэнергии в натуральном исчислении в единицы измерения условного топлива используются данные Минпромэнерго по расходу топлива в условном исчислении на производство 1 кВт·ч на ТЭС.

10. Для удельного расхода ТЭР используют следующие единицы измерения:

- для удельного расхода электрической энергии - киловатт-час (кВт-ч) на единицу перевозочной работы;

- дизельного топлива - килограмм натурального топлива (кг) или килограмм условного топлива (кг у.т.) на единицу перевозочной работы.

11. Нормы удельного расхода ТЭР (с точностью до одного знака после запятой) устанавливают:

1) для электрической тяги - в кВт·ч на единицу перевозочной работы;

2) для тепловозной тяги локомотивным депо, отделениям железных дорог и железным дорогам - в кг у.т. на единицу перевозочной работы.

Технические и пооперационные нормы удельного расхода дизельного топлива для локомотивных бригад устанавливают в кг натурального топлива на единицу перевозочной работы;

3) для локомотивных бригад:

- на вывозную работу в пределах двух и более станций - на 10 тыс. т-км брутто;

- на хозяйственную работу, производимую локомотивами на перегонах (в т. ч. со снегоуборочной техникой), кроме следования к месту работы во главе поезда, двойной тягой или подталкиванием, а также на станциях, подъездных путях или тракционных путях депо - на 1 ч.работы;

- на маневровую работу, производимую локомотивами в парках и на горочных путях сортировочных станций, на промежуточных станциях, на подъездных или тракционных путях депо, - на 1 ч.работы;

- на прочую работу - на 1 ч.работы;

- для одиночно следующих локомотивов, в т. ч. толкачей, кроме локомотивов с прицепкой до 10 физических вагонов - на 100 лок.-км линейного пробега;

- для одиночно следующих локомотивов с прицепкой до 10 физических вагонов - на 10 тыс. т-км брутто;

- на простой локомотивов в депо или на станционных путях в ожидании работы ("горячий" простой) - на 1 ч простоя;

4) для локомотивных депо, отделений железных дорог и железных дорог в целом для каждого вида тяги, а также в каждом виде движения для каждого вида тяги - на 10 тыс. т-км брутто, на маневровую работу - на сто локомотиво-километров (100 лок.-км) условного маневрового пробега, рассчитываемого исходя из начисления 5 км пробега за 1 ч работы локомотива, а для депо, локомотивы приписки которых выполняют преимущественно маневровую работу, - на 100 лок.км.

12. Плановые показатели удельного расхода ТЭР в целом по сети железных дорог (с точностью до одного знака после запятой) устанавливают:

- для электрической тяги - в кВт·ч на 10 тыс.т-км брутто;

- для тепловозной тяги - в кг у.т. на 10 тыс.т-км брутто.

     

III. Порядок планирования и нормирования расхода ТЭР

13. Планирование расхода ТЭР на тягу поездов для железных дорог осуществляют в установленные сроки формирования бюджетов на согласованные Департаментом планирования и бюджетирования объемы перевозочной работы, выполняемой парком ТПС принадлежности ОАО "РЖД" и обслуживаемым локомотивными бригадами ОАО "РЖД".

Планы расхода электроэнергии устанавливаются с учетом отопления пассажирских вагонов в пути следования, в т. ч. с выделением рассчитанных по действующей методике плановых объемов ее расхода на отопление этих вагонов.

14. Планирование расхода ТЭР на тягу поездов для локомотивных депо и отделений железных дорог осуществляют на плановые объемы перевозок, сбалансированные с соответствующими заданиями железным дорогам по объемам перевозок.

15. Нормы удельного расхода ТЭР устанавливают:

1) для локомотивных бригад - технические и пооперационные нормы расхода ТЭР для каждого вида тяги в каждом виде движения, на маневровую и прочую работу, в т. ч. электроэнергии - без учета небаланса электропотребления.

Расход ТЭР на предусмотренный графиком движения простой ТПС на промежуточных станциях, на попутно выполняемую маневровую работу на промежуточных станциях или не в плановом порядке на начальных и конечных станциях участка их работы учитывается в технической норме удельного расхода ТЭР;

2) для локомотивных депо, отделений железных дорог и железных дорог на год, квартал с разбивкой по месяцам - в целом для каждого вида тяги, в т. ч. на квартал - по видам движения и на маневровую работу;

а) при действующей в ОАО "РЖД" системе учета работы ТПС на путях общего пользования и расхода ТЭР - раздельно на плановые объемы перевозочной работы парком ТПС принадлежности ОАО "РЖД" с выделением перевозочной работы для ТПС, арендуемого сторонними организациями, и плановые объемы перевозочной работы парком ТПС принадлежности ОАО "РЖД" и иным собственникам.

При этом в качестве норм удельного расхода ТЭР для парка ТПС иных собственников принимаются:

- для тепловозной тяги - данные этих собственников;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»