Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 августа 2007 года N 498

О федеральной целевой программе "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы" *

(с изменениями на 30 декабря 2011 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 471. - См. предыдущую редакцию.

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы" (далее - Программа) (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 471 - см. предыдущую редакцию).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 471 - см. предыдущую редакцию).

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2008-2011 годах региональных целевых программ учитывать положения Программы (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 471 - см. предыдущую редакцию).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

  

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 августа 2007 года N 498

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы" *

(с изменениями на 30 декабря 2011 года)

________________

* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 471. - См. предыдущую редакцию.



ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы" *

________________

* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 471. - См. предыдущую редакцию.

Наименование
Программы

-

федеральная целевая программа "Развитие
инфраструктуры наноиндустрии в Российской
Федерации на 2008-2011 годы"

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 471 - см. предыдущую редакцию)

Основание для
разработки
Программы

-


протокол заседания Правительства Российской
Федерации от 7 сентября 2006 года N 31

Государственные
заказчики
Программы

-

Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 471 - см. предыдущую редакцию)

Государственный
заказчик -
координатор
Программы

-



Министерство образования и науки Российской
Федерации


Основные
разработчики
Программы

-

Министерство образования и науки Российской
Федерации, Федеральное агентство по науке и
инновациям

Цель Программы

-

создание в Российской Федерации современной
инфраструктуры национальной
нанотехнологической сети для развития и
реализации потенциала отечественной
наноиндустрии

Задачи Программы

-

оснащение специальным экспериментальным,
диагностическим, метрологическим,
научно-технологическим и производственным
оборудованием, иными приборами и устройствами
элементов национальной нанотехнологической
сети, формируемых на базе государственных
организаций, обеспечение эффективной
эксплуатации и использования
приборно-инструментальной базы в интересах
российских научных организаций,
образовательных учреждений высшего
профессионального образования, выполняющих
работы в области нанотехнологий и
наноматериалов;
создание и поддержка функционирования системы
обмена информацией между организациями,
входящими в состав национальной
нанотехнологической сети, в целях повышения
эффективности их деятельности,
коммерциализации и популяризации знаний в
области нанотехнологий и наноматериалов;
формирование системы методического
обеспечения, регламентирующей безопасность
создания и применения нанотехнологий и
наноматериалов;
формирование системы методического обеспечения
механизмов регулирования развития
наноиндустрии, гармонизирующей российские и
международные нормативные и методические
документы по обеспечению единства измерений и
подтверждения соответствия продукции
наноиндустрии, поддержки экспорта в целях
стимулирования процессов коммерциализации
нанотехнологий и вывода на внутренний и
внешний рынки новой продукции наноиндустрии

Важнейшие
целевые
индикаторы и
показатели
Программы

-

количество научных, инновационно-технологических, внедренческих и коммерческих организаций, имеющих доступ к различным составляющим инфраструктуры наноиндустрии, - 2480 единиц;
удельная оснащенность (стоимость оборудования)
одного сотрудника, занятого в исследованиях и
разработках в рамках национальной
нанотехнологической сети, - 860 тыс. рублей;
средний возраст научного и специального
оборудования, приборов и устройств головных
организаций отраслей в составе национальной
нанотехнологической сети - 5 лет

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 471 - см. предыдущую редакцию)

Сроки реализации
Программы

-

2008-2011 годы

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 471 - см. предыдущую редакцию)

Объемы и
источники
финансирования
Программы

-

всего на 2008-2011 годы (в ценах соответствующих лет) -
27405,73 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 24527,15 млн. рублей, из них:

капитальные вложения (инвестиции) - 15168,74 млн. рублей;

субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" - 304,3 млн. рублей;

прочие нужды - 9054,11 млн. рублей;

средства из внебюджетных источников - 2878,58 млн. рублей.

Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год.

