Водитель во многом определят эффективность работы автомобильного транспорта и безопасность дорожного движения. Возрастающая сложность движения транспортных средств предъявляет повышенные требования к надежности и профессиональной пригодности водителя. Основная доля ДТП совершается водителями со стажем менее 3 лет, в том числе 20% - со стажем до 1 года.
Совершенствование системы подготовки водителей (от первоначальной до достижения мастерства) в значительной мере способствует повышению безопасности дорожного движения. В процессе подготовки водителя осуществляется формирование комплекса знаний, умений, привычек и качеств, гарантирующих его надежную работу в процессе практического управления транспортным средством.
За последние годы значительно возросло число образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей. В настоящее время таких учреждений насчитывается более 8 тысяч. В них ежегодно проходят подготовку и переподготовку более 2 млн. водителей транспортных средств различных категорий и лиц, желающих получить право на управление транспортным средством. Большая часть таких учреждений подведомственна Минобразованию России (45,7%), Российскому оборонному спортивно-техническому обществу (20,0%), Всероссийскому обществу автомобилистов (5,9%).
В соответствии с действующим законодательством головным органом управления по организации подготовки водительских кадров является Минобразование России, которое обеспечивает лицензирование образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств. Этим министерством осуществляются разработка и утверждение типовых программ подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий и утверждение примерных программ "Педагогических основ деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения по подготовке водителей автотранспортных средств".
Прием квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами кандидатов в водители осуществляют экзаменационные подразделения ГИБДД. Результаты экзаменов свидетельствуют, что качество обучения водителей снижается. Если в 1996 году квалификационные экзамены с первого раза сдали 68,0% от общего числа подготовленных водителей, то в 2000 году - только 65,2%.
Одной из причин высокого уровня аварийности среди начинающих водителей наряду с низкой дисциплиной являются несоответствие качества подготовки предъявляемым требованиям, слабая материально-техническая база образовательных учреждений, недостаточная квалификация преподавательских кадров, невыполнение в полном объеме программ обучения, отсутствие надлежащей воспитательной работы с кандидатами в водители.
Сложившаяся ситуация во многом определяется отсутствием должного контроля за деятельностью образовательных учреждений как со стороны министерств и ведомств, учреждения которых осуществляют подготовку водителей, так и Минобразования России и его органов управления в субъектах Российской Федерации. Практически бесконтрольны различного рода кооперативы и коммерческие структуры, работающие по данному профилю. Сложившаяся система подготовки водительского состава недостаточно эффективна и не справляется со своей основной функцией - обеспечение высокого качества учебного процесса с точки зрения безопасности дорожного движения.
На практике мало внимания уделяется кадровому обеспечению процесса профессиональной подготовки, квалификации педагогических работников, а также совершенствованию материально-технической базы образовательных учреждений. Не отрегулированы вопросы переподготовки и повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Многие из них не имеют специальной педагогической подготовки.
Остается нерешенной проблема оснащенности образовательных учреждений автодромами и закрытыми площадками для обучения вождению. Обеспеченность учебниками и учебными пособиями находится на низком уровне. Не хватает литературы, плакатов по устройству и эксплуатации современных отечественных и иностранных автомобилей, нет обновленных учебников по подготовке водителей транспортных средств различных категорий. Не ведется разработка комплекса методических и информационных материалов, позволяющих осуществлять индивидуальную подготовку на основе ситуационного подхода к изучению ПДД, отработки навыков безопасного управления транспортным средством.
При этом следует констатировать, что в настоящее время фактически отсутствует нормативное правовое регулирование в области ответственности образовательных учреждений за качество подготовки водителей. Статья 33 Закона "Об образовании" исключает возможность экспертизы содержания, организации и методики подготовки водителей в образовательных учреждениях. До настоящего времени отсутствует единый нормативный правовой акт, определяющий требования к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку водителей транспортных средств, учебно-материальной базе, преподавательскому составу. Нормативно не закреплены полномочия и компетенция органов контроля за деятельностью автошкол, не предусмотрена ответственность за низкое качество обучения.
Усложняет организацию работы в этой области имеющееся противоречие в нормативных правовых актах. Например, Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796 “Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности”, установлено, что индивидуальная трудовая педагогическая деятельность в области профессиональной подготовки, куда входит и подготовка водителей, теперь не лицензируется, что противоречит нормам Федеральных законов "О безопасности дорожного движения" (статья 7) и "Об образовании" (статья 21).
Одним из направлений повышения уровня безопасности дорожного движения должна стать система повышения квалификации, широкая контраварийная подготовка водителей транспортных средств, ориентированная на различные их категории.
В настоящее время для координации подготовки водителей автотранспортных средств, организации единого методического руководства в институте профессионального образования Минобразования России создан Центр методического обслуживания подготовки водителей автотранспортных средств.
Рыночные механизмы регулирования подготовки водителей формируют тенденцию создания общественных объединений автошкол (Ассоциация столичных автошкол, Ассоциация юношеских автошкол, Межрегиональная ассоциация автошкол и т.п.). Объединения образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей, - это важный рычаг воздействия на качество учебного процесса. Практически без государственной поддержки самостоятельно заполняется вакуум в организации информационного, научно-методического и технического обеспечения автошкол. Однако этот потенциал недостаточно используется и пока слабо влияет на качество учебного процесса.
Существующая в стране система подготовки водителей автотранспортных средств требует реформирования и принятия на государственном уровне комплекса мер, определяющих правовые, экономические, организационные, научные и методические основы подготовки и переподготовки водителей автотранспортных средств.