Неактуальный

Покупка автотранспортного средства: бухгалтерский и налоговый учет

Экономико-правовой бюллетень, N 8, 2007 год                                                       
О.А.Антошина

Покупка автотранспортного средства: бухгалтерский
и налоговый учет


   Приобретенное транспортное средство (ТС) отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением транспортного средства (п.8 ПБУ 6/01).

Обратите внимание! Транспортное средство подлежит регистрации в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов (п.3 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"). Во исполнение Постановления Правительства РФ N 938 принят Приказ МВД России от 27.01.2003 N 59, которым утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Однако данная регистрация транспортных средств носит не правовой, а технический характер и не является государственной регистрацией имущества в смысле ст.164 ГК РФ. То есть право собственности на автомобиль по умолчанию возникает при его передаче (ст.223 ГК РФ), а не регистрации (см. Решение ВС РФ от 29.07.1999 N ГКПИ-99-547, п.4 Обзора судебной практики ВС РФ от 10.07.2002).

В налоговом учете согласно п.1 ст.257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства (ОС) определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом).

В большинстве случаев первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете совпадает. Исключение составляют проценты по заемным средствам (подп.2 п.1 ст.265 НК РФ) и плата за регистрацию в ГИБДД транспортного средства, не включаемые в первоначальную налоговую стоимость и признаваемые внереализационными расходами.

В первоначальную стоимость основного средства включаются все затраты, связанные с его приобретением (ст.257 НК РФ). В то же время в НК РФ есть отдельная норма, по которой учитываются проценты по займам и кредитам (подп.2 п.1 ст.265 НК РФ).

По данному вопросу существуют две точки зрения.

Официальная позиция Минфина России заключается в том, что проценты по кредитам и займам, уплаченные в период создания основного средства, включаются в первоначальную стоимость ОС.

Ранее финансовое ведомство высказывало противоположную точку зрения. Связано это с тем, что для учета таких процентов в НК РФ установлен особый порядок. Есть примеры судебных решений, подтверждающих такой подход. Такого же мнения придерживаются и некоторые авторы.

Финансовое ведомство в письме от 02.04.2007 N 03-03-06/1/204 отмечает, что проценты за кредит, уплачиваемые налогоплательщиком в период создания производственной линии, должны учитываться в составе первоначальной стоимости объекта строительства. В письме от 01.08.2005 N 03-03-04/1/111 Минфин отмечает, что те расходы, для учета которых в целях исчисления прибыли установлен особый порядок, в первоначальную стоимость объекта основных средств не включаются. Это касается в том числе расходов по уплате процентов по займу, которые должны быть отнесены к внереализационным расходам. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2005 N А42-8523/04-28 суд указал, что налогоплательщик правомерно включил в состав внереализационных расходов проценты, уплаченные по займам, использованным на приобретение основного средства.

Без регистрации автомобиля в установленном порядке в ГИБДД эксплуатация ТС на дорогах запрещена.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ N 938 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в ГИБДД. Сделать это нужно в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов либо возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Следовательно, если автомобиль приобретается не для перепродажи и предполагается его участие в дорожном движении, то организация обязана поставить автотранспортное средство на учет в ГИБДД.

Однако регистрация автомобиля не является обязательным условием для принятия актива к учету в качестве объекта основных средств (п.4 ПБУ 6/01). Тем более, что автомобиль фактически может эксплуатироваться определенный промежуток времени (в течение срока действия регистрационного знака "Транзит") и без регистрации. Следовательно, по мнению автора, для того чтобы принять к учету автомобиль на счете 01, не нужно дожидаться момента регистрации в ГИБДД. Этот факт имеет значение для исчисления налога на имущество, если покупка автомобиля и ее регистрация осуществлялись в разные отчетные (налоговые) периоды (например, приобрели автомобиль в декабре, а зарегистрировали только в январе).

С другой стороны, нельзя не учитывать и иную точку зрения, согласно которой до регистрации транспортного средства в ГИБДД автомобиль не отвечает всем условиям для признания его основным средством, поскольку он не готов к эксплуатации и не может приносить экономическую выгоду.

Вопрос о дате принятия автомобиля к учету важен для получения права на налоговый вычет по НДС. "Входной" НДС по приобретенному автомобилю принимается к вычету только после отражения основного средства на счете 01 при соблюдении условий, установленных статьями 171, 172 НК РФ, а именно:

1. НДС предъявлен к вычету на территории РФ или уплачен при ввозе товаров на территорию РФ.

2. Автомобиль приобретен для осуществления операций, облагаемых НДС.

3. Сумма НДС предъявлена на основании счета-фактуры.

Если организация примет к вычету НДС до регистрации транспортного средства в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами лучше все же принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.

Кроме того, без споров с налоговыми органами в налоговом учете автомобиль включается в состав амортизируемого имущества лишь после ввода в эксплуатацию, которая возможна только по завершении регистрации транспортного средства в ГИБДД. Поэтому и в бухгалтерском учете будет целесообразно принимать автомобиль к учету после его своевременной регистрации (письмо Управления МНС России по г.Москве от 12.05.2004 N 26-12/32341).

Поскольку ситуация, касающаяся момента принятия к учету автомобиля в качестве объекта основных средств, законодательно не урегулирована, организации следует определить данный вопрос в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета.

При принятии автомобиля к учету нужно составить акт по форме N ОС-1 и открыть инвентарную карточку по форме N ОС-6, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

За государственную регистрацию транспортных средств и иные регистрационные действия с автотранспортом предусмотрена уплата государственной пошлины в следующем размере (п.29 ст.333.33 НК РФ):

- за выдачу государственных регистрационных знаков на ТС - 400 руб.;

- за выдачу государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства и прицепы - 200 руб.;

- за выдачу паспорта ТС - 100 руб.;

- за выдачу свидетельства о регистрации ТС - 100 руб.

После регистрации организация получает свидетельство о регистрации автомобиля, государственные номерные знаки, технический паспорт автотранспортного средства с отметкой о государственной регистрации.