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 471; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1253. - См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы и
показатели
ее социально-
экономической
эффективности


















































-


























































создание нового поколения наноматериалов и
нанотехнологий для использования в ключевых
областях науки и техники, ресурсо- и
энергосбережении, промышленном производстве,
здравоохранении и производстве продуктов
питания, а также для поддержания необходимого
уровня обеспечения обороноспособности и
безопасности государства;
увеличение доли продукции, произведенной с
помощью созданной в рамках Программы
инфраструктуры наноиндустрии, до 75 процентов
общего объема продукции наноиндустрии,
произведенной в Российской Федерации;
обеспечение мирового уровня исследований и
разработок, оснащенности
научно-исследовательским, метрологическим и
технологическим оборудованием организаций,
работающих в сфере наноиндустрии, и получение
при этом организациями - участниками Программы
до 80 патентов (в том числе международных) в
год;
развитие и реализация российского потенциала
наноиндустрии и активное участие Российской
Федерации в международной научно-технической
кооперации;
создание системы учета информации о
результатах научных исследований и
технологических разработок в сфере
наноиндустрии, полученных организациями
различных организационно-правовых форм,
обеспечение доступа к этой информации;
совершенствование методической базы
научно-технической и инновационной
деятельности в сфере наноиндустрии;
создание и ресурсное обеспечение уникальных
научных установок, сети
центров коллективного пользования уникальным
научным и экспериментальным оборудованием;
создание и развитие инновационной
инфраструктуры, совершенствование механизма
взаимодействия участников инновационного
процесса, включая организацию взаимодействия
научных организаций и высших учебных заведений
с промышленными организациями, в целях
продвижения новых нанотехнологий и
наноматериалов в производство;
сохранение и развитие кадрового потенциала, в
том числе создание условий для привлечения и
закрепления талантливой молодежи в сфере
наноиндустрии, возвращения в Российскую
Федерацию ведущих российских ученых и
специалистов в сфере наноиндустрии, работающих
за рубежом, и их трудоустройства. При этом
доля научных сотрудников, имеющих не менее 3
лет опыта проведения исследований и разработок
технологий с использованием научного
оборудования мирового уровня, в общем числе
научных сотрудников организаций национальной
нанотехнологической сети, составит не менее 70
процентов

     

     

I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа

Системной проблемой в сфере наноиндустрии, являющейся основой развития наукоемкой экономики, в настоящее время является разрыв между необходимостью проведения на высоком уровне исследований и разработок, научно-технологическим заделом в этой сфере и критически низким уровнем развития инфраструктуры наноиндустрии, что не позволяет Российской Федерации стать достойным конкурентом на формирующемся мировом рынке наноиндустрии.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах обращается внимание на необходимость продолжения решения вопросов развития наноиндустрии с применением программно-целевых методов.

Ускоренное выполнение работ в сфере развития инфраструктуры наноиндустрии призвано обеспечить реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г., в том числе повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования и культуры, обеспечение обороноспособности и безопасности государства.

Правительство Российской Федерации одобрило в основном Концепцию развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года (поручение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N МФ-П7-6194), в соответствии с которой важным направлением реализации государственной политики в области инновационного развития наноиндустрии является материально-техническое обеспечение работ с учетом возможности кооперации при использовании уникального дорогостоящего научного оборудования в целях создания сбалансированной и гибкой инфраструктуры, обеспечивающей ускоренное развитие основ наноиндустрии и освоение внутреннего и внешнего рынков наукоемкой продукции.

В президентской инициативе "Стратегия развития наноиндустрии", утвержденной Президентом Российской Федерации, одним из основных инструментов государственной политики в сфере нанотехнологий определена федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы" (далее Программа).

Инфраструктура наноиндустрии должна создаваться не для отдельных организаций, а в виде инфраструктуры национальной нанотехнологической сети, представляющей собой совокупность организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, осуществляющих разработки и коммерциализацию технологий, деятельность которых в этой области координируется федеральными органами исполнительной власти на межотраслевом уровне.

Важнейшими элементами формируемой инфраструктуры наноиндустрии являются:

приборно-инструментальная и производственно-технологическая составляющая, которая характеризует материально-техническую и метрологическую базы различных направлений развития наноиндустрии;

информационно-аналитическая составляющая, которая обеспечивает координацию работ, полноту и актуализацию сведений о перспективных разработках, технологиях и кадровом потенциале в сфере наноиндустрии в Российской Федерации и за рубежом;

методическая составляющая, которая регламентирует безопасность создания и применения нанотехнологий и наноматериалов, механизмы регулирования развития наноиндустрии, обеспечивает гармонизацию российских и иностранных нормативных и методических документов по обеспечению единства измерений и подтверждения соответствия продукции наноиндустрии.

