Недействующий

Об утверждении Инструкции по авиационной охране лесов (отменен с 01.01.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1132)

2. Организация и планирование авиационной охраны лесов  

    2.1. Организация авиационной охраны лесов

2.1.1. Непосредственное проведение работ по авиационной охране лесов от пожаров на территории, обслуживаемой авиабазой, осуществляется авиационными отделениями (авиаотделениями).

В составе авиаотделения могут организовываться механизированные отряды или команды, оснащаемые бульдозерами; автоцистернами и противопожарными агрегатами. Для доставки механизированных отрядов (команд) к местам пожаров могут использоваться тяжелые вертолеты.

Работа авиаотделений организуется в соответствии с Положением об авиаотделении.

2.1.2. При необходимости могут организовываться опытно-производственные авиабазы и авиаотделения, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым Центральной базой.

2.1.3. В состав авиабаз могут быть включены в установленном порядке авиапредприятия Рослесхоза (летные подразделения), которые кроме работ по авиационной охране лесов могут быть наделены правами осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации.

2.1.4. Для проведения борьбы с лесными пожарами в авиабазе может быть создана парашютная и десантно-пожарная служба (ПДПС), в состав которой входят парашютно-пожарные и десантно-пожарные команды и группы, укомплектованные соответственно парашютистами-пожарными и десантниками-пожарными.

2.1.5. Команды возглавляются старшим инструктором парашютной и десантно-пожарной службы. В зависимости от численности парашютистов-пожарных и десантников-пожарных в помощь старшему инструктору ПДПС авиабазы могут назначаться инструкторы парашютной и десантно-пожарной службы.

2.1.6. Техническое руководство работами по защите лесов от вредителей и болезней осуществляет старший летчик-наблюдатель авиабазы по лесозащите.

2.1.7. В соответствии с заданием Центральной базы в авиабазах создается резерв работников парашютной и десантно-пожарной команд, летчиков-наблюдателей, средств пожаротушения и полевого снаряжения для оказания помощи другим авиабазам. Парашютисты-пожарные и десантники-пожарные, зачисленные в резерв, сосредотачиваются в авиаотделениях, откуда возможна их быстрая отправка.

2.2. Планирование авиационной охраны лесов

2.2.1. Основные производственные показатели по авиационной охране лесов - охраняемая площадь и уровень охраны - для авиабаз устанавливает Федеральная служба лесного хозяйства России в срок до 1 декабря года, предшествующего работам.

2.2.2. Государственные органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации в срок до 15 января заключайте авиабазами договоры на работы по авиационной охране лесов от пожаров.

2.2.3. Величина осматриваемой территории авиаотделения, как правило, должна равняться нормативной площадной нагрузке на основное плановое воздушное судно в расчете на однократное патрулирование при плотности пожаров, соответствующей малой пожарной опасности по условиям погоды. Границы обслуживаемой территории должны совпадать с границами лесхозов либо лесничеств или проходить по хорошо известным, распознаваемым с воздуха ориентирам (большие реки, железные дороги и т.д.).

2.2.4. Места базирования авиаотделений устанавливаются в пунктах, имеющих аэродромы (посадочные площадки), расположенные как можно ближе к наиболее пожароопасным участкам охраняемой территории. Вертолеты при необходимости могут базироваться вне аэродромов, на посадочных площадках, оборудованных в соответствии с Наставлением по аэродромной службе.

2.2.5. Авиаотделениям устанавливаются патрульные маршруты для одно-, двух- и трехкратного патрулирования, соответственно для малой, средней и высокой пожарной опасности в лесу по условиям погоды.

2.2.6. В зависимости от заданного уровня охраны и от числа пожаров, возникающих на территории, обслуживаемой авиаотделением, в т.ч. в удаленных районах, определяется численность авиапожарных команд, необходимая для своевременного обслуживания пожаров, а также типы и количество воздушных судов, которые должны обеспечить доставку команд к местам пожаров.

Технические нормативы для определения этих данных утверждаются Федеральной службой лесного хозяйства России.

2.2.7. Патрульные маршруты прокладываются через наиболее опасные в пожарном отношении участки с таким расчетом, чтобы обеспечивалась полная просматриваемость обслуживаемой территории при средних условиях видимости. Как правило, не должно допускаться больших перекрытий просматривания одной и той же площади с соседних маршрутов. По возможности следует избегать изломов маршрутов под острыми углами. При прокладке маршрутов учитывается необходимость обеспечения максимальной безопасности полетов.

2.2.8. Расстояние между линиями маршрута должно быть не более 60 км, а от маршрута до границы обслуживаемой территории - не более 30 км.

Поворотные пункты маршрутов должны выбираться над ориентирами, хорошо опознаваемыми при полёте.

2.2.9. В соответствии с заключенными договорами составляется производственный план авиабазы, который утверждается начальником базы не позднее 1 февраля. На основании производственного плана авиабазы каждому авиаотделению выдается производственное задание.

2.2.10. План по налету часов предусматривает распределение лимитов летного времени по авиаотделениям и авиабазе по видам полетов: авиалесоохранные и прочие производственные.

2.2.11. К авиалесоохранным полетам относятся полеты, проводимые в целях обнаружения лесных пожаров и борьбы с ними, контроля за состоянием пожаров и соблюдением правил пожарной безопасности в лесу. Потребное для этих целей авиаотделениям летное время планируется с учетом фактического рационального налета часов, сложившегося в предшествующие годы при средней горимости лесов и продолжительности периода аренды.

2.2.12. К прочим производственным полетам относятся полеты по перегонке самолетов (вертолетов) в авиаотделения и обратно, а также специальные полеты по лесопатологическим обследованиям, для проведения воздушной тренировки работников парашютной и десантно-пожарной службы и проверки в воздухе летчиков-наблюдателей авиабазы, инспектированию авиаотделений.

2.2.13. Перевозка к месту базирования авиаотделения воздушным транспортом личного состава, противопожарного снаряжения, средств связи и другого имущества допускается при отсутствии наземного транспорта либо приурочивается к перегонке воздушных судов.

Потребное для этих целей количество летного времени определяется в каждом отдельном случае на основании производственного плана.