Недействующий

     

Руководитель федерального
агентства по строительству и
жилищно-коммунальному хозяйству
С.И.Круглик
02.07.2007

Президент Общероссийского
отраслевого объединения
работодателей "Союз коммунальных
предприятий"
С.Н.Агапитов
22.06.2007

Председатель
Общероссийского профсоюза
работников жизнеобеспечения
А.Д.Василевский
22.06.2007

     
ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
См. Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации
 на 2014-2016 годы от 9 сентября 2013 года

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Отраслевым тарифным соглашением от 17 апреля 2008 года (изменения введены в действие с 1 января 2008 года);

Отраслевым тарифным соглашением от 12 августа 2008 года (изменения введены в действие с 1 января 2009 года);

Отраслевым тарифным соглашением от 19 февраля 2010 года NN С-02/1; 01/68-В;

Отраслевым тарифным соглашением от 9 июня 2010 года NN С-06/1; 01/179-В;

Отраслевым тарифным соглашением от 24 марта 2011 года.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Срок действия настоящего Отраслевого тарифного соглашения продлен на три года с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года - см. Отраслевое тарифное соглашение от 19 февраля 2010 года NN С-02/1; 01/68-В.

____________________________________________________________________

     

1. Общие положения

1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (далее - Соглашение) заключено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Соглашение направлено на регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее - Организаций или ОТС), а также на реализацию трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли. Под Организацией понимается юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве и включенное в Перечень организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, прилагаемый к настоящему Соглашению (приложение N 1).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Отраслевым тарифным соглашением от 17 апреля 2008 года. - См. предыдущую редакцию).

1.2. Цели Соглашения:

- содействие реформированию жилищно-коммунального хозяйства страны, поддержание социальной стабильности в Организациях отрасли;

- развитие социального партнерства, инициативы и соревнования в трудовых коллективах Организаций;

- установление и реализация социально-трудовых гарантий работникам Организаций; создание условий и механизмов, способствующих реализации в Организациях норм трудового законодательства Российской Федерации;

- повышение конкурентоспособности Организаций, привлечение и закрепление квалифицированной рабочей силы;

- обеспечение интересов сторон социального партнерства в отрасли при формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;

1.3. Настоящее Соглашение заключено между работодателями и работниками жилищно-коммунальной отрасли в лице их полномочных представителей (сторон):

- от работодателей - Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Союз коммунальных предприятий" (далее - Союз коммунальных предприятий), действующее на основании Федерального закона от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", Устава Союза коммунальных предприятий (зарегистрирован 22.10.2003 N 1037739924375 в межрайонной инспекции МНС России N 46 по г.Москве);

- от работников - Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения (далее - Профсоюз жизнеобеспечения), действующий на основании Федерального закона от 12.01.96 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Устава Профсоюза жизнеобеспечения (зарегистрирован 11.08.2005 в Минюсте России, свидетельство N 278, государственный регистр N 1037739338450 от 31.01.2003);

- от федеральных государственных учреждений, финансируемых из соответствующего бюджета, - Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой).

1.4. Профсоюз жизнеобеспечения представляет интересы членов профсоюза и работников, не являющихся членами профсоюза, но уполномочивших его заключать соглашения и договоры от их имени на условиях, предусмотренных пунктом 7.3.2 настоящего Соглашения.

1.5. Настоящее Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями Организаций всех форм собственности жилищно-коммунальной отрасли, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.

1.6. Действие Соглашения распространяется на работодателей Организаций (приложение N 1 к настоящему Соглашению) и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном настоящим Соглашением. *1.6)

Соглашение также распространяется на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые уполномочили участников Соглашения разработать и заключить его от их имени.

1.7. Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.

В случае отсутствия в Организации коллективного договора, настоящее Соглашение имеет прямое действие.

1.8. В соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на газ, электро- и теплоэнергию, органами местного самоуправления при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

1.9. Законы и другие нормативные правовые акты, принятые в период действия Соглашения, улучшающие социально-правовое и социально-экономическое положение работников, дополняют действие соответствующих положений Соглашения с момента вступления их в силу. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько Соглашений, применяются условия Соглашений, наиболее благоприятные для работников.

1.10. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2008 года и действует по 31 декабря 2010 года включительно.

____________________________________________________________________

Срок действия настоящего Отраслевого тарифного соглашения продлен на три года с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года - см. Отраслевое тарифное соглашение от 19 февраля 2010 года NN С-02/1; 01/68-В.

____________________________________________________________________     

2. Оплата труда

2.1. Система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях), устанавливается непосредственно в Организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.

2.2. Работодатели обеспечивают:

а) оплату труда работников в соответствии с квалификацией, сложностью выполняемой работы, количеством и качеством затраченного труда;

б) тарификацию работ и присвоение квалификации рабочим, специалистам и служащим по действующим Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве и Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) принятие локальных нормативных актов, касающихся оплаты и условий труда, по согласованию с профсоюзными комитетами Организаций, а также своевременное доведение до работников информации о применяемых условиях оплаты труда;

г) своевременное заключение коллективных договоров, совершенствование нормирования и условий труда.