Формирование инфраструктуры наноиндустрии должно стать важнейшим стратегическим направлением, определяющим новые подходы к преобразованию отечественной высокотехнологичной промышленности, реализуемым по Программе координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 года N 1188-р.

Ряд государственных научных центров и организаций Российской Федерации имеет исторический приоритет, большой задел и находится на высоком международном уровне в сфере разработок и исследований в области некоторых наноматериалов и нанотехнологий. Сформирован также образовательный сегмент высшего профессионального образования, в котором помимо образовательной деятельности осуществляется интенсивная исследовательская работа в указанной сфере.

В рамках федеральных целевых и ведомственных программ осуществляется государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области нанотехнологий, однако в них не предусмотрены необходимые средства на развитие материально-технической базы и иных составляющих инфраструктуры наноиндустрии.

В то же время в части темпов коммерческого освоения нанотехнологий Россия отстает от ряда зарубежных стран. Одной из главных причин такого отставания является отсутствие метрологического обеспечения измерений при разработке и промышленном освоении нанотехнологий и производстве наноматериалов, старение, а по отдельным направлениям развития нанотехнологий практическое отсутствие научного и специального оборудования, приборов и устройств, отвечающих современным мировым требованиям, а также отставание в развитии других составляющих инфраструктуры наноиндустрии.

Отсутствие поддержки в сфере развития наноиндустрии со стороны государства в создавшихся условиях может привести к тому, что имеющийся сегодня в Российской Федерации существенный научный задел будет либо утрачен, либо использован иностранными конкурентами.

Для решения общих проблем в области наноиндустрии необходимо создать с учетом Программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации инфраструктуру национальной нанотехнологической сети.

II. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации, а также целевые
индикаторы и показатели

Целью Программы является создание в Российской Федерации современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии.

Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи.

Первой задачей является оснащение специальным экспериментальным, диагностическим, метрологическим, научно-технологическим и производственным оборудованием, иными приборами и устройствами элементов национальной нанотехнологической сети, формируемых на базе государственных организаций, обеспечение эффективной эксплуатации и использования приборно-инструментальной базы в интересах российских научных организаций, образовательных учреждений высшего профессионального образования, выполняющих работы в области нанотехнологий и наноматериалов.

Второй задачей является создание и поддержка функционирования системы обмена информацией между организациями, входящими в состав национальной нанотехнологической сети, в целях повышения эффективности их деятельности, коммерциализации и популяризации знаний в области нанотехнологий и наноматериалов.

Третьей задачей является формирование системы методического обеспечения, регламентирующей безопасность создания и применения нанотехнологий и наноматериалов.

Четвертой задачей является формирование системы методического обеспечения механизмов регулирования развития наноиндустрии, гармонизирующей российские и международные нормативные и методические документы по обеспечению единства измерений и подтверждения соответствия продукции наноиндустрии, поддержки экспорта в целях стимулирования процессов коммерциализации нанотехнологий и вывода на внутренний и внешний рынки новой продукции наноиндустрии.

Решение первой задачи обеспечивается по нескольким тематическим направлениям. В качестве тематических направлений деятельности национальной нанотехнологической сети федеральными органами исполнительной власти определены следующие направления:

наноэлектроника;

наноинженерия;

функциональные наноматериалы и высокочистые вещества;

функциональные наноматериалы для энергетики;

функциональные наноматериалы для космической техники;

нанобиотехнологии;

конструкционные наноматериалы;

композитные наноматериалы;

нанотехнологии для систем безопасности.

В состав национальной нанотехнологической сети входят:

головная научная организация Программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации (далее - головная научная организация), которая определена на конкурсной основе, - федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт";

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1253. - См. предыдущую редакцию)

головные организации отраслей, определяемые федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками Программы из числа крупных отраслевых специализированных научно-технологических комплексов;

ведущие научно-образовательную деятельность в сфере наноиндустрии образовательные учреждения высшего профессионального образования, отбираемые на конкурсной основе.

Основными функциями головной научной организации являются:

координация исследований и разработок для формирования научно-технологической базы наноиндустрии;