ПРИКАЗ
от 14 ноября 2007 года N 108
Об утверждении типовых Технологий работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного пространства Российской Федерации
____________________________________________________________________
Утратил силу с 13 апреля 2012 года на основании
приказа Минтранса России от 25 ноября 2011 года N 293
____________________________________________________________________
В целях обеспечения аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, упорядочения и единообразия выполнения технологических функциональных обязанностей диспетчерами органов обслуживания воздушного движения (управления полетами)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые типовые Технологии работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной аэронавигационной службы Д.В.Савицкого.
Руководитель
А.В.Нерадько
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
21 декабря 2007 года,
регистрационный N 10797
ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного пространства Российской Федерации
Типовые технологии составлены с учетом национальной практики, требований воздушного законодательства Российской Федерации, принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию воздушного движения, Стандартов и Рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО), содержащихся в Doc 4444 АТМ/501 "Правила аэронавигационного обслуживания "Организация воздушного движения" и приложении 11 "Обслуживание воздушного движения" к Конвенции о международной гражданской авиации.
1.1. Типовые технологии работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) (далее - типовые Технологии) составлены в целях оказания практической помощи руководящему составу органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при разработке ими технологий работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) (далее - диспетчеров) с учетом местных условий и особенностей обслуживания воздушного движения, упорядочения и единообразия выполнения функциональных обязанностей диспетчерами при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного пространства Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию.
1.2. Технологии работы диспетчеров должны содержать следующие разделы:
общие положения;
подготовка к дежурству и прием дежурства;
рубежи передачи обслуживания воздушного движения;
обслуживание воздушного движения (ОВД);
обслуживание воздушного движения при полетах в особых условиях и особых случаях в полете;
приложения.
Содержание разделов приведено в структурной схеме построения технологии работы диспетчера (см. схему 1.1).
_______________
Схемы 1.1-1.10 см. в конце гл.I.
1.3. В типовых Технологиях такие разделы, как: "Общие положения", "Рубежи передачи обслуживания воздушного движения" и "Обслуживание воздушного движения при полетах в особых условиях и особых случаях в полете", обобщены и приведены в виде схем или алгоритмов.
1.4. Руководящий состав органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) разрабатывает технологии работы диспетчеров на диспетчерских пунктах ОВД на основе типовых Технологий с учетом местных условий и особенностей ОВД.
В качестве примера полностью приведены типовые технологии работы диспетчера стартового диспетчерского пункта (СДП), СДП местных воздушных линий (СДП МВЛ) и диспетчера районного центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (РЦ ЕС ОрВД).
1.5. При объединении установленным порядком диспетчерских пунктов ОВД дополнительно разрабатывается технология работы диспетчера на период объединения.
1.6. При разработке раздела технологии работы диспетчера "Общие положения" указываются:
источники, на базе которых разрабатывается технология работы диспетчера;
перечень диспетчерских пунктов и служб, с которыми диспетчер взаимодействует в процессе ОВД (см. схему 1.2);
постоянно действующие предупреждения и указания.
1.6.1. Если экипаж воздушного судна (ВС) не повторил переданное диспетчером сообщение, то во избежание неправильного его понимания диспетчер обязан потребовать от экипажа ВС повторения следующих сообщений:
сообщений, отличающихся от типовых или требующих от командира ВС изменения ранее принятого решения или задания на полет;
разрешения или запрещения на пересечение взлетно-посадочной полосы (ВПП), рулежной дорожки (РД), взлета, захода на посадку, посадки, изменения эшелона (высоты) полета;
значения принятого и установленного на высотомере давления на аэродроме, а также значения контрольной высоты;
значения МПУ ВПП, номера ВПП;
значения принятого и выдерживаемого числа "М" (при применении "Метода числа "М") полета;
заданный курс полета;
значения заданной частоты канала радиосвязи.
Примечания:
1. ОВД на основе наблюдения - один из видов обслуживания, обеспечиваемого непосредственно с помощью системы наблюдения ОВД.
2. Система наблюдения ОВД - общий термин, под которым в отдельности понимаются системы первичного обзорного радиолокатора (ПОРЛ), вторичного обзорного радиолокатора (ВОРЛ), радиовещательного автоматического зависимого наблюдения (ADS-B) или любая другая сопоставимая наземная система, позволяющие опознать воздушное судно.
1.6.2. При обмене информацией между диспетчерами взаимодействующих диспетчерских пунктов диспетчер, передающий информацию, обязан получить подтверждение части переданной им информации:
тип и номер (позывной) ВС;
время вылета, пролета радионавигационной точки (РНТ), пункта обязательных донесений (ПОД) или рубежа передачи ОВД;
эшелон (высоту) полета.
1.6.3. При получении информации об изменении на аэродроме вылета (назначения, запасного или по маршруту полета) метеорологической обстановки, штормового предупреждения диспетчер обязан передать полученную информацию командиру ВС для учета при принятии решения на вылет, а также экипажам ВС, находящимся в полете на связи с диспетчером.
