Недействующий

Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "Об общих принципах организации
 транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного
сообщения в Российской Федерации"


Проект Федерального закона "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации в развитие федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Законопроект направлен на установление правовых основ единого рынка услуг автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта, приведение системы управления пассажирским транспортом в соответствие с условиями рыночной экономики.

Предметом законопроекта являются отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения. Необходимость правового регулирования данного вида обслуживания населения обусловлена тем, что оно охватывает более 85% перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом, что делает его важнейшим элементом в системе жизнеобеспечения страны.

Учитывая особую социальную значимость данных перевозок, а также то, что пассажирский транспорт является составной частью городской и региональной инфраструктуры, в большинстве стран мира, включая страны с рыночной экономикой, эта деятельность подпадает под особый правовой режим, предусматривающий разумное сочетание механизмов свободного рынка с механизмами административного регулирования.

Федеральное законодательство относит решение вопросов организации транспортного обслуживания населения к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В то же время соответствующие полномочия законодательно не определены.

В условиях этой правовой неопределенности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, которыми устанавливаются механизмы административного регулирования рынка регулярных перевозок. Однако, поскольку в федеральном законодательстве особенности организации рынка регулярных перевозок не отражены, эти правовые акты очень часто опротестовываются, как противоречащие принципам свободной конкуренции.

Законопроект устраняет это противоречие. Им устанавливаются рамки полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области административного регулирования соответствующих рынков.

Законопроект вводит норму, согласно которой хозяйствующие субъекты допускаются к выполнению регулярных перевозок только при условии заключения с органами исполнительной власти субъектов Российской федерации, с органами местного самоуправления договоров об организации регулярных перевозок.

Кроме того, законопроект предусматривает включение автовокзалов (автостанций) в состав маршрутов регулярного сообщения только при условии заключения владельцами указанных автовокзалов (автостанций) с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации договоров об обеспечении регулярных перевозок.

Основной целью законопроекта является формирование правовых условий, обеспечивающих доступ перевозчика на локальные рынки транспортных услуг в любом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании. Он направлен на развитие конкуренции перевозчиков как основного механизма повышения качества и эффективности пассажирских перевозок.

Для достижения поставленной цели необходимо введение механизмов конкурсного отбора перевозчиков.

Конкурсные процедуры отдают предпочтение тем перевозчикам, которые в наибольшей степени отвечают общественным интересам, т.е. обеспечивают качественное обслуживание населения за умеренную плату.

Конкурсы не исключают конкуренцию, а являются одной из ее форм, в наибольшей степени учитывающей особенности рынка регулярных перевозок. Конкурсный допуск на рынок регулярных перевозок получил широкое распространение в странах с рыночной экономикой и, безусловно, способствовал развитию конкуренции перевозчиков.

Законопроект наделяет местные органы власти правом установления критериев конкурсного отбора перевозчиков, исходя из интересов населения и имеющихся ресурсных ограничений, включая пропускную способность объектов транспортной инфраструктуры. Вместе с тем законопроект ограничивает перечень используемых критериев в целях недопущения административного произвола.

Специальная статья законопроекта посвящена решению проблемы демонополизации рынка регулярных перевозок. В нее включены требования по организации маршрутной сети и проведению конкурсов, направленные на формирование конкурентной среды. В частности устанавливается требование, согласно которому доля перевозчика на локальном рынке транспортных услуг не может превышать 35 процентов. Для выполнения данного требования предусмотрен переходный период, в течение которого рыночная доля перевозчиков сначала должна быть снижена до 65, а затем - до 35 процентов.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка