____________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 23.04.2008 N 01/4011-АБ
____________________________________________________________
В целях обеспечения безопасности полетов при организации воздушного движения в Российской Федерации и во исполнение пункта 1.5.1 Плана мероприятий по реализации концепции создания и развития Аэронавигационной системы России, реализуемого в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2007 года N СИ-П9-890,
приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие Программу обеспечения безопасности воздушного движения в Российской Федерации.
2. Начальникам Управления государственного регулирования использования воздушного пространства и организации воздушного движения Ю.П.Токареву, Управления радиотехнического обеспечения полетов, электросвязи, модернизации и сертификации В.А.Корчагину, Управления по вопросам государственной службы и кадров В.Е.Егорову, Управления правого обеспечения и имущественных отношений В.В.Мнишко, Управления организации авиационно-космического поиска и спасания В.Г.Степанову, заместителю начальника Управления организации и контроля особо важных полетов и специальных программ Ю.Д.Зайцеву, и.о. генерального директора ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" В.М.Горбенко, директору ФГУП ГосНИИ "Аэронавигация" В.В.Соломенцеву организовать работу по реализации мероприятий Программы обеспечения безопасности воздушного движения в Российской Федерации в части своих полномочий.
3. Координацию работ по выполнению Программы обеспечения безопасности воздушного движения в Российской Федерации возложить на заместителя руководителя Росаэронавигации Д.В.Савицкого.
4. Контроль за исполнением требований настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
А.В.Нерадько
ПРОГРАММА
обеспечения безопасности воздушного
движения в Российской Федерации
1.1. Безопасность представляет собой состояние, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения вреда имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом, либо более низком, уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска (Dос 9859 "Руководство по управлению безопасностью полетов").
1.2. Необходимость разработки требований к уровню безопасности воздушного движения в Российской Федерации обусловлена положениями Приложения 11 к Конвенции о международной гражданской авиации, а также Концепции создания и развития Аэронавигационной системы России, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации (Протокол от 4 октября 2006 года N 35) (далее - Концепции).
В соответствии с глобальными целями безопасности полетов ИКАО (Dос 9859 "Руководство по управлению безопасностью полетов") и положениями пункта 42 Концепции государственными требованиями, определяющими приемлемый уровень безопасности воздушного движения в Российской Федерации при аэронавигационном обслуживании, являются условия по снижению числа катастроф воздушных судов, прямо или косвенно связанных с функционированием аэронавигационной системы, в условиях роста интенсивности полетов в стране.
1.3. В соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции, для достижения приемлемого уровня безопасности воздушного движения необходимо добиться снижения риска катастрофы воздушных судов (далее - ВС) по причинам, связанным с аэронавигационным обслуживанием его пользователей, в 2,7 раза в 2015 году и в 4,8 раза в 2025 году по отношению к суммарному риску катастроф в 2005 году. Указанные требования являются интегральными, оценивают безопасность воздушного движения на всех этапах полета и представляют собой заданные уровни безопасности воздушного движения.
2.1. Назначение настоящей Программы обеспечения безопасности воздушного движения в Российской Федерации (далее - Программа) состоит в управлении процессом создания и совершенствования Аэронавигационной системы России (далее - АНС) с целью устранения или смягчения факторов риска и достижения установленного государством приемлемого уровня безопасности воздушного движения. АНС России будет включать в себя наземные, бортовые и спутниковые средства и системы связи, навигации, наблюдения, автоматизации деятельности по организации воздушного движения, авиационно-космического поиска и спасания, аэронавигационной информации, метеорологического обеспечения и других служб обеспечения полетов, а также персонал, осуществляющий свою деятельность в соответствии с установленными правилами и процедурами.
Эта деятельность должна осуществляться на всех этапах жизненного цикла АНС: от разработки и проектирования ее компонентов до их сертификации, внедрения, эксплуатации и модернизации.
2.2. Программа должна быть применима ко всем входящим в АНС организационным структурам, а также в организациях, поддерживающих их деятельность по аэронавигационному обслуживанию.
2.3. Программа базируется на иерархической структуре показателей и критериев безопасности, начиная от федерального уровня управления АНС и кончая службами, непосредственно осуществляющими аэронавигационное обслуживание пользователей в воздушном пространстве и на аэродромах.
