4.1. Авиационное патрулирование лесов
4.1.1. Авиационное патрулирование лесов заключается в систематическом наблюдении с воздуха за лесной территорией с целью своевременного обнаружения лесных пожаров и выявления нарушений правил пожарной безопасности в лесах.
4.1.2. Заявки на полет воздушных судов, информация о времени их вылета и посадки подаются в органы единой системы организации воздушного движения в установленном порядке. Без утвержденной заявки полеты запрещаются.
4.1.3. Летчик-наблюдатель и проверяющие его лица командно-летного состава авиабазы (при наличии действующего свидетельства) включаются в состав летного экипажа ВС и записываются в задание на полет.
4.1.4. Авиапатрулирование начинается с наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды независимо от плановых сроков начала и конца работ, предусмотренных договором. Полеты выполняются по утвержденным маршрутам.
За пределы охраняемой авиабазой территории полеты могут выполняться по заявке органа управления лесным хозяйством за дополнительную плату.
4.1.5. На пожароопасный сезон авиабаза устанавливает авиаотделению лимит летного времени по каждому типу воздушного судна.
При использовании лимита и необходимости продолжения полетов авиабаза может выделять дополнительный лимит при наличии необходимого финансирования.
4.1.6. Первый облет маршрутов должен производиться до начала горимости лесов, как правило, с участием на борту воздушного судна представителя лесхоза. При этом проверяется подготовка лесхоза и авиаотделения к проведению авиалесоохранных работ и определяется необходимость начала регулярного авиапатрулирования.
4.1.7. Летчики-наблюдатели, направленные в авиаотделение впервые, вводятся в строй старшим по должности лицом летного состава.
В необходимых случаях начальник авиабазы вправе доверить ввод в строй вновь назначенного летчика-наблюдателя одному из наиболее опытных летчиков-наблюдателей.
Летчики-наблюдатели I класса допускаются к самостоятельной работе без ввода в строй.
4.1.8. Ввод в строй производится путем выполнения ознакомительных полетов по территории, закрепленной за авиаотделением, с отработкой элементов самолетовождения, обнаружения пожаров и ведения всей установленной производственной документации.
О вводе в строй составляется акт. Допуск летчиков-наблюдателей к самостоятельной работе оформляется приказом по авиабазе.
Допуск к самостоятельной работе выпускников курсов летчиков-наблюдателей проводится после прохождения ими программы ввода в строй, утвержденной Центральной базой.
4.1.9. Пожарная опасность в лесу по условиям погоды определяется по стандартной или местной шкале. Порядок утверждения местных шкал пожарной опасности устанавливает Федеральная служба лесного хозяйства России.
4.1.10. В зависимости от класса пожарной опасности рекомендуются следующие режимы авиапатрулирования. При I классе пожарной опасности авиапатрулирование, как правило, не проводится. Могут назначаться эпизодические полеты для контроля за состоянием действующих пожаров и оказания помощи командам, работающим на тушении пожаров.
С наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды и по мере ее усиления увеличивается интенсивность авиапатрулирования:
При малой пожарной опасности (II класс) до начала горимости патрулирование проводится через 1...2 дня;
основанием для назначения ежедневного однократного патрулирования является наступление периода средней пожарной опасности (III класс) или наличие пожаров в дни со II классом;
основанием для назначения двухкратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (IV класс) или наличие пожаров в дни с III классом;
основанием для назначения трехкратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (V класс) или наличие пожаров в дни с IV классом.
Режим патрулирования на территориях, загрязненных радионуклидами, устанавливается в соответствии с Руководством и другими нормативными актами по ведению лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения.
Полеты для осмотра ранее обнаруженных, но еще не потушенных пожаров и для принятия дополнительных мер по их тушению проводятся по необходимости независимо от класса пожарной опасности и до полной ликвидации пожаров.
Кратность авиапатрулирования может увеличиваться при скорости ветра более 8 м/с, а также в выходные и праздничные дни с массовым посещением лесов населением. Кратность патрулирования может быть снижена при изменении погоды и выпадении осадков как на всей обслуживаемой территории, так и на ее части.
Вылет на авиапатрулирование проводится по расписанию, утверждаемому начальником авиабазы. Расписание согласовывается с органами управления лесным хозяйством.
4.1.11. В периоды повышенной горимости лесов полеты, связанные с доставкой к местам действующих лесных пожаров рабочих и средств пожаротушения, должны начинаться с рассветом или в самые ранние утренние часы.
4.1.12. В авиабазах, где введено диспетчерское управление работой авиаотделений, решение о Необходимости полетов и кратность патрулирования определяются пунктом диспетчерского управления и доводятся до авиаотделений. В зависимости от конкретной лесопожарной обстановки начальнику авиаотделения предоставляется право изменять время вылета и кратность патрулирования по согласованию с пунктом диспетчерского управления.