Экономико-правовой бюллетень, N 8, 2007 год                                                  

О.А.Антошина

Эксплуатация автотранспортных средств


Расходы, связанные с эксплуатацией автомобилей, возникают у любой организации. Перечень этих расходов достаточно широк: это и неденежные расходы - амортизация (в случае аренды или лизинга амортизация может и не возникать), и расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ), на ремонт, на хранение (гараж, стоянка), санитарную обработку, мойку и другие не менее важные расходы.

Рассмотрим, как правильно отражать такие расходы в бухгалтерском учете организации, с изложением позиции Минфина России.

Амортизация автотранспортных средств


В бухгалтерском учете амортизация автотранспортных средств начисляется в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями ПБУ 6/01. При принятии автотранспортного средства к бухгалтерскому учету определяются срок его полезного использования и способ начисления амортизации.

Начисление суммы амортизации объекта начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его списания (п.21 ПБУ 6/01).

Амортизация начисляется: линейным способом; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования основных средств (ОС); способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

Правила амортизации в бухгалтерском учете и налогообложении различаются.

Согласно ПБУ 6/01 организация самостоятельно определяет, как учитывать автотранспортные средства: в составе ОС на счетах 01 и 03 (в зависимости от источника приобретения или целей использования) или в составе материально-производственных запасов (МПЗ) на счете 10 "Материалы".

Если организация решает учитывать активы стоимостью в пределах лимита в составе МПЗ, то в ее учетной политике должен быть отражен и факт этого выбора, и размер данного лимита. Лимит стоимости объекта ОС, который определяется организацией также самостоятельно, не может превышать 20 000 руб. за единицу. Следовательно, можно избежать несогласования в учете амортизации, выбрав в качестве лимита стоимость объекта ОС, равную 10 000 руб.

Изменился и порядок определения инвентарного объекта ОС. Прежде в случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывалась как самостоятельный инвентарный объект. Согласно новой редакции п.6 ПБУ 6/01 в качестве самостоятельного инвентарного объекта учитываются те его части, сроки полезного использования которых существенно отличаются. При этом решение организацией вопроса, является ли показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Иными словами, существенность определяется совокупностью качественных и количественных факторов.

Изменения, внесенные в абзацы п.15 ПБУ 6/01, описывающие отражение в бухгалтерском учете результатов проведенной переоценки, обеспечили полное соответствие данного раздела ПБУ 6/01 и Методических указаний по учету ОС.

В соответствии с Методическими указаниями по учету ОС и ПБУ 6/01 амортизационные отчисления включаются в себестоимость и соответственно влияют на ее величину. С их учетом рассчитывается также остаточная стоимость объекта, отражаемая в балансе.

Величина амортизации определяется в целях:

- постепенного накопления средств на полное восстановление (приобретение нового имущества);

- расчета остаточной стоимости для отражения в балансе - определения среднегодовой остаточной стоимости основных фондов при расчете налогооблагаемой базы налога на имущество;

- оценки остаточной стоимости, проводимой экспертами.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта ОС приносит доход организации. Срок полезного использования отдельных групп ОС определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Срок полезного использования объекта ОС согласно п.20 ПБУ 6/01 определяется организацией при принятии этого объекта к бухгалтерскому учету исходя из следующего:

- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

- нормативно-правовых и других ограничений (например, срока аренды).

Согласно Налоговому кодексу РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам исходя из сроков его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект ОС и (или) объект нематериальных активов служат для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Срок полезного использования для начисления амортизации в бухгалтерском учете по ОС, приобретенным до 1 января 1998 года, устанавливается в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 (далее - Единые нормы), а по ОС, приобретенным после 1 января 1998 года, - в соответствии с ПБУ 6/01.

Сроки службы объектов ОС при начислении амортизации для бухгалтерского учета по ОС, приобретенным после 1 января 2002 года, могут устанавливаться исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация ОС). На основании Классификации ОС организации на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества самостоятельно определяют срок его полезного использования.

Таким образом, сроки службы по амортизируемым ОС в бухгалтерском и налоговом учете могут совпадать только по ОС, приобретенным после 1 января 2002 года. Для налогового учета необходимо перегруппировать все основные средства и установить им сроки службы в соответствии с Классификацией ОС. На основе Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, был составлен перечень транспортных средств.

С 1 января 2006 года изменен порядок определения амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка. До утверждения изменений в ПБУ 6/01 годовая сумма амортизации данным способом исчислялась исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта, и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Методическими указаниями по учету ОС, развивающими правила, зафиксированные в ПБУ 6/01, установлено, что при определении годовой суммы амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка по движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части ОС, может применяться коэффициент ускорения согласно условиям договора финансовой аренды не выше 3. Субъекты малого предпринимательства могут применять коэффициент ускорения, равный 2.

Однако в Федеральном законе от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге) " конкретный коэффициент ускорения не определен. С 1 января 2005 года утратила силу и ст.10 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", которая предусматривала возможность применения коэффициента ускорения малыми предприятиями.

ПБУ 6/01 предусмотрено использование повышающего коэффициента, устанавливаемого организацией самостоятельно. Годовая сумма амортизационных отчислений при способе уменьшаемого остатка определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта, и коэффициента не выше 3, установленного организацией.

Однако способ уменьшаемого остатка не обеспечивает начисление суммы амортизации, равной первоначальной балансовой стоимости за нормативный срок эксплуатации автомобиля, и, следовательно, является замедленным. Очевидно, что при списании по окончании нормативного срока службы автомобиля амортизация на который начислялась этим способом, произойдет уменьшение прибыли на сумму недоначисленной амортизации.

Возможность использования при расчете нормы амортизации коэффициента ускорения, введенного с 1 января 2006 года, не устраняет основной недостаток способа уменьшаемого остатка. Анализ показал, что коэффициент ускорения в формуле нормы амортизации не позволяет списать полностью первоначальную балансовую стоимость в амортизационные отчисления даже за удвоенный срок службы.

Исходя из изложенного, по нашему мнению, могут быть признаны два варианта использования способа уменьшаемого остатка для начисления амортизации.

1. Недоамортизированная сумма одномоментно включается в состав расходов на дату выбытия транспортного средства.

2. Недоамортизированная сумма одномоментно включается в состав расходов на дату окончания начисления амортизации.

На выбор способа начисления амортизации ТС в бухгалтерском учете влияет ряд факторов, которые определяются существенными особенностями ТС. Эти особенности проявляются при эксплуатации ТС и заключаются в том, что с увеличением срока службы и, следовательно, общего пробега:

- уменьшается среднегодовой пробег;

- падает годовая выработка в натуральном выражении;

- увеличивается продолжительность технического обслуживания и ремонта;

- падает удельный годовой доход от одного ТС.

Величина начисленной годовой амортизации, включаемая в себестоимость, должна соответствовать годовым доходам и учитывать перечисленные особенности.

Пример. Первоначальная стоимость приобретенного автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете составляет 200 800 руб. Согласно Классификации ОС автомобиль относится к 3-й амортизационной группе (свыше трех до пяти лет).

Организация определила, что для целей бухгалтерского и налогового учета срок службы автомобиля составляет 5 лет (60 мес.). Амортизацию по автомобилю в бухгалтерском и налоговом учете организация начисляет линейным способом.

Определяем норму амортизации в месяц, применяя формулу расчета: (1 мес.: 60 мес.) х 100 = 1, 667%. Сумма ежемесячной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете будет одинаковой 3347 руб. (200 800 руб. х 1, 667%).

Начиная с месяца, следующего за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию, и до полного погашения его стоимости или выбытия бухгалтер ежемесячно делает проводки:

Дебет 20 (26, 44) - Кредит 02 - 3347 руб. - начислена амортизация по автомобилю за текущий месяц.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натуральных показателей (объемов перевезенных грузов, пробега) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта ОС и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта. Данный способ начисления амортизации применим к ТС, для которых норма амортизационных отчислений исчисляется в процентах от стоимости автомобиля на 1000 км пробега, что позволяет приблизить начисляемый износ к реальному износу ТС, определяемому фактическим пробегом, и быстрее начислять сумму, необходимую для приобретения нового автомобиля.

Норма амортизации (На) вычисляется по формуле:

На = Спб: Lн,

где Спб - первоначальная балансовая стоимость; Lн - нормативный пробег до списания.