2.4. В качестве показателей безопасности воздушного движения используется суммарный риск катастроф, прямо или косвенно связанных с функционированием АНС на всех этапах полета ВС ("от перрона до перрона"), а в качестве критерия безопасности воздушного движения - заданные уровни безопасности воздушного движения.
2.5. Поставщики аэронавигационного обслуживания в качестве показателей безопасности воздушного движения используют: риск авиационных событий; среднегодовое количество авиационных событий; среднегодовое количество нарушений правил использования воздушного пространства (далее - ИВП), обусловленные факторами служб АНС; количество отказов средств радиотехнического обеспечения полетов и связи (далее - РТОП); количество недостатков при обеспечении полетов (метеорологическое, электросветотехническое, аэродромное обеспечение).
В качестве критерия безопасности воздушного движения поставщики аэронавигационного обслуживания используют целевые значения безопасности (TLS) для различных этапов обслуживания пользователей в воздушном пространстве и на аэродромах, установленные исходя из государственных требований к заданному уровню безопасности воздушного движения, разработка которых предусмотрена пунктом 7.1.2 настоящей Программы.
В процессе реализации Программы могут быть введены дополнительные показатели и критерии безопасности воздушного движения для поставщиков обслуживания, основанные на учете отклонений от требований ИКАО и от требований по обеспечению безопасности воздушного движения, произошедших из-за недостатков функционирования различных служб АНС.
2.6. Целевые уровни безопасности воздушного движения являются основой для планирования и реализации мероприятий, связанных с разработкой и проектированием АНС и ее компонентов, позволяющих обеспечить выполнение государственных требований к безопасности воздушного движения на территории России.
2.7. Оценка наблюдаемого уровня безопасности воздушного движения должна осуществляться на основе данных:
- о количестве катастроф ВС, прямо или косвенно связанных с функционированием АНС, и суммарном налете ВС на заданном интервале эксплуатации системы, позволяющих непосредственно определить относительные показатели уровня безопасности воздушного движения;
- о количестве других авиационных событий, нарушений правил ИВП и других источников опасности, связанных с функционированием АНС, позволяющим выполнять как расчетную, так и экспертную оценку уровня безопасности воздушного движения;
- об отклонениях фактических характеристик АНС и ее компонентов от заданных требований, позволяющих получить расчетную оценку фактического уровня безопасности воздушного движения на основе специальных методов моделирования рисков катастроф.
Методы экспертной оценки и расчетные методы определения уровня безопасности воздушного движения согласовываются Росаэронавигацией.
2.8. При несоответствии наблюдаемых уровней безопасности воздушного движения заданным требованиям инициируется принятие мер по устранению недостатков в работе служб АНС, выявлению скрытых факторов риска и их устранению или смягчению. Указанные меры основываются на комплексе научно-исследовательских и организационно-технических мероприятий.
2.9 Практическая реализация положений Программы возлагается на поставщиков аэронавигационных услуг и персонально на их руководителей. Поставщики аэронавигационных услуг разрабатывают и реализуют в своей структуре политику в области безопасности воздушного движения, стратегию управления безопасностью воздушного движения, план разработки и внедрения системы управления безопасностью воздушного движения, Руководство по управлению безопасностью воздушного движения.
2.10. Авиационный персонал, в том числе авиационные диспетчеры и специалисты по обслуживанию технических средств АНС, вносит основной вклад в процесс обеспечения безопасности воздушного движения. Они активно участвуют в обеспечении безопасности воздушного движения посредством качественного выполнения функциональных обязанностей, выявления факторов риска и использования системы добровольных сообщений о состоянии безопасности воздушного движения для их последующего анализа и принятия соответствующих мер по их устранению или смягчению.
2.11. Координация исследований и разработок по обеспечению и управлению безопасностью воздушного движения в рамках данной Программы осуществляется, в соответствии с действующим законодательством, специализированной научной организацией отрасли.
2.12. Выполнение работ, касающихся безопасности воздушного движения в метеорологическом отношении, Росаэронавигация осуществляет во взаимодействии с организациями Росгидромета.
