Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об общих принципах организации транспортного
обслуживания населения на маршрутах регулярного
сообщения в Российской Федерации
1. Настоящий Федеральный закон направлен на установление основ федеральной политики в области организации транспортного обслуживания населения и правовых основ единого рынка услуг пассажирского транспорта.
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения в части организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярного сообщения, пролегающих в границах территории Российской Федерации.
1. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты в области регулирования отношений, связанных с организацией перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярного сообщения, на основании настоящего и иных федеральных законов.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают нормативные правовые акты в области регулирования отношений, связанных с организацией перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярного сообщения, по вопросам, не урегулированным федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
3. Органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты в области регулирования отношений, связанных с организацией перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярного сообщения, по вопросам, не урегулированным федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:
владелец объекта транспортной инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющий объектом транспортной инфраструктуры на праве собственности или на ином законном основании;
межмуниципальный маршрут - маршрут регулярного сообщения, пролегающий в границах территории одного субъекта Российской Федерации между муниципальными районами, или между городскими округами, или между городским округом и муниципальным районом;
межсубъектный маршрут - маршрут регулярного сообщения, пролегающий в границах территорий двух и более субъектов Российской Федерации;
муниципальный маршрут - маршрут регулярного сообщения, пролегающий в границах территории поселения (включая города федерального значения) или между поселениями в границах территории одного муниципального района;
объекты транспортной инфраструктуры - сооружения, производственно-технологические комплексы, включая автовокзалы (автостанции), остановочные пункты, служебные станции транспортных средств, трамвайные и троллейбусные линии, предназначенные для обслуживания пассажиров и персонала перевозчиков, а также обеспечения работы транспортных средств на маршруте регулярного сообщения.
2. Понятия "маршрут регулярного сообщения", "перевозчик", "регулярные перевозки" применяются соответственно в значениях, указанных в статье 2 Федерального закона "Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации".
3. Понятие "группа лиц" применяется в значении, указанном в статье 9 Федерального закона "О защите конкуренции".
1. Организация транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения включает:
обеспечение доступности услуг пассажирского транспорта для населения;
организацию маршрутов регулярного сообщения;
организацию регулярных перевозок;
контроль за соблюдением установленных условий выполнения регулярных перевозок.
2. Организация транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований (на муниципальных маршрутах в городах федерального значения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации), в границах территории которых пролегают соответствующие маршруты.
3. Организация транспортного обслуживания населения на межмуниципальных маршрутах осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в границах территории которых пролегают соответствующие маршруты.
4. Организация транспортного обслуживания населения на межсубъектных маршрутах осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены начальные пункты маршрутов регулярного сообщения.
1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют посредством размещения государственных, муниципальных заказов регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, и предоставлением преимуществ по провозной плате, в том числе права бесплатного проезда, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, обеспечивающих доступность транспортных услуг для населения.
2. Иные регулярные перевозки осуществляются с применением тарифов, установленных перевозчиком. Перевозчики также вправе предоставить отдельным категориям граждан преимущества по провозной плате.
1. В целях компенсации расходов, связанных с осуществлением регулярных перевозок с применением тарифов и предоставлением преимуществ по провозной плате, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, перевозчикам предоставляются субсидии за счет средств соответствующих бюджетов.
2. Размер и порядок предоставления указанной в пункте 1 настоящей статьи субсидии перевозчику устанавливаются договором об организации регулярных перевозок, заключаемым с перевозчиком органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
1. Открытие, изменение маршрута регулярного сообщения осуществляется по инициативе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или по предложению юридического, физического лица, объединений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в форме простого товарищества.
2. Не рассматривается предложение об открытии маршрута регулярного сообщения, поступившее от юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также от объединений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в форме простого товарищества, если с соответствующим юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или хотя бы с одним из участников простого товарищества в течение одного года до момента направления предложения об открытии указанных маршрутов был досрочно расторгнут ранее заключенный договор об организации регулярных перевозок по основаниям, предусмотренным пунктом 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.
3. Открытие, изменение маршрута регулярного сообщения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной статьей 4 настоящего Федерального закона (далее - компетенция), в порядке, предусмотренном правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном и городском наземном электрическом пассажирском транспорте, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее - правила организации пассажирских перевозок) с учетом положений настоящего Федерального закона.
4. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе отказать в открытии, изменении маршрута регулярного сообщения в случае:
несоответствия маршрута регулярного сообщения требованиям к организации маршрутов регулярного сообщения, установленным правилами организации пассажирских перевозок;
недостаточности средств бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального образования для предоставления перевозчикам субсидий, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе установить ограничения по вместимости транспортных средств и (или) интервалам их отправления при осуществлении перевозок по вновь открываемому, измененяемому маршруту регулярного сообщения в случае, если это обусловлено ограниченной пропускной способностью объектов транспортной инфраструктуры.
6. Маршруты регулярного сообщения могут совпадать полностью или на отдельных участках пути следования транспортного средства.
7. Открытие маршрута регулярного сообщения удостоверяется паспортом маршрута.
8. Форма паспорта маршрута регулярного сообщения и порядок его оформления устанавливаются правилами организации пассажирских перевозок.
9. Паспорт маршрута подлежит регистрации в соответствующем реестре маршрутов регулярного сообщения. Порядок ведения реестров маршрутов регулярного сообщения устанавливается правилами организации пассажирских перевозок.
10. Ведение реестров муниципальных маршрутов осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (муниципальных маршрутов в городах федерального значения - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации).
11. Ведение реестров межмуниципальных маршрутов осуществляется органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
12. Ведение реестров межсубъектных маршрутов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
13. Решение о закрытии маршрута регулярного сообщения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, открывшим соответствующий маршрут, при наличии одного из следующих оснований:
прекращение движения транспортных средств на маршруте регулярного сообщения или на его отдельных участках;
отсутствие заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок на соответствующем маршруте регулярного сообщения, предусмотренного статьей 10 настоящего Федерального закона;
выявление нарушений требований к организации маршрутов регулярного сообщения, установленных правилами организации пассажирских перевозок.
1. По обращению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, открывающего межмуниципальный маршрут, органы местного самоуправления муниципальных образований, по территории которых пролегает данный маршрут, определяют один или несколько остановочных пунктов, расположенных в границах территории соответствующего муниципального образования, включаемых в состав этого маршрута.
2. По обращению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, открывающего межсубъектный маршрут, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по территории которых пролегает данный маршрут, определяют один или несколько остановочных пунктов, расположенных в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включаемых в состав этого маршрута.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по территории которого пролегает открываемый межсубъектный маршрут, согласовывает с органами местного самоуправления перечень включаемых в состав межсубъектного маршрута остановочных пунктов, размещенных на территории соответствующих муниципальных образований.
1. Регулярные перевозки осуществляются в соответствии с договором об организации регулярных перевозок, заключаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, открывшими соответствующие маршруты, с перевозчиком, действующим от собственного имени или от имени участников простого товарищества.
2. Договор об организации регулярных перевозок заключается по результатам конкурса за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона.
3. В договоре об организации регулярных перевозок определяются следующие существенные условия:
маршруты, по которым осуществляются регулярные перевозки;
условия осуществления регулярных перевозок (тарифы, преимущества по провозной плате для отдельных категорий граждан, количество, типы и оборудование транспортных средств, расписание, виды принимаемых к оплате проездных билетов, нормы провоза багажа, ручной клади и др.);
цена договора и график платежей (для регулярных перевозок, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона);
формы отчетов о выполнении регулярных перевозок, порядок и сроки их представления;
порядок корректировки расписания;
порядок корректировки тарифов (для регулярных перевозок, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 настоящего Федерального закона);
порядок корректировки цены договора (для регулярных перевозок, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона);
порядок продажи проездных билетов и учета выручки от оплаты проезда (для регулярных перевозок, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона);
обязательства перевозчика по срокам приобретения транспортных средств на праве собственности или ином законном основании в количестве и по типам, необходимым для выполнения договора (в случае если на момент заключения договора перевозчик не располагает указанными транспортными средствами);
права и обязанности сторон, связанные с необходимостью обеспечения транспортного обслуживания населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (аварии в системе энергоснабжения пассажирского транспорта, временное прекращение движения на отдельных участках улично-дорожной сети, сбои в системе поставок горюче-смазочных материалов и др.);
права и обязанности сторон, связанные с необходимостью обеспечения транспортного обслуживания населения в случае прекращения перевозок на отдельных маршрутах регулярного сообщения в связи с банкротством или аннулированием лицензии у перевозчика, ранее осуществлявшего указанные перевозки.