ПОЛОЖЕНИЕ
от 29 декабря 2006 года N ВМ-12182
Инфраструктура "О железнодорожной станции"
____________________________________________________________________
Утратила силу на основании
распоряжения ОАО "РЖД" от 31 мая 2011 года N 1186р
____________________________________________________________________
УТВЕРЖДЕНО
Первый вице-президент
ОАО "РЖД" В.Н.Морозов
1.1. Настоящее Положение определяет характер работы железнодорожной станции; порядок разработки соответствующих типовых технологических процессов; состав информационных технологий и автоматизированных систем управления работой станции; обязанности работников подразделений железных дорог ОАО "РЖД", связанных с работой железнодорожной станции; установление прав, обязанностей и ответственности начальника станции; установление экономических, финансовых и производственных взаимоотношений железнодорожной станции с отделением и управлением железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - железной дороги).
1.2. Настоящее Положение является нормативным документом ОАО "РЖД", обязательным как для работников хозяйства перевозок железных дорог, так и работников следующих структурных подразделений железных дорог (отделений железных дорог) (далее - подразделений железных дорог):
- дистанция пути;
- дирекция по ремонту пути;
- дистанция сигнализации и связи;
- дистанция сигнализации, централизации и блокировки;
- дорожные дирекции связи;
- дистанция электроснабжения;
- механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций;
- дирекция по управлению терминально-складским комплексом;
- локомотивное депо;
- моторвагонное депо;
- эксплуатационное вагонное депо;
- пассажирское эксплуатационное вагонное депо;
- дистанция гражданских сооружений;
- дистанция гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения;
- дистанция водоснабжения и водоотведения;
- информационно-вычислительный центр железной дороги.
1.3. Железнодорожная станция - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
Железнодорожная станция является структурным подразделением железной дороги (отделения железной дороги).
1.4. Железнодорожная станция имеет штемпель, а станции внеклассная, I, II и III классов - круглую печать с обозначением своего наименования и принадлежности к железной дороге и отделению железной дороги. Железнодорожная станция может иметь эмблему и другие средства визуальной идентификации с указанием ее принадлежности, которые согласовываются с начальником железной дороги (начальником отделения железной дороги). Для автоматизации управления перевозочным процессом с применением автоматизированных систем управления железнодорожной станции в установленном порядке присвоен код единой сетевой разметки (ЕСР).
1.5. Железнодорожные станции подразделяются на структурные подразделения отделения железной дороги и на станции, находящиеся на финансово-хозяйственном обслуживании отделения железной дороги (далее - линейно-приписной штат).
Железнодорожные станции, являющиеся структурными подразделениями (внеклассные и I класса), имеют свою бухгалтерию и финансируются на основании бюджетов производства и затрат железнодорожной станции.
Железнодорожные станции, входящие в линейно-приписной штат, обеспечиваются финансовыми ресурсами отделением железной дороги в соответствии с планами производства и затрат железнодорожной станции.
1.6. По предложению начальников железных дорог, руководство ОАО "РЖД" утверждает перечень важнейших грузовых и сортировочных станций, оказывающих существенное влияние на эксплуатационную работу железных дорог. Контроль за работой таких станций осуществляет Департамент управления перевозками ОАО "РЖД".
1.7. Открытие и закрытие станций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Правилами примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования и закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, и железнодорожных станций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 18 апреля 2005 года N 233.
2.1. Целью функционирования железнодорожной станции является обеспечение перевозок грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, направленное на выполнение корпоративных задач, связанных с повышением эффективности перевозок.
2.2. Задачей функционирования железнодорожной станции является обеспечение достижения цели экономическими методами: исполнение бюджета (плана) производства и бюджета (плана) затрат железнодорожной станции.
2.3. Основными требованиями к работе железнодорожной станции являются обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы, безопасности труда работников ОАО "РЖД" и пассажиров, сохранности грузов и подвижного состава, обеспечение охраны окружающей природной среды, противопожарной безопасности и организация антитеррористической деятельности, улучшение условий труда и повышение социальной защиты работников станций, повышение культуры производства.
