Проект федерального закона направлен на законодательное определение правового статуса Администрация Президента Российской Федерации. Считаю принципиально необходимым закрепление правового статуса Администрации Президента Российской Федерации, как важнейшего государственного органа в сложившейся системе государственного управления в Российской Федерации, в нормативном правовом акте уровня федерального закона.
В соответствии со ст.71 (п."г") Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации относится формирование федеральных органов государственной власти. В ст.76 (ч.1) Конституции Российской Федерации закреплено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Таким образом, Конституция Российской Федерации прямо предусматривает возможность принятия федеральных законов по вопросам формирования федеральных органов государственной власти, одним из которых является Администрация Президента Российской Федерации.
При рассмотрении вопроса о возможности и необходимости законодательного определения системы федеральных органов исполнительной власти, конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 27.01.99 N 2-П "По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации" указал, что: "По смыслу статей 71 (пункт "г"), 72 (пункт "н"), 76 (части 1 и 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации, определение видов федеральных органов исполнительной власти, так как оно взаимосвязано с регулированием общих принципов организации и деятельности системы органов государственной власти в целом, осуществляется посредством федерального закона. Однако этим не исключается возможность регулирования указанных вопросов другими нормативными актами, исходя из предписаний Конституции Российской Федерации, устанавливающих полномочия Президента Российской Федерации (статьи 80, 83, 84, 86, 87 и 89) до принятия соответствующих законодательных актов Президент Российской Федерации может издавать указы по вопросам установления системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности…".
Следовательно, используя аналогию можно утверждать, что нормативное регулирование правового положения Администрации Президента Российской Федерации нормативным актом уровня Указа Президента Российской Федерации является временным, действующим "до принятия соответствующих законодательных актов". Таким образом, основным нормативным правовым актом призванным регулировать правовое положение Администрации Президента Российской Федерации должен быть федеральный закон.
Юридическая обоснованность вышеизложенных рассуждений подтверждается сложившейся в Российской Федерации практикой определения правового положения органов государственной власти, не являющихся органами ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной власти в нормативных правовых актах уровня федерального закона. Следует упомянуть Федеральный закон от 11.01.95 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральный закон от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статью 21 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный конституционный закон от 26.02.97 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
Кроме того, статья 28 "Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации" Федерального закона N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" именует Президента Российской Федерации полномочным органом. Значительная часть полномочий Президента Российской Федерации по вопросам гражданства предполагает и требует их исполнения особым государственным органом, на практике - соответствующим структурным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, и также является обоснованием возможности и необходимости закрепления правового статуса Администрации Президента Российской Федерации в федеральном законе.
Согласно настоящему проекту, правовой статус Администрации Президента Российской Федерации претерпит незначительные изменения в сравнении с ныне существующим, установленным Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2004 N 400 "Об Администрации Президента Российской Федерации" и от 06.04.2004 N 490 "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации". В целях недопущения проволочек бюрократического характера, неминуемо связанных со с вступлением в силу каждого нового закона, значительная часть содержания настоящего проекта дословно цитирует названные Указы Президента Российской Федерации, а также Федеральный конституционный закон от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Основные отличия правового статуса Администрации Президента Российской Федерации, устанавливаемого в соответствии с проектом, от ныне существующего, заключаются в следующем:
- законодательно закрепляется недопустимость вмешательства Администрации Президента Российской Федерации в деятельность Правительства Российской Федерации при решении конкретных вопросов входящих в компетенцию органов исполнительной власти;
- в целях недопущения распространения недостоверной информации о возможности воздействия Администрации Президента Российской Федерации на отдельные средства массовой информации или политические партии, проект закона закрепляет недопустимость вмешательства Администрации Президента Российской Федерации в деятельность средств массовой информации, политических партий и иных некоммерческих организаций (за исключением случаев подготовки, по заданию Президента Российской Федерации, законопроектов затрагивающих названные организации, а также деятельности пресс-службы);
- руководителям Администрации Президента Российской Федерации запрещается участвовать в управлении хозяйствующими субъектами (в том числе входить в их Советы директоров), за исключением случаев, когда исполнение такого рода обязанностей не сопряжено с получением вознаграждения от хозяйствующих субъектов. Устанавливаемый запрет призван исключить возможность появления недостоверной информации о наличии в деятельности сотрудников Администрации Президента Российской Федерации конфликта интересов, а также признаков коррупционного поведения;
- устанавливаются следующие функции Администрации Президента Российской Федерации: обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по руководству федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, и обеспечение деятельности Президента Российской Федерации в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Председателя Совета Безопасности Российской Федерации.
Принятие настоящего федерального закона направлено на установление в законодательстве правовых требований к органам власти высшего уровня и их должностным лицам, требований в том числе и нравственного характера, представления о необходимости существования которых традиционно поддерживается в национальном правосознании.