Методические рекомендации по вопросам проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации при приватизации указанного имущества
1. Методические рекомендации по вопросам проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации при приватизации указанного имущества (далее - Рекомендации) разработаны на основании и в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), Федеральным законом от 5 февраля 2007 года N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 года N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации" (далее - Указ), постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2007 года N 319 "О мерах по созданию открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс", Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Правила ведения ЕГРП), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
______________
Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3594; 2001, N 11, ст.997; 2001, N 16, ст.1533; 2002, N 15, ст.1377; 2003, N 24, ст.2244; 2004, N 30, ст.3081; 2004, N 27, ст.2711; 2004, N 35, ст.3607; 2004, N 45, ст.4377; 2005, N 1 (ч.1), ст.15; 2005, N 1 (ч.1), ст.22; 2005, N 1 (ч.1), ст.40; 2005, N 1 (ч.1), ст.43; 2005, N 50, ст.5244; 2006, N 1, ст.17; 2006, N 17 (ч.1), ст.1782; 2006, N 23, ст.2380; 2006, N 27, ст.2881; 2006, N 30, ст.3287; 2006, N 50, ст.5279; 2006, N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 31, ст.4011.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст.834.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст.251; 2005, N 19, ст.1750; 2005, N 25, ст.2425; 2006, N 17 (ч.1), ст.1782; 2006, N 31 (ч.1), ст.3454; 2007, N 7, ст.834; 2007, N 18, ст.2117; 2007, N 21, ст.2455.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 18, ст.2185.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст.2788.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 8, ст.963; 1999, N 52, ст.6416; 2002, N 41, ст.3983; 2003, N 37, ст.3584; 2004, N 47, ст.4652; 2006, N 48, ст.5038.
2. Рекомендации направлены на оказание практической помощи Федеральной регистрационной службе и ее территориальным органам (далее - органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации при приватизации указанного имущества.
К отношениям, возникающим при государственной регистрации прав на недвижимое имущество организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации при приватизации указанного имущества, применяются также иные нормативные правовые акты, изданные Министерством юстиции Российской Федерации в порядке реализации полномочий в установленной сфере деятельности.
3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации при приватизации указанного имущества осуществляется территориальными органами Федеральной регистрационной службы по месту нахождения объекта недвижимого имущества, а в случае государственной регистрации прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения - объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), - Федеральной регистрационной службой в порядке, установленном Законом о регистрации, Правилами ведения ЕГРП, иными нормативными правовыми актами, с учетом особенностей, установленных Законом.
4. Согласно части 1 статьи 5 Закона переход прав собственности на объекты недвижимого имущества организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации (в том числе земельные участки и объекты незавершенного строительства), возникших до дня вступления в силу Закона о регистрации, к открытым акционерным обществам, создаваемым в соответствии с Законом, осуществляется без государственной регистрации права собственности Российской Федерации и прав федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений атомного энергопромышленного комплекса, во владении которых находилось это имущество.
При передаче объектов недвижимого имущества, которые указаны в части 1 статьи 5 Закона и правоустанавливающие документы на которые были оформлены после дня вступления в силу Закона о регистрации, в собственность открытых акционерных обществ, создаваемых в соответствии с Законом, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на указанные объекты в случае, если данная регистрация ранее не проводилась, осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав открытых акционерных обществ, создаваемых в соответствии с Законом (часть 2 статьи 5 Закона).
Право собственности на имущество федеральных государственных учреждений атомного энергопромышленного комплекса переходит к основному акционерному обществу на основании передаточных актов с сохранением за указанными учреждениями права оперативного управления на принадлежащее им имущество (часть 9 статьи 3 Закона).
5. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
В случае если право собственности Российской Федерации и (или) право хозяйственного ведения федеральных государственных унитарных предприятий, право оперативного управления федеральных государственных учреждений на указанные в названной части объекты недвижимости возникли до вступления в силу Закона о регистрации, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, представляются заявление открытого акционерного общества о государственной регистрации его прав на такие объекты недвижимости, а также документы, подтверждающие возникновение права собственности Российской Федерации и (или) право хозяйственного ведения федеральных государственных унитарных предприятий, право оперативного управления федеральных государственных учреждений до вступления в силу Закона о регистрации.
В случаях, установленных частью 2 статьи 5 Закона, на государственную регистрацию одновременно представляются заявление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (территориального органа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом) о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и заявление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (территориального органа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом) и открытого акционерного общества о государственной регистрации перехода права собственности от Российской Федерации к открытому акционерному обществу на объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 5 Закона. Истребование заявления о государственной регистрации права хозяйственного ведения федерального государственного унитарного предприятия или права оперативного управления федерального государственного учреждения не рекомендуется.
В случае если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения федеральных государственных унитарных предприятий на объекты недвижимого имущества организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации, на государственную регистрацию представляется заявление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (территориального органа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом) и открытого акционерного общества о государственной регистрации перехода права собственности от Российской Федерации к открытому акционерному обществу на указанные выше объекты недвижимого имущества. Истребование заявления о прекращении права хозяйственного ведения федерального государственного унитарного предприятия на такие объекты недвижимого имущества на государственную регистрацию не рекомендуется.
В случае если в ЕГРП зарегистрировано право хозяйственного ведения федерального государственного унитарного предприятия на объекты недвижимого имущества организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации вне зависимости от момента его возникновения, при этом право собственности Российской Федерации возникло до вступления в силу Закона о регистрации, на государственную регистрацию представляется заявление открытого акционерного общества о государственной регистрации его права собственности на такие объекты недвижимого имущества. Истребование заявления о прекращении права хозяйственного ведения федерального государственного унитарного предприятия не рекомендуется.
Учитывая положения пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и положения части 2 статьи 5 Закона, на государственную регистрацию прав на земельные участки, переданные в собственность открытых акционерных обществ, создаваемых в соответствии с Законом, одновременно представляются заявление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (территориального органа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом) о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и заявление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (территориального органа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом) и открытого акционерного общества о государственной регистрации перехода права собственности от Российской Федерации к открытому акционерному обществу на такие земельные участки.
_______________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2004, N 41, ст.3993; 2005, N 10, ст.763; 2006, N 17 (ч.1), ст.1782; 2006, N 23, ст.2380; 2006, N 27, ст.2880; 2006, N 27, ст.2881; 2006, N 43, ст.4412; 2006, N 50, ст.5282; 2006, N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 1 (ч.1), ст.23; 2007, N 1 (ч.1), ст.24; 2007, N 10, ст.1148; 2007, N 21, ст.2455; 2007, N 26, ст.3075.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4148; 2003, N 28, ст.2875; 2003, N 50, ст.4846; 2004, N 41, ст.3993; 2005, N 25, ст.2425; 2006, N 1, ст.3; 2006, N 17 (ч.1), ст.1782; 2006, N 27, ст.2881; 2006, N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 7, ст.834.
6. Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона основаниями возникновения права собственности открытых акционерных обществ, создаваемых в соответствии с Законом, являются решения об условиях приватизации федерального имущества (решения об условиях передачи федерального государственного учреждения атомного энергопромышленного комплекса) и передаточные акты, форма которых в соответствии с подпунктом "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2007 года N 319 "О мерах по созданию открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Учитывая положения абзаца пятого пункта 5 статьи 18 Закона о регистрации, заверенные в установленном порядке копии решений об условиях приватизации федерального имущества (решения об условиях передачи федерального государственного учреждения атомного энергопромышленного комплекса) и передаточных актов представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".