В современном мире злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами (далее - наркотики) является одной из наиболее острых социальных проблем. По данным Организации Объединенных Наций, в настоящее время общее число лиц, потребляющих наркотики, составляет около 185 миллионов человек, или 3% всего населения планеты.
Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков, остро стоят перед всеми без исключения странами, оказывают негативное влияние на их социальное, культурное, экономическое и политическое развитие. В полной мере это касается и государств - участников СНГ. Например, в Российской Федерации за десять лет количество регистрируемых преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось почти в два раза (с 79819 в 1995 году до 150096 в 2004 году). Рост количества подобных деяний характерен для всех государств - участников СНГ. Так, по сравнению с 1995 годом число преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков выросло в Республике Молдова в 3,5 раза, в Республике Беларусь - в 3 раза, в Республике Таджикистан - почти в 2 раза. В других странах СНГ также наблюдается рост количества регистрируемых наркопреступлений, однако не столь значительный: в Грузии - на 41%, Азербайджанской Республике - на 35%, Республике Казахстан - на 31%, Украине - на 25%, Кыргызской Республике - на 22%. Единственным государством - участником СНГ, в котором наблюдается тенденция снижения количества преступлений, связанных с наркотиками, является Республика Армения, где по сравнению с 1995 годом их число сократилось на 34%.
Возросшие масштабы незаконного распространения наркотиков в государствах - участниках СНГ представляют серьезную угрозу здоровью людей, безопасности общества и государства. Увеличение числа противоправных деяний, совершаемых потребителями наркотиков, взаимосвязь между незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью, легализацией денежных средств, полученных преступным путем, и коррупцией требуют решения данной проблемы на межгосударственном уровне, так как эффективная борьба с незаконным наркооборотом на постсоветском пространстве возможна только при тесном взаимодействии государств - участников СНГ. Основой такого взаимодействия являются международно-правовые нормы, направленные на создание механизмов глобального контроля, ограничивающего доступ к наркотикам и обеспечивающего противодействие их незаконному обороту.
Как отмечено в докладе Международного комитета по контролю над наркотиками ООН за 2004 год, основой для международных усилий по борьбе со злоупотреблением запрещенными наркотиками являются международные договоры, принятые в рамках Организации Объединенных Наций: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах; Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Важное значение в осуществлении международного сотрудничества в данной сфере имеют и многосторонние соглашения, принимаемые на основе и во исполнение указанных конвенций. Так, руководствуясь положениями указанных конвенций, правительства государств - участников СНГ 30 ноября 2000 года приняли Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В этом документе определены основные принципы, направления и формы сотрудничества, названы компетентные органы, уполномоченные на осуществление прямых контактов, установлен порядок сотрудничества на основании запросов об оказании содействия.
Развитие взаимодействия государств - участников СНГ в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков требует унификации их национальных законодательств.
В настоящее время контроль за оборотом наркотиков и противодействие их незаконному обороту в государствах - участниках СНГ осуществляются на основе системы национальных законов, включающей:
- Закон Азербайджанской Республики от 18 июня 1999 года N 686-1Г "О борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров";
- Закон Республики Армения от 10 февраля 2003 года N ЗР-518 "О наркотических средствах и психотропных веществах";
- Закон Республики Беларусь от 22 мая 2002 года N 102-3 "О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах";
- Закон Грузии от 5 декабря 2002 года N 1831-Iс "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и наркологической помощи";
- Закон Республики Казахстан от 10 июля 1998 года N 279-1 "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими";
- Закон Кыргызской Республики от 22 мая 1998 года N 66 "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах";
- законы Республики Молдова от 6 мая 1999 года N 382-XIV "Об обороте наркотических, психотропных веществ и прекурсоров" и от 6 декабря 2001 года N 713-XV "О контроле и предупреждении злоупотребления алкоголем, незаконного потребления наркотиков и других психотропных веществ";
- Закон Республики Таджикистан от 10 декабря 1999 года N 873 "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах";
- Закон Туркменистана от 9 октября 2004 года "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту";
- Закон Республики Узбекистан от 19 августа 1999 года N 813-I "О наркотических средствах и психотропных веществах";
- законы Украины от 8 июля 1999 года N 863-XIV "Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров" и от 15 февраля 1995 года N 62/95-ВС "О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и злоупотреблению ими".
Несмотря на то что правовой основой для разработки указанных национальных законов были одни и те же международные правовые акты, в них имеются существенные расхождения, обусловившие появление ряда проблем. К числу таких проблем относятся:
1) отсутствие единой терминологии в сфере оборота наркотиков и области противодействия их незаконному обороту;
2) наличие расхождений в вопросах регулирования законного оборота наркотиков и противодействия их незаконному обороту, в частности:
- установления перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в соответствии с международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также порядка утверждения и изменения указанного перечня;
- разработки механизма определения крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовных законов государств - участников СНГ;
- установления порядка и мер контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ;
- передачи образцов наркотических средств и психотропных веществ для проведения экспертных исследований.
Имеющиеся противоречия в правовых системах государств - участников СНГ создают помехи для эффективной борьбы с наркопреступностью.