Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию сокращения количества ДТП и числа пострадавших, уровень аварийности на автомобильном транспорте остается недопустимо высоким.
Решения в области обеспечения безопасности дорожного движения, принимаемые федеральными и региональными органами исполнительной власти, как правило, не обеспечены соответствующим финансированием и необходимой общественной поддержкой, в действиях этих органов отмечается недостаточная согласованность, а в ряде случаев дублирование функций. В результате не удается закрепить отдельные положительные тенденции, создать условия для наращивания усилий, направленных на стабильное уменьшение уровня дорожно-транспортного травматизма.
Существующая нормативно-правовая и нормативно-техническая база не в полной мере соответствует структуре государственного управления, методам и формам государственного регулирования правоотношений в области обеспечения безопасности дорожного движения в условиях построения рыночной экономики.
Сложившаяся система общественно-государственного воздействия на сознание участников дорожного движения неэффективна. Общество в целом безучастно относится к складывающейся обстановке на автомобильных дорогах страны.
Техническое состояние автомототранспорта, находящегося в эксплуатации, и уровень активной, пассивной и послеаварийной безопасности производимых в Российской Федерации транспортных средств недостаточны.
Существующая система инженерно-технического обеспечения, призванная формировать условия для безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, неадекватна потребностям участников дорожного движения.
Несвоевременность оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, отсутствие средств экстренной связи и эвакуации способствуют высокому уровню дорожно-транспортного травматизма.
Уменьшить уровень аварийности, причиняемые людские и материальные потери возможно лишь при осуществлении государственными и общественными организациями целого комплекса мероприятий законодательного, экономического, технического и воспитательного характера при активной поддержке всего населения.
В целях совершенствования деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:
1. Осуществить комплекс мер по совершенствованию системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения, упорядочению организационной структуры и механизмов регулирования деятельности в этой сфере, координации совместных усилий, направленных на профилактику дорожно-транспортной аварийности на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, в отраслевом и территориальном разрезах.
2. Существенно усилить организующую роль федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по профилактике аварийности на автотранспорте, повысить уровень организационно-методического руководства в области обеспечения безопасности дорожного движения всей системой служб предприятий и организаций независимо от формы собственности, активно привлекать к такой работе общественные, региональные, молодежные и иные организации, профсоюзы, средства массовой информации.
3. Значительно ускорить работы по формированию современной нормативно-правовой и нормативно-технической базы по обеспечению безопасного функционирования автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", Федеральный закон "О рекламе", другие законодательные и иные нормативные правовые акты, разработать целый пакет государственных и отраслевых стандартов, переработать устаревшие нормативные акты, в том числе Правила перевозки опасных грузов.
4. Организовывать и проводить работы по повышению безопасности дорожного движения на основе широкого внедрения программно-целевых подходов, концентрации сил и средств на приоритетных направлениях профилактики аварийности, в первую очередь, связанных с превышением установленных пределов скорости движения и нарушений правил обгона, особенно на опасных участках, управлением транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, усилением контроля за неукоснительным соблюдением действующих норм и правил при пассажирских перевозках, а также перевозках опасных грузов, повсеместным применением ремней безопасности и мотошлемов. К числу приоритетных направлений должны быть отнесены мероприятия, ориентированные на обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: детей, пожилых людей, инвалидов.
5. Значительно усилить роль финансово-экономических механизмов и стимулов, способствующих реализации профилактических мероприятий за счет средств целевых источников финансирования. Создать финансово-экономические механизмы управления программами и проектами в области обеспечения безопасности дорожного движения. Экономика в сочетании с целенаправленной работой по обеспечению прав и законных интересов участников дорожного движения должна стать одним из важнейших факторов повышения эффективности деятельности всех звеньев системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
6. Принять в установленном порядке решение об ограничении ввоза в Россию и допуска к эксплуатации на отечественных автодорогах зарубежных транспортных средств с большим пробегом и многолетним сроком эксплуатации, в первую очередь, речь должна идти о пассажирских транспортных средствах.