3. При обеспечении безопасности воздушного движения необходимо руководствоваться следующими принципами:
обеспечение наивысшего приоритета требований безопасности по сравнению с обеспечением коммерческих, эксплуатационных и других требований;
четкое распределение ответственности и систематической отчетности руководителей за обеспечение безопасности воздушного движения;
систематические проверки состояния безопасности воздушного движения и мониторинг результатов в целях проведения анализа показателей безопасности воздушного движения и уменьшения влияния возникающих проблем;
обязательное выполнение проверок обеспечения требований безопасности воздушного движения при значительных изменениях в системе аэронавигационного обслуживания;
неукоснительное соблюдение стандартных эксплуатационных правил и нормативных требований к показателям безопасности воздушного движения;
обеспечение подготовки персонала в области безопасности воздушного движения;
применение научно-обоснованных методов управления факторами риска;
широкое использование всей доступной информации, в том числе информации средств объективного контроля для сбора и анализа связанных с безопасностью воздушного движения данных, полученных при аэронавигационном обслуживании в нормальных условиях эксплуатации АНС;
создание среды, способствующей эффективному представлению донесений об опасных факторах и авиационных событиях и направленной не на наказание, а на выявление и устранение негативных моментов;
квалифицированное расследование нарушений правил использования воздушного пространства, и других авиационных событий, участие в расследовании авиационных происшествий, связанных с факторами аэронавигационного обслуживания, направленное на выяснение системных недостатков в обеспечении безопасности воздушного движения;
полное документирование деятельности по обеспечению безопасности воздушного движения и контроль выполнения мероприятий Программы;
распространение передового опыта управления безопасностью воздушного движения.
4. Российская Федерация, как член Международной организации гражданской авиации (ИКАО), подтвердила свою ответственность и обязательства в отношении контроля за обеспечением безопасности полетов, включая вопросы безопасности использования воздушного пространства и организации воздушного движения.
В Российской Федерации учрежден специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Росаэронавигация), наделенный функциями по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания.
5. Первоочередными задачами Росаэронавигации по обеспечению безопасности воздушного движения являются:
внедрение у поставщиков обслуживания воздушного движения систем управления безопасностью полетов и их функционирования с целью выдерживания приемлемых уровней безопасности воздушного движения;
внедрение нормативных положений, правил и процедур, обеспечивающих практическое использование требований Стандартов и Рекомендуемой практики Приложения 11 и документа ИКАО Dос 4444 "РАNS-АТМ";
организация мониторинга результатов осуществления Росаэронавигацией своих функций, связанных с обеспечением безопасности воздушного движения, в том числе разработка и внедрение правил, нормативных положений и процедур обеспечения безопасности воздушного движения, выдача свидетельств и сертификатов, правоприменительная деятельность и т.д.;
внедрение программ выявления опасных факторов, характеризующих безопасность воздушного движения;
обеспечение надзора за безопасностью воздушного движения, проведение анализа состояния безопасности воздушного движения и определение тенденций изменения уровня безопасности воздушного движения;
осуществление регулярных проверок состояния безопасности воздушного движения для обеспечения соблюдения нормативных положений всеми поставщиками и пользователями аэронавигационного обслуживания;
распределение ресурсов в зависимости от уровня безопасности воздушного движения;
создание структурного подразделения в Росаэронавигации и территориальных органах Росаэронавигации для координирования и интегрирования всех аспектов обеспечения безопасности воздушного движения в единое целое.
Мероприятия по внедрению новой техники и технологий, новых видов обслуживания и процедур использования воздушного пространства, без которых невозможно достижение приемлемого уровня безопасности воздушного движения, предусмотрены в Плане мероприятий по реализации Концепции.
Настоящая Программа включает в себя дополнительные мероприятия, непосредственно направленные на обеспечение приемлемых и заданных уровней безопасности воздушного движения.
Мероприятия и сроки их выполнения координируются Росаэронавигацией и выполняются совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2008-2015 годы)".
6.1 Научно-исследовательские мероприятия
Научно-исследовательские мероприятия направлены на разработку методических основ, связанных с внедрением Программы на всех этапах жизненного цикла АНС. В рамках данного направления предусмотрено выполнение следующих научно-исследовательских работ:
6.1.1 Создание автоматизированной системы сбора, учета, обобщения и анализа информации об авиационных событиях и нарушениях правил использования воздушного пространства.
6.1.2 Разработка структуры взаимосвязанных показателей безопасности воздушного движения для различных этапов полета ВС и организационных структур АНС и определение их целевых значений на период до 2015 года с учетом выполнения российских приемлемых и заданных уровней безопасности воздушного движения.