Основными функциями железнодорожной станции являются:
3.1. Прием, отправление и пропуск поездов в соответствии с графиком движения поездов на основании заданий Дорожного центра управления перевозками (ДЦУП) и обеспечение перевозок погрузочными ресурсами на основании заданий центра управления местной работой (ЦУМР);
3.2. Прием к перевозке, погрузка, выгрузка, сортировка и выдача грузов и оформление перевозочных документов, обслуживание железнодорожных путей необщего пользования в соответствии с заключенными договорами;
3.3. Формирование и расформирование грузовых поездов в соответствии с установленным планом формирования поездов;
3.4. Организация работы с пассажирскими и почтово-багажными поездами и вагонами;
3.5. Оказание услуг в соответствии с заключенными договорами, в том числе с организациями-перевозчиками и компаниями-операторами; создание условий для их производственной деятельности на путях общего пользования;
3.6. Контроль за устойчивой работой технических средств и устройств на железнодорожной станции, содержанием зданий и сооружений;
3.7. Передача и прием из информационно-вычислительного центра железной дороги (ИВЦ) информации о грузовых, коммерческих, технических и пассажирских операциях с поездами и вагонами, выполняемых на железнодорожной станции, другой информации о работе железнодорожной станции в зависимости от местных условий;
3.8. Разработка и выполнение планов и мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов, охране труда, техническому обучению и повышению профессиональной подготовки работников железнодорожной станции;
3.9. Разработка и проведение мероприятий по обеспечению сохранности перевозимых грузов и подвижного состава, улучшению количественных и качественных показателей работы железнодорожной станции;
3.10. Разработка техническо-распорядительного акта и приложений к нему и технологического процесса работы железнодорожной станции;
3.11. Ведение в установленном порядке учета и отчетности о работе железнодорожной станции;
3.12. Подготовка хозяйства перевозок и работников железнодорожной станции к работе в зимних условиях, организация бесперебойной работы в период снегопадов и метелей, а также к работе в особый период;
3.13. Другие функции, обусловленные назначением железнодорожной станции в соответствии с характером ее работы.
4.1. В зависимости от характера и объема выполняемой работы железнодорожная станция должна иметь соответствующее путевое развитие, устройства и обустройства для выполнения технологических операций по: пропуску, приему и отправлению поездов, обслуживанию пассажиров, приему и выдаче грузов, приему и выдаче почты и багажа, погрузке и выгрузке грузов, расформированию составов поездов на сортировочной горке и (или) на вытяжном пути, формированию составов поездов, техническому обслуживанию и ремонту грузовых вагонов, техническому обслуживанию, экипировке и ремонту пассажирских вагонов, техническому обслуживанию, экипировке и ремонту локомотивов, коммерческой работе, вводу информации о поездах, вагонах и грузах в автоматизированные системы управления.
Железнодорожная станция должна иметь средства водоснабжения, освещения и энергоснабжения, противопожарной безопасности, сигнализации, централизации, блокировки и связи, информатизации и автоматизированного управления, восстановительные и пожарные поезда (на выделенных станциях).
В зависимости от требований к технологии работы на железнодорожной станции выполняются технические, грузовые, коммерческие и пассажирские операции.
К техническим операциям относятся: прием, отправление, обгон, скрещение и пропуск поездов всех категорий, маневровая работа (прицепка/отцепка, подача/уборка вагонов и другие), сортировочная работа, формирование и расформирование поездов в соответствии с планом формирования для данной железнодорожной станции, техническое обслуживание составов поездов и устранение выявленных неисправностей вагонов, смена локомотивов и локомотивных бригад, промывка/пропарка, экипировка вагонов, подготовка вагонов к погрузке.
К грузовым операциям относятся: сортировка, погрузка, выгрузка, подготовка вагонов к перевозке конкретного груза.
К коммерческим операциям относятся: прием груза к перевозке, взвешивание, хранение, выдача и переадресовка грузов, оформление перевозочных документов, коммерческий осмотр составов поездов и устранение коммерческих неисправностей, пломбирование вагонов, транспортно-экспедиционное обслуживание.
К пассажирским операциям относятся: обслуживание пассажиров, прием и выдача багажа и почты, погрузка и выгрузка багажа и почты.
К пассажирским техническим операциям относятся: техническое обслуживание и экипировка пассажирских составов, отстой пассажирских составов, ремонт пассажирских вагонов, маневровая работа с пассажирскими составами (вагонами).
4.2. В целях обеспечения станций соответствующими технологическими процессами, информационными технологиями и автоматизированными системами управления, железная дорога, в зависимости от соотношения объемов и приоритетов выполняемых операций, устанавливает основной характер работы каждой железнодорожной станции (пример - приложение 1).
