МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 10 октября 2007 года N 99


Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ
организаций коммунального комплекса


В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст.36; 26.12.2005, N 52 (1 ч.), ст.5597; 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст.21), в целях методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (далее - Методические рекомендации).

2. Установить, что разъяснения по применению Методических рекомендаций дает Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации.

Министр
Д.Н.Козак

     

     

Приложение
к приказу
Министерства регионального развития
Российской Федерации
от 10 октября 2007 года N 99

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке инвестиционных программ организаций
коммунального комплекса



1. Настоящие Методические рекомендации по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса подготовлены на основании Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст.36; 26.12.2005, N 52 (1 ч.), ст.5597; 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст.21), в целях методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления, а также оказания им практической помощи в части перехода к перспективному развитию систем коммунальной инфраструктуры на основе инвестиционных программ.

В настоящих Методических рекомендациях рассматриваются вопросы, касающиеся порядка и условий разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

2. Методические рекомендации предназначены для использования органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса, разрабатывающими инвестиционные программы организаций коммунального комплекса (далее - инвестиционная программа).

3. На основании настоящих Методических рекомендаций органы местного самоуправления могут определять порядок и условия разработки инвестиционных программ организаций коммунального комплекса с учетом местных особенностей и муниципальных правовых актов.

4. Инвестиционная программа в соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ разрабатывается в целях реализации программы комплексного развития как программа финансирования развития систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышения качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшения экологической ситуации на территории муниципального образования. Задачи инвестиционной программы рекомендуется формулировать на основании условий, определенных техническим заданием на разработку инвестиционной программы.

5. Инвестиционные программы разрабатываются организациями коммунального комплекса, осуществляющими эксплуатацию систем (системы) коммунальной инфраструктуры муниципального образования, используемых (используемой) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Инвестиционная программа разрабатывается на основании Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ, условий технического задания на разработку инвестиционной программы (далее - техническое задание), утверждаемого главой муниципального образования в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования (далее - программа комплексного развития). В случае отсутствия программы комплексного развития инвестиционная программа разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого представительным органом муниципального образования.

6. Инвестиционную программу рекомендуется разрабатывать отдельно для каждой системы коммунальной инфраструктуры: водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод, теплоснабжение, электроснабжение, а также для объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

7. В случае если эксплуатация системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, осуществляется несколькими организациями коммунального комплекса, инвестиционную программу рекомендуется разрабатывать индивидуально каждой организации коммунального комплекса, осуществляющей эксплуатацию указанных систем и объектов.

8. Содержание и структура инвестиционной программы определяется техническим заданием на ее разработку. Инвестиционная программа может состоять из описательной, табличной и графической частей.

9. В инвестиционную программу рекомендуется включать:

- цели и задачи инвестиционной программы;

- анализ существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (в случае отсутствия программы комплексного развития);

- план технических мероприятий, направленных на возведение производственных или имущественных элементов систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (далее - мероприятия по строительству систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов) и (или) мероприятий, направленных на улучшение технических и экономических характеристик (мощность, производительность, надежность, долговечность, экономичность, ремонтопригодность, условия обслуживания и безопасности и иные характеристики) систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, путем внесения частичных изменений и усовершенствований в их схемы и конструкции, а для сетей - изменение способа прокладки (далее - мероприятия по модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов);

- объем финансовых потребностей по реализации инвестиционной программы;

- план финансирования инвестиционной программы с указанием источников ее финансирования;

- иные сведения.

10. Цели и задачи рекомендуется представлять в виде целевых индикаторов, характеризующих состояние систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которое необходимо обеспечить за счет реализации инвестиционной программы.

11. Проведение анализа состояния систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, рекомендуется осуществлять в случае отсутствия программы комплексного развития. Анализ рекомендуется проводить с целью выявления основных проблем в функционировании указанных систем и объектов.

Анализ рекомендуется проводить по индикаторам, которые определены органом местного самоуправления в качестве целевых при подготовке технического задания. Значения индикаторов рекомендуется определять на момент проведения анализа, а также за предыдущие три года.

Индикаторы рекомендуется формировать таким образом, чтобы они отражали потребности муниципального образования в товарах и услугах организации коммунального комплекса, требуемый уровень качества и надежности работы систем коммунальной инфраструктуры при соразмерных затратах и экологических последствиях; соответствующие аспекты эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а именно:

- надежность (бесперебойность) снабжения потребителей товарами (услугами) организации коммунального комплекса;

- сбалансированность систем коммунальной инфраструктуры;

- доступность товаров и услуг для потребителей (в том числе обеспечение новых потребителей товарами и услугами организации коммунального комплекса);

- эффективность деятельности организации коммунального комплекса;

- обеспечение инженерно-экологических требований.

Анализ состояния систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, рекомендуется проводить в динамике за последние три года. Также анализ может проводиться в сравнении с аналогичными муниципальными образованиями. Критерии выбора аналогичных муниципальных образований рекомендуется определять органом местного самоуправления.

В целях определения обеспеченности потребителей товарами и услугами организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, а также соответствия производственных мощностей организации потребляемым объемам, в состав анализа рекомендуется включать определение уровня потребления товаров и услуг организаций коммунального комплекса. Уровень потребления рекомендуется определять таким образом, чтобы он отражал среднее фактическое удельное потребление отдельными потребителями (или группами потребителей), сложившееся за последние три года. Также уровень потребления товаров и услуг организаций коммунального комплекса может использоваться при расчете надбавок к тарифам и тарифов на подключение.