1.6.4. Диспетчер в случае ухудшения своего самочувствия должен доложить об этом руководителю полетов (старшему диспетчеру), который обязан обеспечить его подмену.
1.7. При разработке раздела технологии работы диспетчера "Подготовка к дежурству и прием дежурства" указываются перечень сведений, с которыми диспетчер обязан ознакомиться на инструктаже, на рабочем месте, содержание доклада при сдаче и приеме дежурства и условия, при которых руководитель полетов обязан задержать прием и сдачу дежурства до нормализации воздушной обстановки. Перечень таких сведений для всех диспетчерских пунктов приведен в подпунктах 1.7.1-1.7.4.
1.7.1. В процессе подготовки к дежурству на инструктаже диспетчер обязан ознакомиться:
с фактической и прогнозируемой погодой на своем аэродроме, на запасных аэродромах по маршрутам полетов и аэродромах назначения, а также в районах выполнения авиационных работ;
с имеющимися ограничениями и запретами на полеты, указаниями (распоряжениями) по ОВД, наличием литерных рейсов в суточном плане воздушного движения, готовностью средств по радиотехническому обеспечению полетов (РТОП) и авиационной электросвязи;
с состоянием аэродрома и проводимыми на нем работами (состояние летной полосы (ЛП), РД, маршрутов руления и их пригодности к эксплуатации);
с номером ВПП, магнитным путевым углом (МПУ) взлета и посадки;
с орнитологической обстановкой на своем аэродроме;
с наличием запасных аэродромов и их готовностью к приему ВС;
с суточным планом воздушного движения, ходом его выполнения и особенностями ОВД.
1.7.2. Принимая дежурство на рабочем месте, диспетчер обязан:
1.7.2.1. Уточнить (уяснить):
техническую готовность своего аэродрома, запасных и аэродромов первой посадки, а также фактическую и прогнозируемую погоду на них, по воздушным трассам и местным воздушным линиям (МВЛ) до первой посадки и в районах выполнения авиационных работ;
ограничения и запреты;
выполнение суточного плана воздушного движения, время вылетов, прилетов, задержек и их причины, принятые меры;
готовность к вылету очередных ВС по расписанию и вне расписания полетов;
изменения в суточном плане воздушного движения и оповещение об этом служб аэропорта;
наличие в суточном плане воздушного движения литерных рейсов;
местоположение ВС, находящихся на связи у диспетчера, и переданные диспетчерские указания их экипажам, которые еще не выполнены;
1.7.2.2. Проверить:
соответствие выложенных посадочных знаков (при их наличии) направлению ветра, схеме разбивки старта и состоянию летной полосы (для диспетчеров МВЛ);
МПУ ВПП, номер ВПП;
работу индикаторов (при наличии) сигнализации исправности средств РТОП и авиационной электросвязи;
работу автоматического радиопеленгатора (АРП), качество радиосвязи (за исключением аварийной частоты), средств громкоговорящей и телефонной связи путем прослушивания радиообмена (переговоров) или контрольных вызовов корреспондентов;
работу резервной радиостанции;
исправность аппаратуры измерения скорости и направления ветра (при наличии);
работу аппаратуры, обеспечивающей получение метеорологической информации;
1.7.2.3. Принять по описи оборудование и документы, расписаться в журнале (при наличии) или на графике движения ВС о приеме дежурства, указав время приема;
1.7.2.4. Доложить руководителю полетов (старшему диспетчеру) о приеме дежурства.
1.7.3. В период сдачи-приема дежурства радиосвязь с экипажами ВС осуществляет диспетчер, сдающий дежурство, до момента записи на магнитофон доклада заступающего диспетчера о приеме дежурства:
"Диспетчер дежурство принял".
Данное требование распространяется и при подмене диспетчера.
1.7.4. В особых случаях и условиях полета, при пересечении ВС занятого эшелона прием и сдача дежурства решением руководителя полетов (старшего диспетчера) могут быть перенесены до момента нормализации воздушной обстановки.
1.8. При разработке раздела технологии работы диспетчера "Рубежи передачи обслуживания воздушного движения" указываются рубежи, устанавливаемые с учетом требований нормативных актов, регламентирующих организацию воздушного движения, с учетом местных условий и особенностей ОВД.
Кроме этого, в данном разделе технологии работы диспетчера указывается:
1.8.1. Диспетчеру запрещается осуществлять ОВД за пределами границы зоны (района), установленной для диспетчерского пункта. В особых случаях при невозможности установления экипажем ВС двусторонней радиосвязи с диспетчером, в зоне (районе) диспетчерского пункта которого он находится, диспетчер смежного диспетчерского пункта при выходе этого экипажа ВС к нему на связь должен согласовать действия по ОВД данного ВС с диспетчером, в зоне (районе) диспетчерского пункта которого это ВС находится.