2.3. С 1 января 2012 года базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда устанавливается в размере не ниже 4473 рублей (абзац в редакции, введенной в действие Отраслевым тарифным соглашением от 24 марта 2011 года - см. предыдущую редакцию).

В соответствии с действующим законодательством минимальная заработная плата работников не должна быть менее установленной региональным соглашением о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации.

Минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда) устанавливается в размере, равном произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на коэффициент особенностей работ Организации. Коэффициенты особенностей работ приведены в приложении N 2 к данному Соглашению.

Работодатель обеспечивает размер базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъектах Российской Федерации, при наличии у него финансовых возможностей. Сроки приближения размера базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения определяются коллективными договорами.

Размер минимальной месячной тарифной ставки, определенный данным Соглашением, региональными или территориальными отраслевыми соглашениями, коллективными договорами, является основой для дифференциации всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.

Для многоотраслевых предприятий ЖКХ при расчете минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда производственного подразделения применяется коэффициент особенностей работ, соответствующий основной деятельности данного подразделения. При расчете оплаты труда руководителей, специалистов и служащих многоотраслевых предприятий применяется средний дифференцирующий коэффициент, определяемый частным от приведенной численности работников (сумма произведений штатного списочного состава работников подразделений на соответствующий коэффициент особенностей работ) и штатной численности работников этих предприятий.

2.4. Базовый размер месячной тарифной ставки рабочего первого разряда увеличивается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики. Размер этой ставки устанавливается ежегодно Союзом коммунальных предприятий, Профсоюзом жизнеобеспечения и доводится до Организаций, указанных в приложении N 1 к настоящему Соглашению.

Если в региональных, отраслевых территориальных соглашениях или в коллективных договорах Организаций предусмотрено индексирование базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда поквартально, то размер этой ставки может быть увеличен в соответствии с рекомендациями Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения, принятыми на основании индексов потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал, определенных Федеральной службой государственной статистики. Сообщение о квартальной индексации доводится до сведения Организаций совместным письмом Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения, либо по взаимному согласию письмом одной из Сторон с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики (абзац дополнительно включен с 1 января 2008 года Отраслевым тарифным соглашением от 17 апреля 2008 года).

2.5. Организации самостоятельно устанавливают систему премирования работников, в которой учитывается:

а) эффективность производства и улучшение результатов финансово-экономической деятельности;

б) отсутствие аварий и роста инцидентов в отчетном году по сравнению с прошлым календарным годом;

в) отсутствие роста травматизма в отчетном году по сравнению с прошлым календарным годом;

г) отсутствие несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;

е) своевременное получение паспорта готовности Организации к осенне-зимнему периоду;

ж) отсутствие нарушений производственной дисциплины, правил охраны труда и техники безопасности.

2.6. Оплата времени простоев не по вине работника производится в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При наличии финансовых возможностей в Организации может быть предусмотрена оплата времени простоев не по вине работника в размере его среднемесячной заработной платы.

2.7. Расходы работодателей на оплату труда работников и иные расходы, обусловленные трудовыми отношениями, для включения в тарифы, формируются с учетом:

а) расходов (средств) на оплату труда;

б) иных расходов, связанных с производством и реализацией продукции и услуг;

в) расходов, связанных с исполнением условий настоящего Соглашения;

г) расходов, предусмотренных иными документами, регулирующими отношения между работодателями и работниками.

2.8. Расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются, исходя из нормативной численности работников, с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, и включают в себя:

2.8.1. Тарифную составляющую расходов (средств), направляемых на оплату труда, которая рассчитывается исходя из минимальной месячной тарифной ставки и среднего разряда работ по Организации.

2.8.2. Средства, направляемые на премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты в составе средств на оплату труда, которые формируются на договорной основе. Эти средства включают в себя:

- доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда, - в размере не менее 12,5 процента тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. К данной категории относятся следующие доплаты (надбавки):

а) за работу в ночное время устанавливаются в размере 40 процентов тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы;

б) за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда - устанавливается организациями по результатам аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них;

в) за разъездной характер работы;

г) за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ (за высокую интенсивность и напряженность труда), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы - устанавливаются по соглашению сторон трудового договора, но не ниже 20 процентов тарифной ставки (оклада) по основной работе;

д) за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу - не менее чем в двойном размере (за сверхурочную работу возможна компенсация дополнительным временем отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно);

е) за руководство бригадой бригадирам из числа рабочих, производителям работ, не освобожденным от основной работы - устанавливается доплата в размере не менее 10 процентов тарифной ставки (или фиксированный размер);

ж) доплата за работу по графику с разделением смены на части - устанавливается в размере не менее 30 процентов тарифной ставки за отработанное в смене время;

з) при суммированном учете рабочего времени оплата труда за работу в выходной день сверх графика работы конкретного работника производится в двойном размере по итогам работы за месяц или по его желанию предоставляется другой день отдыха. При этом продолжительность рабочего времени по графику за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»