Исходной информацией для проведения анализа могут быть формы федерального государственного статистического наблюдения, а также иная информация, используемая организацией коммунального комплекса.

12. Мероприятия по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов рекомендуется формировать таким образом, чтобы они обеспечивали достижение целевых индикаторов, определенных в техническом задании на разработку инвестиционной программы, исходя из существующих проблем и особенностей эксплуатации систем и объектов, определенных в программе комплексного развития или на этапе проведения анализа в рамках разработки инвестиционной программы.

13. К мероприятиям по модернизации могут относиться:

- увеличение производительности оборудования на сохраняемых производственных площадях;

- сокращение удельных расходов энергетических ресурсов на производство единицы товаров (оказание услуг);

- снижение непроизводительных потерь ресурсов;

- повышение долговечности работы основного оборудования;

- улучшение условий труда производственного персонала и повышение безопасности работы;

- автоматизация и переход на дистанционное управление производственных процессов.

14. Разработку мероприятий рекомендуется осуществлять с использованием показателей, являющихся характеристиками систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, изменение которых влияет на изменение конечного значения индикатора. Для каждого целевого индикатора определяются показатели, изменение которых в наибольшей степени оказывает влияние на данный индикатор.

По каждому целевому индикатору, определенному в техническом задании на разработку инвестиционной программы, рекомендуется определять отклонение целевого значения от текущего значения. Исходя из полученного отклонения рекомендуется определять изменение значения показателя, которое необходимо реализовать для изменения индикатора. На основании определенного изменения значения показателя рекомендуется формулировать наименование, характеристику, объем и срок технического мероприятия по строительству и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В случае если достижение установленных целевых индикаторов возможно посредством нескольких взаимоисключающих мероприятий, в программу рекомендуется включать наиболее эффективные мероприятия. Эффективность мероприятия рекомендуется определять отношением изменения индикатора, определяемого разностью текущего и целевого значений индикатора (при необходимости минимизации индикатора) или целевого и текущего значений индикатора (при необходимости максимизации индикатора), к стоимости его реализации.

Мероприятия по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, необходимые для подключения строящихся (реконструируемых) объектов, рекомендуется определять исходя из (увеличиваемых) нагрузок подключаемого объекта.

Из совокупности разработанных мероприятий рекомендуется формировать инвестиционную программу.

15. Не рекомендуется включать в инвестиционную программу мероприятия, предусмотренные иными инвестиционными или производственными программами организаций коммунального комплекса, без соответствующего внесения изменений в утвержденные программы.

16. Мероприятия в инвестиционной программе рекомендуется формировать таким образом, чтобы они имели адресную и временную характеристику. По каждому мероприятию рекомендуется указывать адрес объекта, на котором оно будет реализовываться, и год, в котором планируется его реализация.

17. Мероприятия в инвестиционной программе рекомендуется располагать последовательно по годам реализации программы.

18. Сроки реализации мероприятий, направленных на повышение качества производимых товаров (оказываемых услуг) и улучшение экологической ситуации, рекомендуется определять степенью их соответствия приоритетам, определенным в техническом задании. В рамках одного календарного года указанные мероприятия рекомендуется располагать в порядке убывания их приоритета (значимости) для достижения установленных целевых индикаторов.

19. Сроки реализации мероприятий по строительству систем коммунальной инфраструктуры, направленных на подключение строящихся (реконструируемых) объектов, рекомендуется определять соответственно со сроками застройки соответствующих участков.

20. Объем финансовых потребностей на реализацию инвестиционной программы рекомендуется определять посредством суммирования финансовых потребностей на реализацию каждого мероприятия программы.

21. Финансовые потребности на реализацию мероприятий инвестиционной программы могут определяться на основе:

- укрупненных показателей стоимости строительства и модернизации;

- действующей сметной нормативной базы (государственные элементные нормы, федеральные и территориальные единичные расценки и другие).

22. В финансовые потребности организации коммунального комплекса рекомендуется включать весь комплекс расходов, связанных с проведением мероприятий инвестиционной программы. К таким расходам относятся следующие:

- проектно-изыскательские работы;

- приобретение материалов и оборудования;

- строительно-монтажные работы;

- работы по замене оборудования с улучшением технико-экономических характеристик;

- пусконаладочные работы;

- проведение регистрации объектов;

- расходы, не относимые на стоимость основных средств (аренда земли на срок строительства и т.п.).

23. Расходы организации коммунального комплекса, связанные с эксплуатацией построенных (модернизированных) систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, рекомендуется учитывать при установлении тарифов на товары и услуги данной организации.

24. Размер средств, необходимых для выплаты организацией коммунального комплекса дополнительных налоговых платежей, возникающих от увеличения выручки в связи с реализацией инвестиционной программы, рекомендуется включать в финансовые потребности.

25. При определении финансовых потребностей рекомендуется учитывать прогнозное изменение стоимости ресурсов в соответствующих периодах реализации мероприятия.

26. Мероприятия инвестиционной программы рекомендуется группировать в два инвестиционных проекта. В первый инвестиционный проект рекомендуется включать мероприятия по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, направленные на повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования. Во второй инвестиционный проект рекомендуется включать мероприятия по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, направленные на подключение строящихся (реконструируемых) объектов.

Финансовые потребности на реализацию мероприятий первого инвестиционного проекта рекомендуется учитывать при определении надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Финансовые потребности на реализацию второго инвестиционного проекта рекомендуется учитывать при определении тарифов организации коммунального комплекса на подключение.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»