Сумма амортизации (А) определяется по формуле:

А = Lр х На,

где Lр - пробег за расчетный период (годовой, месячный, квартальный).

Отметим, что при расчете норм амортизации в соответствии с Едиными нормами используется сумма пробега ТС до и после капитального ремонта. В соответствии с ПБУ 6/01 в качестве нормативного пробега (Lн) принимается пробег до капитального ремонта, на котором основывается предполагаемый объем работ, выполняемый за весь срок полезного использования ТС.

Приведенный способ целесообразно использовать также и для остальных типов подвижного состава автомобильного транспорта, по которым амортизация начисляется по нормам в процентах от стоимости, если они используются в почасовом режиме работы.

Целесообразность использования того или иного способа начисления амортизации определяется исходя из поставленных перед организацией целей и ее финансового состояния.

В налоговом учете амортизация по дорогостоящим автомобилям начисляется с применением понижающего коэффициента.

По легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 000 руб. и 400 000 руб., к основной норме амортизации организация должна применять специальный понижающий коэффициент 0, 5 (п.9 ст.259 НК РФ).

Пример. Первоначальная стоимость приобретенного автомобиля составляет 300 600 руб.

Организация определила, что для целей бухгалтерского и налогового учета срок службы автомобиля составляет пять лет (60 мес.). Амортизацию по автомобилю в бухгалтерском и налоговом учете организация начисляет линейным способом.

Определяем норму амортизации, применяя формулу расчета: (1/ 60) х  100 = 1, 667%.

Для целей бухгалтерского учета сумма ежемесячной амортизации будет равна 5010 руб. (300 600 руб. х 1, 667%).

Так как первоначальная стоимость легкового автомобиля превышает 300 000 руб., то по правилам налогового учета к основной норме амортизации применяется коэффициент 0, 5.
     
    
 Таким образом, в налоговом учете сумма ежемесячной амортизации составит 2505 руб. (5010 руб. х 0, 5)

Для организаций, применяющих ПБУ 18/02, это приводит к возникновению временных разниц, которые будут образовываться до тех пор, пока в бухгалтерском учете остаточная стоимость автомобиля не станет равна нулю (либо пока автомобиль не будет списан с баланса).

Помимо этого обратим внимание на следующий момент.

Понижающий коэффициент 0, 5 применяется в том случае, если сформированная в момент приобретения стоимость автомобиля (микроавтобуса) превышает 300 000 руб. (400 000 руб.).
     
     
Но возможна такая ситуация. Первоначальная стоимость приобретенного автомобиля не превышает 300 000 руб. Затем организация производит, например, дооборудование автомобиля с отнесением затрат на увеличение первоначальной стоимости автомобиля. После этого стоимость автомобиля становится более 300 000 руб. Нужно ли в этом случае применять понижающий коэффициент 0, 5?

Считаем, что не нужно.

Первоначальная стоимость основных средств в целях налогообложения определяется согласно п.1 ст.257 НК РФ в момент приобретения автомобиля как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, пригодного для использования (регистрационные сборы, уплата госпошлины и т. п.).

Изменяется первоначальная стоимость основных средств в случаях дооборудования, модернизации и по иным аналогичным основаниям (п.2 ст.257 НК РФ). Но можно ли назвать измененную стоимость первоначальной?

По нашему мнению, нельзя.

В подтверждение этой позиции сошлемся на письмо УМНС России по г. Москве от 18.02.2004 N 26-08/10738 "О налоге на прибыль организаций". В нем говорится, что специальный коэффициент 0, 5 применяется в том случае, если первоначальная стоимость автомобиля в момент его приобретения была выше пределов, установленных в п.9 ст.259 НК РФ, независимо от того, как будет изменяться в дальнейшем его восстановительная стоимость.

Порядок применения понижающего коэффициента 0, 5 для таких случаев в Налоговом кодексе РФ четко не урегулирован. Это дает возможность представителям налоговых органов настаивать на том, что понижающий коэффициент 0, 5 нужно применять и в случаях дооборудования автомобиля.

Пример. Организация в январе 2007 года приобрела автомобиль, первоначальная стоимость которого 280 000 руб. Срок полезного использования автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете - 4 года. Метод начисления амортизации в бухгалтерском учете и для целей налогообложения - линейный.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.