4.3. Железнодорожные станции по основному характеру работы могут быть отнесены к категориям пассажирская, грузовая, техническая и промежуточная.
4.4. Пассажирские железнодорожные станции подразделяют на пассажирские и пассажирские технические станции.
Назначение пассажирской железнодорожной станции состоит в выполнении пассажирских операций на железнодорожной станции, приеме и отправлении багажа, почты и грузобагажа, приеме и отправлении пассажирских и почтово-багажных поездов, подаче/уборке на пассажирскую техническую станцию (технический парк) конечных пассажирских поездов, техническом обслуживании и экипировке транзитных пассажирских поездов и маневровой работе с почтово-багажными составами.
Назначение пассажирской технической железнодорожной станции состоит в техническом обслуживании, ремонте и экипировке пассажирских вагонов и вагонов-ресторанов, формировании/расформировании пассажирских составов из приписных вагонов, подаче/уборке пассажирских составов на пассажирскую станцию, отстое пассажирских составов в ожидании отправления.
В случае, когда на одной железнодорожной станции выполняются операции, характерные как для пассажирской, так и для пассажирской технической железнодорожной станции, станция является пассажирской.
4.5. Основное назначение грузовой железнодорожной станции состоит в выполнении грузовых и коммерческих операций с грузами и грузовыми вагонами, связанных с приемом к перевозке, взвешиванием, хранением, погрузкой, выгрузкой, сортировкой и выдачей грузов, переработкой контейнеров, оформлением перевозочных документов, формированием передаточных грузовых поездов и отправительских маршрутов, производством маневровой работы по подаче вагонов на погрузочно-выгрузочные фронты и их уборке, а также с другими техническими операциями.
При осуществлении перевозок, в зависимости от характера и требований к технологии выполнения грузовых операций, грузовые железнодорожные станции специализируются на погрузочные - при массовой погрузке, выгрузочные - при массовой выгрузке и перегрузочные - при перегрузке с одного вида транспорта на другой.
В зависимости от вида груза в составе погрузочных станций выделяются наливные железнодорожные станции, осуществляющие налив груза в цистерны. Выделяются припортовые железнодорожные станции, осуществляющие непосредственное обслуживание морского или речного порта. Выделяются перевалочные станции, осуществляющие перегрузку из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи.
Грузовые железнодорожные станции, имеющие особые требования к технологии выполнения грузовых операций, имеют двойное название, например - грузовая - припортовая.
4.6. К техническим станциям относятся железнодорожные станции, на которых операции пассажирской и грузовой работы не являются доминирующими. Основное назначение технической железнодорожной станции состоит в выполнении технических операций с грузовыми вагонами, составами, поездами для организации перевозок и обеспечения безопасности движения.
В зависимости от выполняемых технических операций с грузовыми вагонами, составами или поездами технические железнодорожные станции подразделяются на: сортировочные, участковые, предпортовые.
4.7. Основное назначение сортировочной железнодорожной станции состоит в сортировке вагонов и формировании из них поездов различных категорий в соответствии с планом формирования поездов, выполнении операций по пропуску транзитных поездов без переработки, техническое обслуживание и коммерческий осмотр составов поездов и устранение выявленных неисправностей вагонов, смена локомотивов и локомотивных бригад.
На сортировочных станциях выполняются также грузовые и пассажирские операции, по объему и значимости не превосходящие основную работу.
4.8. Основное назначение участковой железнодорожной станции состоит в смене локомотивов и локомотивных бригад, расформировании и формировании грузовых поездов (в основном участковых и сборных), техническом обслуживании и коммерческом осмотре составов поездов, выполнении грузовых и пассажирских операций.
4.9. Назначение предпортовой железнодорожной станции состоит в накоплении вагонов для обслуживания морского порта, подборке вагонов для судовых партий, приеме, расформировании и формировании поездов, коммерческом осмотре вагонов, техническом обслуживании и отправлении грузовых поездов.
4.10. Промежуточная станция предназначена в основном для выполнения технических операций по приему, отправлению, обгону, скрещению и пропуску грузовых и пассажирских поездов, маневровых операций по прицепке/отцепке вагонов к сборным поездам, подаче и уборке вагонов на грузовые фронты, а также грузовых, коммерческих и пассажирских операций.