Действующий

Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу

Основные принципы структурного реформирования госсектора
судостроительной промышленности

          

- Приоритетность развития ряда предприятий в интересах выполнения государственных программ обеспечения обороны

Данный принцип подразумевает приоритетное развитие при соответствующей государственной поддержке ключевых предприятий, осуществляющих свою деятельность преимущественно в интересах выполнения государственных программ, направленных на обеспечение обороноспособности страны.

В первую очередь здесь необходимо сохранить государственный контроль за состоянием и кооперацией предприятий, обеспечивающих поддержание и развитие морских стратегических ядерных сил. Объединение или вхождение в холдинги предприятий должно получать соответствующую государственную поддержку и прежде всего отвечать интересам управляемости и безусловного выполнения заданий ГПВ и ГОЗ.

Такие предприятия и интегрированные структуры должны быть полностью подконтрольны государству (ФГУП или ОАО с контрольным пакетом акций в федеральной собственности).


- Равнодоступность интеллектуального потенциала конструкторских бюро для всех предприятий отрасли

В ходе приватизации большинство судостроительных заводов оказались у частных владельцев, а конструкторские бюро - в государственной собственности. Загрузка большинства судостроительных заводов государственным заказом не превышает 50%, а конструкторских бюро в настоящее время составляет более 90%. Передача КБ в тот или иной холдинг ставила бы предприятия, не вошедшие в данное объединение, в неравное положение и ограничивала бы конкуренцию в отрасли. Поэтому, например, включение проектных бюро в Объединенную судостроительную корпорацию в виде самостоятельных участников обеспечит необходимую равнодоступность их интеллектуального потенциала.


- Создание оптимальной организационной структуры управления объединения предприятий, обеспечивающей равноправие и заинтересованность в совместной деятельности

В системах управления интегрированными структурами используются два основных принципа:

- возложение функций управляющей компании на головное предприятие создаваемой интегрированной структуры;

- создание самостоятельной управляющей компании.

Форма управляющей компании зависит от типа проводимой интеграции:

- вертикальная интеграция, когда интегрированная структура представляет собой головную компанию, выпускающую конечное изделие, и цепь дочерних предприятий, выстроенных по принципу полного цикла создания этого изделия;

- горизонтальная интеграция, когда интегрированная структура не имеет единой головной компании - разработчика или изготовителя продукции и включает в себя ряд компаний, выпускающих однотипную, зачастую конкурирующую продукцию.

В случае вертикальной интеграции, как правило, функции управляющей компании целесообразно возлагать на головное предприятие в технологической цепочке, заинтересованное в ритмичной и согласованной работе всех участников процесса создания техники.

При возложении функций управляющей компании на одно из предприятий создаваемой интегрированной структуры горизонтального типа ему объективно будет трудно представлять корпоративные интересы входящих в интегрированную структуру предприятий: как правило, принимаемые решения преимущественно реализуются в его интересах, в ущерб интересам дочерних компаний. В этом случае предпочтительнее создавать специальную управляющую компанию.

На практике чаще всего встречаются смешанные принципы интеграции, но в этих случаях также предпочтительнее создавать управляющую компанию.

Однако в каждом конкретном случае создания интегрированной структуры вопрос об оптимальной форме управления требует отдельного обоснования в рамках разработки соответствующего системного проекта.


- Преимущественное объединение технологически однотипных предприятий

Отсутствие эффективных экономических рычагов управления государственными заказами привело к усилению административных методов управления предприятиями и останавливает приватизацию предприятий, не имеющих для государства принципиального значения.

В настоящее время предприятия фактически работают по принципу максимального изготовления комплектующих. Что, в свою очередь, приводит к монополизации того или иного направления и к незаинтересованности в оптимизации процесса производства. Объединение технологически однотипных предприятий позволит решить эту проблему и будет способствовать развитию и расширению кооперации.


- Выравнивание финансово-экономических условий функционирования при выполнении государственного и частного заказов

В настоящее время сложилась ситуация, когда любой судостроительный завод живет по разным законам, выполняя соответственно частные и государственные заказы. Это приводит к дотированию убыточных заказов, невозможности разработки современной технологической и экономической политики предприятия.

С другой стороны, послабление закона о банкротстве в отношении стратегических предприятий, выполняющих ГОЗ, имеет и другую сторону медали. А именно, в случае выполнения таким предприятием частного заказа уровень ответственности за его выполнение у предприятия падает, что, в свою очередь, ведет к незаинтересованности размещать частные заказы на стратегических предприятиях.

Таким образом, для всех предприятий отрасли должны быть созданы идентичные условия выполнения государственных и частных контрактов в области экономической ответственности за своевременное и качественное их выполнение и в области ценообразования.

В 2007-2009 годах должны быть осуществлены - в первую очередь в соответствии с указом президента Российской Федерации от 21 марта 2007 года - мероприятия по трансформации структуры отрасли.

Учреждается ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", 100% акций которого находится в федеральной собственности.

На правах дочерних акционерных обществ ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" учреждаются ОАО "Западный центр судостроения", ОАО "Северный центр судостроения и судоремонта" и ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта", 100% акций которых находятся в федеральной собственности.

В качестве приоритетных направлений деятельности ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" и его дочерних акционерных обществ определяются разработка, проектирование, производство, поставка, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт, утилизация судостроительной техники военного и гражданского назначения и сооружений для освоения континентального шельфа в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в области судостроения.