7. Детально отработать механизм взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, эвакуации и спасении пострадавших.
8. Значительно расширить сеть дежурно-диспетчерских служб на автомобильных дорогах, обеспечивающих оперативное информирование о фактах ДТП медицинских учреждений, подразделений ГИБДД, МЧС, дорожных и коммунальных служб с целью обеспечения максимально быстрого их прибытия на место происшествия, оказания помощи пострадавшим, обеспечения бесперебойного движения транспорта и пешеходов. Разработать систему специальной подготовки медицинского персонала, а также обеспечить разработку и внедрение соответствующих технических средств в целях повышения результативности при срочном оказании медицинской помощи пострадавшим с тяжелыми травмами при дорожно-транспортных происшествиях.
9. Повысить эффективность организации дорожного движения, прежде всего за счет разработки и применения современных инженерных схем и методов регулирования, комплексных схем организации дорожного движения, внедрения более современных технических средств и автоматизированных систем управления дорожного движения. Мероприятия по организации дорожного движения следует ориентировать на устранение мест концентрации ДТП, предотвращение заторов, внедрение эффективных маршрутных систем, определение оптимальных пределов скоростей с учетом особенностей улично-дорожной сети и интенсивности транспортных потоков, организацию стоянок транспортных средств.
10. Разработать новую систему подготовки водителей транспортных средств, включающую в себя упорядочение организационно-правового механизма осуществления такой деятельности, внедрение передовых технологий подготовки, повышения профессионального мастерства и квалификации водителей, аттестации преподавателей автошкол и учебных комбинатов.
11. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации активизировать работу по реализации положений постановления Правительства Российской Федерации N 880 1998 года в части внедрения государственного технического осмотра с применением средств технического диагностирования. Следует ускорить работу по созданию сети станций, пунктов и линий технического диагностирования, активизировать участие в этой работе подразделений ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
12. Продолжить процесс гармонизации отечественной системы стандартизации с международными системами стандартизации, расширения масштабов прямого применения международных стандартов, правил и директив в качестве государственных стандартов Российской Федерации. Активизировать деятельность по реализации этих требований с целью повышения активной, пассивной и послеаварийной безопасности отечественной автотранспортной техники, приведения уровня конструктивной безопасности автомототранспорта российских заводов-изготовителей в соответствие с европейскими нормами, повышения его конкурентоспособности на международном рынке.
13. Обеспечить дальнейшее совершенствование отечественной Системы сертификации автомототранспортных средств с учетом развития нормативной базы Женевского Соглашения 1958 года, "Глобального соглашения 2000 года" и других международных правовых актов. Добиться применения на отечественных легковых, грузовых автомобилях и автобусах расширенной номенклатуры требований безопасности, предусмотренных международными нормативными документами.
14. Разработать комплексную программу повышения безопасности детей в дорожном движении, предусматривающую совершенствование системы обучения детей в дошкольных и школьных учебных заведениях правилам безопасного поведения на дорогах, мероприятий по снижению детского травматизма при перевозках детей в автомобилях, в том числе обеспечение внедрения отечественных детских удерживающих устройств.
15. Дальнейшее совершенствование системы лицензирования перевозочной деятельности, особенно при перевозках пассажиров, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Разработка новых подходов при лицензировании перевозок и контроле за соблюдение норм безопасности индивидуальными перевозчиками, удельный вес которых увеличивается высокими темпами.
16. Разработать систему показателей по оценке работы предприятий, организаций всех форм собственности на автотранспорте, в том числе осуществляющих подготовку водителей, в дорожном хозяйстве, медицинских и других учреждений, деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения, предупреждением ДТП и снижением тяжести их последствий.
17. Обеспечить проведение социально ориентированной политики страхования на транспорте, предусматривающей отчисления от полученных доходов в этой сфере деятельности на превентивные мероприятия по профилактике аварийности.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Министерства транспорта Российской Федерации
www.mintrans.ru
по состоянию на 11.10.2005