Действующий

Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы" (с изменениями на 21 января 2008 года)

III. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого
метода

Программа является механизмом реализации государственной национальной политики, выработки региональных стратегий развития социально-экономического и этнокультурного потенциала российских немцев.

Отсутствие системного подхода к решению проблем российских немцев как репрессированного народа привело к тому, что значительная часть российских немцев выехала на постоянное место жительства в Германию. С 1989 по 2004 год количество российских немцев сократилось более чем на 30 процентов и составляет около 600 тыс. человек. Продолжается переселение российских немцев в Германию, что отрицательно сказывается на состоянии и перспективах немецкого этноса в России, наносит существенный урон социально-экономическому развитию государства.

Количество российских немцев, выехавших из Российской Федерации на постоянное место жительства в другие государства (по данным переписи населения 2002 года), приведено в приложении N 1.

В настоящее время в большинстве мест компактного проживания российских немцев недостаточно учреждений культуры и образования, сокращается преподавание немецкого языка в общеобразовательных школах, ощущается недостаток квалифицированных педагогических кадров и учебно-методических материалов. Нерешенность социально-экономических и этнокультурных проблем приводит к сохранению эмиграционных настроений в среде российских немцев.

Значительное число российских немцев - переселенцев из стран СНГ проживает во временном жилье (вагончиках, бараках, контейнерах), построенные поселки недостаточно обустроены инженерной инфраструктурой (очистными сооружениями, водо- и газоснабжением, внутрипоселковыми дорогами). Слабо развита социальная инфраструктура. Необходимо увеличить количество школьных и дошкольных учреждений, культурно-образовательных центров и объектов здравоохранения.

Численность российских немцев, вернувшихся в Российскую Федерацию на места компактного проживания и обеспеченных только временным жильем (бараками и контейнерами), а также заявивших о намерении переселиться в Российскую Федерацию, в настоящее время составляет около 8000 человек.

К экономическим проблемам, связанным с российскими немцами, относятся низкий уровень денежных доходов, бытовая необустроенность, невозможность сохранения самобытности и культуры этноса.

Отказ от использования программно-целевого метода в решении указанных проблем приведет к усилению негативных социально-экономических тенденций в среде российских немцев: росту безработицы, снижению уровня денежных доходов населения, утрате национальных традиций и национальной идентичности.

Российская Федерация имеет ряд международных обязательств в отношении соблюдения прав национальных меньшинств, коренных малочисленных народов, этнических и религиозных прав и свобод граждан, что зафиксировано в ратифицированных Российской Федерацией международных соглашениях, хартиях, конвенциях и других правовых актах.

Реализация мер национальной политики в отношении российских немцев требует повышения роли общественных институтов, в том числе национальных организаций.

Национальные объединения обращаются к государству в основном с целью получения помощи в реализации мероприятий, которые осуществляются зачастую бессистемно, без единого плана взаимосвязанных мероприятий. Координирующую роль в этом направлении должна сыграть разрабатываемая Программа, которая на принципах системности объединит инициативы общественных организаций и национальных объединений в единый комплекс взаимосвязанных мероприятий.

В сложившихся условиях без использования программно-целевого метода эффективное решение проблем российских немцев не представляется возможным.