Бухгалтерский учет затрат на ремонт зависит:
- от метода отражения затрат на проведение ремонтов в бухгалтерском учете (создание резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств или включение расходов на ремонт непосредственно в себестоимость по мере их возникновения);
- от способа осуществления ремонта (подрядный или хозяйственный).
При создании резерва на ремонт основных средств в бухгалтерском учете ежемесячно производится запись по дебету счетов учета затрат и кредиту счета 96 "Резервы предстоящих расходов" на сумму ежемесячных отчислений в резерв. Сумма этих отчислений определяется исходя из нормативов, утвержденных организацией, которые исчисляются на основании сметных расчетов на проведение ремонтов. Сумма превышения зарезервированных отчислений над фактическими затратами на ремонт в конце года сторнируется. Остаток резерва на конец года не сторнируется только в случаях длительного срока производства ремонтных работ в соответствии с п.69 Методических указаний по учету ОС. В случае проведения ремонта подрядным способом фактические затраты на ремонт списываются с кредита счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в дебет счета 96.
Пример. По договору, заключенному с ремонтной мастерской, в организации произведен ремонт автомобиля (покраска бампера). Стоимость ремонта согласно акту выполненных работ составила 5000 руб., в том числе НДС - 763 руб.
В бухгалтерском учете при методе включения расходов на ремонт непосредственно в себестоимость по мере их возникновения производятся следующие записи:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) - Кредит 60 - 4237 руб. - отнесена на себестоимость стоимость выполненных работ по ремонту согласно акту выполненных работ;
Дебет 19 - Кредит 60 - 763 руб. - отражен НДС со стоимости выполненных работ;
Дебет 60 - Кредит 51 - 5000 руб. - погашена задолженность перед подрядчиком за выполненные работы по ремонту;
Дебет 68 - Кредит 19 - 763 руб. - предъявлен к вычету НДС по выполненным и оплаченным работам.
При ремонте основных средств хозяйственным способом все затраты по каждому объекту, подлежащему ремонту, предварительно учитываются на счете 23 "Вспомогательные производства", а по окончании ремонтных работ списываются либо в дебет счета 96, либо в дебет счетов учета затрат с учетом места эксплуатации объекта.
Пример. В организации произведен ремонт автомобиля (покраска бампера). Работы по ремонту выполнены собственными силами. На ремонт использованы материалы (шпатлевка, краска и пр.) стоимостью 1200 руб., начислена заработная плата работникам, производящим ремонт, в сумме 500 руб., произведены начисления на заработную плату во внебюджетные фонды - 130 руб.
В бухгалтерском учете при методе включения расходов на ремонт непосредственно в себестоимость по мере их возникновения производятся следующие записи:
Дебет 23 - Кредит 10 - 1200 руб. - списаны материалы, использованные для ремонта;
Дебет 23 - Кредит 70 - 500 руб. - начислена заработная плата работникам, производящим ремонт;
Дебет 23 - Кредит 69 - 130 руб. - начислены взносы во внебюджетные фонды от суммы заработной платы работника, производящего ремонт;
Дебет 20 (25, 26, 44) - Кредит 23 - 1830 руб. - затраты по законченному ремонту отнесены на издержки производства (обращения) по месту эксплуатации объекта.
В Постановлении Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 закреплено, что после поступления автомашины из ремонта в инвентарной карточке основного средства по форме N ОС-6 обязательно должны отражаться данные о проведенном ремонте автомобиля.
Однако на практике данные о проведенных ремонтах часто нигде не систематизируются. Соответственно отсутствует любая аналитическая информация о проводимых ремонтах - как обобщенная, так и по отдельным автомобилям. А именно эта информация и является основной составляющей контроля над затратами на техобслуживание и ремонт автомобилей.
В названном Постановлении N 7 не уточнено, какие виды ремонтов подлежат отражению в инвентарной карточке, это организация должна определить самостоятельно и оформить документально, предварительно классифицировав виды ремонтов.
Описанный подход к документальному оформлению и учету затрат на ремонты автотранспортных средств позволит контролировать все производимые организацией по данной статье расходы, а также быть уверенным в том, что произведенные затраты по ремонту автотранспорта подтверждены и оправданны.